Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Спецпроект "Судостроительные заводы России": "Восточная верфь", "Квоты под киль 2.0"

Совместно с посещением Морского конгресса на Дальнем Востоке наша команда решила отправиться на "Восточную верфь" (управляющая компания ПАО "АСЗ"), чтобы собственными глазами увидеть, как здесь уже приступили к строительству краболовов по второму этапу "Квот под киль". Пройдемся по заводу, покажем цеха и расскажем про историю, оценим производственные мощности.
Краболов "Охотск" / Фото:
10 сентября 2021 г. был сдан первый краболов "Охотск" проекта 03141, строящийся по программе "Квоты под киль" / Фото: "Восточная верфь", АО

В настоящее время на АО "Восточная верфь" осуществляется строительство 6 краболовных судов и 1 судна ярусолова, в том числе 5 единиц в рамках второго этапа инвестиционных квот. На заводе мы были в конце мая и, хочется сказать, работа там идет во весь опор.

 

Корпусо-заготовительный участок цеха № 4

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Корпусо-заготовительный участок цеха № 4 / Фото: Корабел.ру

Первым делом отправились на заготовительный участок.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Первая строка – номер чертежа, вторая – номер секции, третья – детали, четвертая – заказа / Фото: Корабел.ру

Именно отсюда, как и на любом другом производстве, начинается строительство судна: резка металла, создание необходимых заготовок, которые после отправляются на гибку, сборку, сварку и в итоге потихоньку собирается корпус, а там уже и до судна недалеко.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Главный технолог АО "Восточная верфь" Александр Ситенков и Морской блогер Виктория Корабеловна / Фото: Корабел.ру

"Рад вас приветствовать на нашем производстве. Как видите, работа идет. Корпусо-заготовительный участок, где мы сейчас находимся, считается одним из наиболее современных. Он оснащен таким уникальным технологическим оборудованием, как машины плазменной резки в количестве трех единиц, гибочным станком для гибки полособульба, гибочно-правильным станком для гибки сложных профилей, а также гильотиной, вальцами, прессом и т.д.", – вводит нас в курс дела главный технолог АО "Восточная верфь" Александр Ситенков; на заводе работает с 2005 г.

На "Восточной верфи" приступили к резке металла для краболова проекта 03141 / Фото:
Фотография в момент, когда на "Восточной верфи" приступили к резке металла для краболова проекта 03141 / Фото: "Восточная верфь", АО

Кстати, многофункциональный правильно-гибочный станок, предназначенный для гибки листового проката, спроектирован в Санкт-Петербурге АО "ЦТСС".

Виктория Корабеловна на "Восточной верфи" / Фото: Корабел.ру
Многофункциональный правильно-гибочный станок и Виктория Корабеловна с шаблоном / Фото: Корабел.ру

Как говорится, импортозамещение в деле. Здесь же рядом находятся различные шаблоны, при помощи которых проверяется работа. На момент нашего посещения цеха шла проверка изделий именно для краболовов.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Гильотина для рубки металла / Фото: Корабел.ру

Проходим немного дальше и встречаем элемент корпуса в сборке.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Элемент корпуса, использующийся для усиления фундамента / Фото: Корабел.ру

Отличный пример того, как вырезанные и промаркированные детали обретают форму. 

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Идет разметка деталей / Фото: Корабел.ру

Эллинг № 1

 

Следующий пункт назначения – площадка рядом с эллингом № 1. Предназначен для постройки маломерных судов, в нём в настоящее время идет работа по изготовлению секций и блоков краболовов. Это самый первый эллинг, построенный на "Восточной верфи".

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Слева в кадре тот самый эллинг № 1. Транспортировка готовых изделий ведется при помощи трансбордера грузоподъемностью 250 тонн / Фото: Корабел.ру

Интересно, что именно тут, в эллинге № 1, некогда строились деревянные тральщики, килем вверх. Чтобы все получилось, в цехе было необходимо поддерживать плюсовую температуру +28 ℃, а иначе древесину могло повести. Достигалось это при помощи парового отопления. Как и сегодня, корпус готового судна выкатывался на улицу при помощи трансбордера, но его ещё надо было перевернуть на 180° при помощи кантователя. Всего "Восточная верфь" построила порядка 20 деревянных тральщиков.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
В эллинге № 1 / Фото: Корабел.ру

Напротив эллинга прямо при нас шла работа с днищевой секцией краболова (строится килем вверх).

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Днищевая секция того самого краболова. / Фото: Корабел.ру

А вообще, основной эллинг на "Восточной верфи" – эллинг № 2. Именно там ведется строительство краболовов. В завершение раздела краткая информационная справка о мощностях предприятия:


Информационная справка:

Всего на "Восточной верфи" три основных цеха: корпусный сборочно-сварочный цех № 4, монтажно-достроечный цех и слесарно-монтажный. Технические возможности АО "Восточная верфь" позволяют строить корабли и суда длиной до 100 метров, шириной до 18 метров, высотой до 25 метров и спусковой массой до 2500 тонн (водоизмещением до 5000 тонн). Общая площадь территории верфи составляет 23,27 га. Общая площадь зданий и сооружений со служебно-бытовой площадью – 101,6 тыс. м2 (закрытая 77,3 тыс. м2). 


