От главного редактора
От главного редактора
блог Николая Ивакина

Вот это перспективы!

15 5545 3 мин
Прочитал статью «В Белом доме зачитали список кораблей» в газете «Коммерсант» от 09.11.2007 и не могу удержаться от ряда комментариев.


 



 



Н. Ивакин, руководитель проекта «Корабел.ру»   

           Любому более или менее знакомому с судостроением человеку понятно, что написанное там не имеет никакого отношения к реальностям. За исключением двух информационных сообщений. Первое – «На вчерашнем заседании правительства была одобрена программа "Основных направлений развития гражданской морской техники на 2009-2016 годы". И второе – « И второе – на заседании правительства было представлено руководство создаваемой госкорпорации ОСК. Гендиректором ОСК, как и сообщал ранее Ъ, назначен Юрий Яров. Председателем совета директоров станет вице-премьер Сергей Нарышкин. Под их руководством ОСК и освоит 140 млрд руб.». Все остальное из области околонаучной фантастики. Очень хочется верить, что это произошло вследствие недостаточной компетенции корреспондентов (Петр Ъ-Нетреба, Александра Ъ-Грицкова)  уважаемой газеты, которые что-то непоняв опубликовали этот материал. Совершенно не хочется думать, что серьезные люди, на серьезных должностях решая серьезнейший вопрос, всерьез принимают то, что нам представил «Коммерсант».
            «На вчерашнем заседании правительства министр обещал до 2015 года построить 30-35 штук разведочных и добывающих платформ для работы на шельфе.»  Напомню, что в Советском Союзе разведочные платформы строили на двух заводах – в Выборге и в Астрахани. Оба завода были специально переоборудованы для строительства буровых, персонал был специально обучен, была создана огромная сеть поставщиков - от специального судового, до специального бурового оборудования. Заводам всемерно помогали все органы власти - квартиры, переезд нужных специалистов, обучение, почет и уважение, своевременное и достаточное финансирование. И при всем этом цикл создания платформы (серийной) на Выборгском судостроительном заводе составлял около 3 лет. За период с 1978 по 1993 год всего было построено около полутора десятков различных буровых платформ. Еще для 5-7 платформ выборжане поставляли блоки. В Астрахани же была «и труба пониже и дым пожиже». Кроме того, проектантом этих грандиозных сооружений было севастопольское ЦКБ «Коралл», а это уже Украина. Я не говорю уж о производителях специального оборудования, ведь понятно, что при отсутствии заказов на его производство в последние 15 лет все, начиная с разработки документации, надо начинать с нуля. Помимо всего вышесказанного обращаю внимание на то, что и Выборгский и Астраханский заводы давно не принадлежат государству, и, как следствие, к ОСК никакого отношения не имеют. Значит, эти грандиозные планы предстоит реализовывать на каких-то новых мощностях, с персоналом, слабо понимающим разницу между ППБУ и СПБУ. А то, что значит, даже на мощнейшем предприятии, осваивать непрофильную продукцию видно на примере ремонта и модернизации авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» в Северодвинске, когда высоко профессиональные «лодочники» не смогли правильно даже оценить объемы работ на большом надводном корабле. (www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=4005&matID=147474)
 
