Прочитал статью «В Белом доме зачитали список кораблей» в газете «Коммерсант» от 09.11.2007 и не могу удержаться от ряда комментариев.
Н. Ивакин, руководитель проекта «Корабел.ру»
Н. Ивакин, руководитель проекта «Корабел.ру»
Любому более или менее знакомому с судостроением человеку понятно, что написанное там не имеет никакого отношения к реальностям. За исключением двух информационных сообщений. Первое – «На вчерашнем заседании правительства была одобрена программа "Основных направлений развития гражданской морской техники на 2009-2016 годы". И второе – « И второе – на заседании правительства было представлено руководство создаваемой госкорпорации ОСК. Гендиректором ОСК, как и сообщал ранее Ъ, назначен Юрий Яров. Председателем совета директоров станет вице-премьер Сергей Нарышкин. Под их руководством ОСК и освоит 140 млрд руб.». Все остальное из области околонаучной фантастики. Очень хочется верить, что это произошло вследствие недостаточной компетенции корреспондентов (Петр Ъ-Нетреба, Александра Ъ-Грицкова) уважаемой газеты, которые что-то непоняв опубликовали этот материал. Совершенно не хочется думать, что серьезные люди, на серьезных должностях решая серьезнейший вопрос, всерьез принимают то, что нам представил «Коммерсант».
«На вчерашнем заседании правительства министр обещал до 2015 года построить 30-35 штук разведочных и добывающих платформ для работы на шельфе.» Напомню, что в Советском Союзе разведочные платформы строили на двух заводах – в Выборге и в Астрахани. Оба завода были специально переоборудованы для строительства буровых, персонал был специально обучен, была создана огромная сеть поставщиков - от специального судового, до специального бурового оборудования. Заводам всемерно помогали все органы власти - квартиры, переезд нужных специалистов, обучение, почет и уважение, своевременное и достаточное финансирование. И при всем этом цикл создания платформы (серийной) на Выборгском судостроительном заводе составлял около 3 лет. За период с 1978 по 1993 год всего было построено около полутора десятков различных буровых платформ. Еще для 5-7 платформ выборжане поставляли блоки. В Астрахани же была «и труба пониже и дым пожиже». Кроме того, проектантом этих грандиозных сооружений было севастопольское ЦКБ «Коралл», а это уже Украина. Я не говорю уж о производителях специального оборудования, ведь понятно, что при отсутствии заказов на его производство в последние 15 лет все, начиная с разработки документации, надо начинать с нуля. Помимо всего вышесказанного обращаю внимание на то, что и Выборгский и Астраханский заводы давно не принадлежат государству, и, как следствие, к ОСК никакого отношения не имеют. Значит, эти грандиозные планы предстоит реализовывать на каких-то новых мощностях, с персоналом, слабо понимающим разницу между ППБУ и СПБУ. А то, что значит, даже на мощнейшем предприятии, осваивать непрофильную продукцию видно на примере ремонта и модернизации авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» в Северодвинске, когда высоко профессиональные «лодочники» не смогли правильно даже оценить объемы работ на большом надводном корабле. (www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=4005&matID=147474)
Дальше еще интереснее – «строительство значительного количества новых судов начнется только после того, как будут построены новые верфи,-- действующие кораблестроительные мощности ограничены водоизмещением до 70 тыс. т. По словам министра, в первом полугодии 2008 года правительство совместно с ВЭБ-Банком Развития завершит отбор проектов по строительству новых верфей в трех регионах», «В правительственной комиссии по созданию ОСК сообщили, что ситуация осложняется отсутствием стратегии развития добычи на шельфе: "Газпром" и "Роснефть" не определились с объемом своих заказов судостроителям».
То есть, что строить - не ясно, где строить – не понятно, да и если смотреть правде в лицо то и кем строить – тоже вопрос не из праздных. Если сегодня, т.е. к началу 2008 года нет даже видения проблемы как ее решить к 2016 году?
Спору нет, задачи сверх актуальные, очень нужно возрождать и развивать судостроение, а точнее не судостроение, а морской бизнес, где судостроение хоть и важная часть, но все-таки лишь одна из составляющих. Но от таких решений Правительства, от таких комментариев высокопоставленных чиновников как-то становится не по себе. Правильной ли дорогой ведут нас эти господа? Или, может быть, они знают чего-то такое, что не известно всем остальным, есть какое-то сверхрешение? Сомневаюсь. Ведь круг людей, способных спроектировать верфи и их оснастить, спроектировать и построить сложные плавсооружения и суда, эксплуатировать их, весьма не велик и, к сожалению, становится все уже, а с неба ничего хорошего не падает, все надо создавать.
Может быть я заблуждаюсь. Или, может быть, ключевым является: «ОСК и освоит 140 млрд руб.»? Если так - то все в норме.