Концерн "Моринсис-Агат" широко известен своими разработками военного назначения – системами управления огнем, ракетными комплексами, системами боевого управления — и плотным сотрудничеством с отечественным ВМФ. Но при этом в его недрах ведутся и гражданские разработки, которых очень ждут, например, в Арктике. Освоение шельфовых месторождений сегодня задача стратегическая, и без высокотехнологичных инноваций при этом не обойтись.
На сегодняшний день Концерном созданы и проходят испытания две важные новинки. Первая — комплексная роботизированная система для работ по разведке и освоению шельфовых месторождений. Соответствующая ОКР под шифром "Акмобиль" велась Концерном по заказу Минпромторга с 2014 года. Вторая разработка — программно-аппаратный комплекс для морской сейсморазведки.
Подробности корреспонденту "Корабел.ру" рассказал заместитель генерального директора – генерального конструктора по коммерции и инновационному развитию Концерна "Моринсис-Агат" Артем Черепанов.
– Артем Петрович, давайте начнем с "Акмобиля". Что это за подводный робот и зачем он потребовался в Арктике?
– При освоении арктического шельфа необходимо учитывать суровые климатические условия и высокие требования к охране окружающей среды. Экстремальные условия производства работ, такие как ограниченная продолжительность светового дня, чрезвычайно низкие температуры воздуха и непредсказуемая динамика изменения характеристик ледового покрова, сокращают полевой сезон для проведения сейсморазведочных работ с применением стандартных технологий, повышают риск повреждения оборудования, а также приводят к появлению нежелательных помех в сейсмических данных.
Для расширения временного окна сейсмических работ и минимизации специфических рисков при производстве работ в ледовых условиях в АО "Концерн "Моринсис-Агат" разработан и испытан подводный робот "Акмобиль". Это модуль саморазвертывающейся мобильной распределенной донной антенны (СМРДА) для подледной регистрации сейсмических данных, который позволяет оперативно развертывать и свертывать площадную донную антенну большой апертуры под ледовым покровом, независимо от текущих метеоусловий.
В настоящее время СМРДА рассчитана на максимальную глубину работы до 200 метров, ведется перспективная модификация для использования на глубинах до 2 км. Скорость развертывания и выборки протяженной антенны (сейсмокосы) – до 2 м/с. Общее время развертывания и свертывания модуля СМРДА – не более 10-15 минут.
|
"Акмобиль" без колес / Концерн "Моринсис-Агат" |
"Акмобиль" является инновационной, прорывной технологией, необходимой для успешного освоения ресурсов арктического шельфа. Управление роботом осуществляется оператором дистанционно, с борта судна. Наличие двигателей и встроенная система позиционирования с блоком управляющей электроники, а также балластная система позволяют с высокой точностью осуществлять развертывание донных сейсмокос для выполнения задач как по активной сейсморазведке (когда источником сейсмических сигналов является пневмопушка), так и по пассивному сейсмомониторингу разрабатываемых месторождений. Кроме того, планируется использование подводного робота в качестве универсального средства развертывания различных кабельных систем при обслуживании и ремонте морских нефтегазовых сооружений.
– А вторая новинка?
– Это комплекс для морской сейсморазведки. Он состоит из большого количества компонентов и подсистем, взаимосвязь и корректная работа которых обеспечивается специализированным ПО. Основу комплекса составляет набор буксируемых сейсмических кос, также называемых стримерами. Согласно последним исследованиям и практическим результатам, буксируемые стримеры с твердотельным наполнителем повышают качество изображения среды, имеют более длительный срок службы и, соответственно, экономят время и ресурсы клиентов, и именно такое исполнение принято к разработке нашими специалистами.
Длина стримера может достигать 8-12 км, в зависимости от района работ и поставленных задач, и обеспечивается заранее рассчитанной компоновкой активных и вспомогательных секций. В активной секции, как понятно из самого названия, содержатся устройства, обеспечивающие прием, усиление, оцифровку и передачу сейсмического сигнала (гидрофоны, АЦП, усилители и, для донных стримеров, геофоны).
Не менее важной составляющей является система позиционирования: как пассивная (определение положения сейсмодатчиков, осуществляемое с использованием акустической системы), так и активная (влияние на положение буксируемых стримеров посредством управляемых механических устройств). Именно эти системы и компоненты вместе со специализированным программным обеспечением составляют ядро комплекса, и именно в этом направлении АО "Концерн "Моринсис-Агат" успешно ведет активную работу.