            Дальше еще интереснее – «строительство значительного количества новых судов начнется только после того, как будут построены новые верфи,-- действующие кораблестроительные мощности ограничены водоизмещением до 70 тыс. т. По словам министра, в первом полугодии 2008 года правительство совместно с ВЭБ-Банком Развития завершит отбор проектов по строительству новых верфей в трех регионах», «В правительственной комиссии по созданию ОСК сообщили, что ситуация осложняется отсутствием стратегии развития добычи на шельфе: "Газпром" и "Роснефть" не определились с объемом своих заказов судостроителям».
            То есть, что строить - не ясно, где строить – не понятно, да и если смотреть правде в лицо то и кем строить – тоже вопрос не из праздных. Если сегодня, т.е. к началу 2008 года нет даже видения проблемы как ее решить к 2016 году?
            Спору нет, задачи сверх актуальные, очень нужно возрождать и развивать судостроение, а точнее не судостроение, а морской бизнес, где судостроение хоть и важная часть, но все-таки лишь одна из составляющих. Но от таких решений Правительства, от таких комментариев высокопоставленных чиновников как-то становится не по себе. Правильной ли дорогой ведут нас эти господа? Или, может быть, они знают чего-то такое, что не известно всем остальным, есть какое-то сверхрешение? Сомневаюсь. Ведь круг людей, способных спроектировать верфи и их оснастить, спроектировать и построить сложные плавсооружения и суда, эксплуатировать их, весьма не велик и, к сожалению, становится все уже, а с неба ничего хорошего не падает, все надо создавать.
            Может быть я заблуждаюсь. Или, может быть, ключевым является: «ОСК и освоит 140 млрд руб.»? Если так - то все в норме.



Комментарии   15.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Sertib
12.11.2007, 16:28
хотелось бы сказать автору - а Вы сами как думаете? конечно же высшее руководство нацелено на процветание страны и свято верит в то что говорит. А вот те кто "толкает" все подобные проекты, точно делают это для дележа крупного ПИРОГА!
-0+
#Дизелист
13.11.2007, 15:01
Увы, но действительно начинать строить придется практически с нуля. И это относится не только к судостроению но и к судовому машиностроению. А выход - по аналогии с 30-ми годами - нужно посылать молодежь учиться, покупать лицензии и проекты целиком
-0+
#Сергей А.
13.11.2007, 16:55
Между прочим нынешние лидеры судостроения (Китай, Корея) так и поступили. Они начали направлять свои кадры учиться с лучшие университеты, они закупили лучшие технологии и оборудование. В итоге имеют то, на что и расчитывают. Поэтому мне кажется данная программа имеет смысл!
-0+
#Тоже Николай
15.11.2007, 11:27
Мне кажется что Николай страдает популизмом и манией величия.
-0+
#Николай Ивакин
15.11.2007, 15:45
Ответ «тоже Николаю»
 