Трубопроводный участок цеха № 4 

 

Здесь, что и следует из названия, идет изготовление и монтаж трубопроводов, в том числе систем вентиляции.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Трубопроводный участок / Фото: Корабел.ру

Долго на этом участке не останавливались, однако нас познакомили с весьма интересной машиной по обработке внутреннего диаметра фланца.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Машина по обработке внутреннего диаметра фланца / Фото: Корабел.ру

Делается это для того, чтобы была возможность присоединить трубу к фланцу для последующей сварки.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Зачистка сварочного шва / Фото: Корабел.ру

Работа тут, кстати, кипит, как и везде.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Трубопроводный участок / Фото: Корабел.ру

Эллинг № 2, основной

 

Пока переходим к эллингу № 2, встречаем катушки с кабелем.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
"Экспокабель" предупреждает: не класть плашмя / Фото: Корабел.ру

Если кто-то впервые видит такие коробы, то секрет прост – их так перевозят. Потом вскрывают, и катушки выглядят самым обычным способом.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Если курилка, то только такая / Фото: Корабел.ру

Что нужно знать о главном эллинге?

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Эллинг № 2, основной  / Фото: Корабел.ру

Длина – 132 м, ширина – 60 м. Два пролета – четыре стапельных пути.

Строительство краболова проекта 03141 на
Краболов проекта 03141 на "Восточной верфи", готовность – 40 % / Фото: Корабел.ру

Каждый пролет оборудован двумя кранами грузоподъемностью по 50 тонн , что позволяет изготавливать секции весом до 100 тонн.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Кран в эллинге № 2 / Фото: Корабел.ру

На каждой стапельной линии собирается по два судна.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Справа можно видеть специальное подкрепление судна, помогающее избежать деформации во время сварки / Фото: Корабел.ру

Собирались тут на момент нашего посещения не только краболовы, но и один ярусолов. При этом корпус у него такой же, что и у краболовов, что положительно сказывается на скорости производства. Серийность! 

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Бульб с форштевнем во всей красе / Фото: Корабел.ру

Кстати, заказчики у судов разные, как и оборудование. Все на данный момент строящиеся краболовы на "Восточной верфи", – так называемые "живаки". Это проект 03141, оснащенный не перерабатывающей фабрикой, а специальными RSW-танками, где краб охлаждается и в таком виде доставляется в порт.

 

Доковая набережная

 

Здесь мы сразу же встретили один из краболовов, который подготавливали к нанесению лакокрасочного покрытия для дальнейшего спуска на воду. Хочется отметить, что всего за четыре дня при помощи пескоструйных машин была очищена половина корпуса. Отличная скорость. 

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Краболов готовят к нанесению краски / Фото: Корабел.ру

Переходим к плавдоку, который на верфи принято называть кормильцем завода. Доки, кстати, часто так называют, потому что нередко он всего один, и без него действительно судостроительный процесс бы встал.

Во Владивостоке готовят к спуску на воду новый краболов проекта 03141 / Фото:
Фото сделано в момент, когда краболов проекта 03141 готовили к спуску / Фото: "Восточная верфь", АО

На "Восточной верфи" плавучий док используется в первую очередь для спуска судов и кораблей на воду. После их подхватывают буксиры и оттаскивают на достроечную набережную.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
А так выглядит док, когда он "отдыхает" / Фото: Корабел.ру

Наконец, встречаем краболов PUMA. В высокой степени готовности (90 %).

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
"Пума" уже на достроечной набережной / Фото: Корабел.ру

Достроечная набережная

 

Всего на стадии достройки может находиться до 3 крупных судов, так как длина набережной – 180 м. На погрузку и всплытие судна уходит не более 2 часов. 

Спущен на воду краболов
Краболов "Пума" проекта 03141 в момент спуска / Фото: РМРС

Основное здесь – возможность посмотреть на уже практически готовое судно. Сдать его планируется в конце лета. А вообще степень готовности строящихся краболовов следующая:

 

510,513 –резка металла, изготовление секций;

511, 512 заказы – формирование корпуса на стапеле;

509 заказ – подготовка к спуску на воду;

506 заказ – спуск в июле;

505 заказ – спущен на воду, ведутся достроечные работы.

 

Всего же по программе "Квоты под киль" "Восточной верфью" сдано четыре краболова.

 

Сколько всего судов построено на "Восточной верфи"?

 

Завершим наш репортаж на небольшом историческом отступлении. Интересный факт: с момента основная предприятия в 1952 г. по сегодняшний день "Восточная верфь" построила свыше 500 кораблей и судов для Тихоокеанского флота, морских пограничных сил, на экспорт, а также для рыбопромысловых организаций Дальнего Востока.

Восточная верфь / Фото: Корабел.ру
Стела, установленная на "Восточной верфи" / Фото: Корабел.ру

На счету "Восточной верфи" такие важные корабли, как десантные катера проектов 1176М, 11770, 21820, 21980, гидрографическое судно проекта 19910, ПСКР проектов 22460, 10410, ПСКа проектов 1496М1, 12200, плавучий док проекта 17789. Всего для рыбодобывающих предприятий построено 139 единиц рыболовных судов МРС-80 проекта 398. А недавно завод подготовил для саммита АТЭС пассажирские катамараны.

Длина габаритная (м)63
Ширина габаритная (м)10,6
Осадка судна (м)4
Скорость (уз)14
"Восточная верфь", АО Владивосток
+7(423)265-88-10, +7(423)260-15-50




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Корабелам предлагают дать еще больше времени на постройку судов по инвестквотам
16:03 / судостроение