Необходимо отметить, что разрабатываемый комплекс будет отвечать всем современным требованиям по технике безопасности и охране окружающей среды и иметь передовые, инновационные акустические характеристики для повышения производительности.
При разработке данных систем особое внимание нами уделялось технологической независимости разрабатываемого оборудования от зарубежных поставок, что, в силу известных причин, является достаточно сложным по радиоэлектронным комплектующим. Во взаимодействии с нашими партнерами из смежных областей промышленности в дальнейшем мы планируем решение этих вопросов.
– Системы полностью готовы к запуску на рынок? Когда начнутся поставки?
– В настоящее время созданные опытные образцы должны пройти стандартные этапы корректировки опытно-конструкторской документации по результатам приемочных испытаний опытного образца, изготовления и испытания установочной серии, корректировки конструкторской документации по результатам ее изготовления и испытания, а также оснащение технологического процесса изготовления изделия.
Производственные мощности АО "Концерн "Моринсис-Агат" позволяют в кооперации с конечными потребителями нашей продукции – сервисными и нефтегазовыми компаниями – осуществить все эти этапы и наладить производство указанной продукции на предприятиях Концерна. Специальное созданное подразделение Концерна по гражданской продукции провело успешные предварительные переговоры по поставкам серийной продукции с 2018 года.
– Какова коммерческая или иная выгода при эксплуатации ваших разработок?
– Разведка и добыча в условиях Арктического региона является исключительно сложным технологическим процессом. В мире нет таких стран, включая самые передовые и промышленно развитые, которые бы только на основе своих национальных технологий проводили такие исследования. Везде огромная международная интеграция. В разработке месторождения участвуют, как правило, 4−5 основных и десятки обслуживающих компаний, которые занимаются обслуживанием отдельных агрегатов, соединений и т.д.
Санкции – это огромный удар по разведке и планированию добычи. Запрет на поставку оборудования и технологий, предназначенных для изучения и освоения запасов нефти, расположенных в недрах Арктики и глубоководного шельфа (глубже 152 м), введенный в 2014 году в рамках антироссийских санкций, направленных на нанесение невосполнимого финансового и технологического ущерба ведущим отраслям российской промышленности, - важный аргумент в пользу необходимости нашей продукции.
– Но каков тогда механизм внедрения этих разработок в практическое использование? Подавляющее большинство наших сейсморазведочных судов, например, укомплектовано зарубежной аппаратурой. Как войти на этот рынок с отечественными разработками?
– Чтобы заместить западный импорт конкурентоспособными отечественными технологиями и продукцией, нужен соответствующий инвестиционный климат в машиностроении. То есть необходимо запустить новый длинный инновационно-инвестиционный цикл путем стимулирования НИОКР, снижения налоговой нагрузки до рациональной и других мер.
Необходимо создавать совместные программы недропользователей и сервисных компаний, зафиксированные в долгосрочных договорах, где будет учтена потребность компаний топливно-энергетического комплекса, просчитаны необходимые инвестиции для развития технологических направлений и реальные графики поэтапного вывода зарубежного оборудования и замещения его отечественным.
– Есть ли у этих новинок зарубежные аналоги или предшественники? В чем принципиальное отличие от них?
– Подводный робот "Акмобиль" является уникальной разработкой, не имеющей аналогов. При разработке программно-аппаратного комплекса для морской сейсморазведки мы ориентировались на продукцию зарубежных компаний Sercel и ION. Разработка носит импортозамещающий характер, характеристики максимально приближены к продукции данных фирм с перспективой замены ее на отечественных сейсморазведочных судах.
– Кто ваши потенциальные клиенты среди отечественных компаний, ведущих добычу нефти и газа и занимающихся сейсморазведкой?
– Прежде всего, это крупнейшие сервисные компании ООО "СКФ ГЕО", ОАО "МАГЭ", АО "Росгеология" (ФГУНПП "Севморгео"), выполняющие работы для отечественных недропользователей российского шельфа – ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Газпром".
– А с зарубежными компаниями планируете работать?
– Сотрудничество с зарубежными нефтегазовыми компаниями нами рассматривается в ракурсе продажи и передачи нашей продукции в аренду зарубежным сервисным предприятиям.
Материалы по теме:
Подводные камни морской сейсморазведки. Часть 2 (интервью с гендиректором компании "Морские Инновации" Антоном Плешковым)