Уважаемый Николай!
По поводу страдания «популизмом и манией величия» постараюсь ответить сдержанно.
Мания величия - по-моему, психическое заболевание и обсуждать его надо на медицинском портале, а не «Корабеле», да и не специалист я в болезнях, посему оставляю это на Вашей совести.
А вот по поводу «популизма» готов пообсуждать.
Во-первых, моя точка зрения, изложенная в комментарии, основывается на почти тридцатилетнем опыте работы в судостроении, поэтому знаю, что пишу.
Во-вторых, если Вы внимательно следите за прессой, то должны были прочесть заметку в которой сказано, что Выборгский судостроительный завод недавно заключил контракт с ООО «Газфлот» на строительство двух ППБУ «со сдачей первой установки в 2010, а второй — в 2011 годах. В качестве базового проекта выбран проект платформы MOSS CS-50, которая спроектирована для эксплуатации в условиях северных МОРЕй» (http://www.korabel.ru/news/comments/events/vsz_i_gazflot_podpisali_dogovor.html далее...
-0+
#Андрей Власов
15.11.2007, 18:48
Уважаемый Николай Ивакин.
Полностью согласен с Вашей оценкой.
Меня тоже сильно озадачивают заявления высоких сановников. Планировать колоссальные инвестиции в новые верфи не имея представлений о том что и для кого они будут строить - довольно лихо.
-0+
#Кармановский
16.11.2007, 07:10
Николай Николаевич, Вы правы оценивая ситуацию. Но Вы сами отошли от решения этих проблем после почти тридцатилетнего периода работы в судостроении. А кто сегодня определяет дальнейшие пути развития? После шести реформирований судостроения( МСП СССР, Минпром РФ,Рособоронпром,Миноборонпром,Минэкономики,Россудостроение,Минпромэнерго) специалистов судостроителей не осталось, в департаменте работают люди рядом живущие.
В МСП СССР заместители министра, начальники главных управлений назначались на должность после большой практической работы на руководящих должностях крупных судостроительных предприятий. Они видели и понимали всю отрасль. Но диалектика учит, что развитие идет по спирали и все повторяется на качественно новой основе. Начинать надо с кадров, хотя бы тех которые еще сохранились.
Как говорил известный персонаж в кинокартине "Мертвый сезон" : "...идея должна созреть, а сорвавши зеленый плод можно и отравиться."
-0+
#Алексей
18.11.2007, 17:14
Полностью согласен с автором статьи. Имею большой опыт работы в судостроении (с 1974 г.) как непосредственно в производстве, так и в области проектирования. Почему-то в последнее время ( 10...15 лет) появилось много управленцев, получивших экономическое образование, которые считают, что управлять судостроительным предприятием также просто, как обувной фабрикой - меняй продукцию под спрос и будешь процветать, ошибся - легко исправить. Вот с такими мыслями и приходят руководить в судостроении "горе" руководители. Но как оказалось в судостроении не все так просто. За время от замысла проекта до его реализации проходит от 3 до 5 лет, а иногда и более, поэтому на первый план выступает уменее руководителя разбираться в вопросах судостроения более, чем в экономике, потому что ошибки допущенные в начале практически не исправимы или влекут большие затраты, которые ни какими экономическими мерами не  исправить (быстро не сменишь производство валенок на ботинки). Это даже понимали и при комунистах. В подавляющем большинстве предприятиями руководили, в первую очередь, специалисты. Сей час же картина обратная. Откуда то появляются "специалисты" широкого профиля (сапожники), которым бы только руководить - неважно чем. Отсюда и результат - наше судостроение в одном месте от очковой зоны. далее...
-0+
#Andy
18.11.2007, 19:17
Когда одни "генералы" судостроения, в т.ч. и бывшие и "разжалованные", обвиняют других таких же "парторгов" в некомпетентности, непонимании специфики и других смертных грехах, это описывается русской народной пословицей "Вор у вора дубинку украл..."
-0+
#Арустамов
20.11.2007, 18:21
Постоянно имею дело с судостроительными заводами.
Все верно, строить некому и нечем.За малым исключением ,все заводы уровня 1975 года и по оборудованию и по оснащенности и по возможностям.
По персоналу уровень 2007 года ,т.е.работать некому.
Все что может строить забито до 2012 года.Будем еще долго иметь "Керчеснкий пролив" ноября 2007.
-0+
#Александр
23.11.2007, 23:41
Ключевая фраза, точнее цифра - "140 млрд руб.", остальное - фон, вместо платформ и судов могли бы и наноподлодки как объект госинвестиций прозвучать.
-0+
#Николай
12.12.2007, 12:24
Cогласен с автором. Все вышесказанные коментарии как я понял приводятся с западного региона нашей страны. Нам, Дальневосточникам, наиболее интересоно слышать грандиозные, (пусть и обнадеживающие) планы нашего правительства.
В настоящее время на территории приморского края не будет и 50-и сертифицированных сварщика и те ездят по контрактам в Астрахань и Косомольск-на-Амуре, так как своих там тоже по пальцам считают. Монтажники, валовики и масса специальностей, где человек приобретает классность годами.
Как быть? Когда на базе Дальзавода, начнет действовать судостроительный завод. Предлогаю к каждому мнимому специалисту, якобы переехавшему с Запада за длиным рублем, приставить ветерана, кого на каталке, кого на носилках. Готов уговорить своего тестя, глубокого пенсионера, он один кузнец из оставшихся в живых(горячий цех), кто видел как забивают "бабу", под самый большой кузнечный молот на ДВ.
-0+
#сергей
25.12.2007, 20:01
По телевизору все хорошо обгоним Америку в этом году во всем
-0+
#Дизелист
07.02.2008, 17:29
"Шумим брат, шумим..."  А услышат?
-0+
#Специалист
13.05.2008, 16:38
Дизелисту:
Думаю что  не услышат
для того что бы " услышали" надо что бы было кого слышать, то есть какая-никакая " общественная организация" а не абстрактная общественность
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025