В настоящее время на АО "Восточная верфь" осуществляется строительство 6 краболовных судов и 1 судна ярусолова, в том числе 5 единиц в рамках второго этапа инвестиционных квот. На заводе мы были в конце мая и, хочется сказать, работа там идет во весь опор.
Корпусо-заготовительный участок цеха № 4
Первым делом отправились на заготовительный участок.
Именно отсюда, как и на любом другом производстве, начинается строительство судна: резка металла, создание необходимых заготовок, которые после отправляются на гибку, сборку, сварку и в итоге потихоньку собирается корпус, а там уже и до судна недалеко.
"Рад вас приветствовать на нашем производстве. Как видите, работа идет. Корпусо-заготовительный участок, где мы сейчас находимся, считается одним из наиболее современных. Он оснащен таким уникальным технологическим оборудованием, как машины плазменной резки в количестве трех единиц, гибочным станком для гибки полособульба, гибочно-правильным станком для гибки сложных профилей, а также гильотиной, вальцами, прессом и т.д.", – вводит нас в курс дела главный технолог АО "Восточная верфь" Александр Ситенков; на заводе работает с 2005 г.
Кстати, многофункциональный правильно-гибочный станок, предназначенный для гибки листового проката, спроектирован в Санкт-Петербурге АО "ЦТСС".
Как говорится, импортозамещение в деле. Здесь же рядом находятся различные шаблоны, при помощи которых проверяется работа. На момент нашего посещения цеха шла проверка изделий именно для краболовов.
Проходим немного дальше и встречаем элемент корпуса в сборке.
Отличный пример того, как вырезанные и промаркированные детали обретают форму.
Эллинг № 1
Следующий пункт назначения – площадка рядом с эллингом № 1. Предназначен для постройки маломерных судов, в нём в настоящее время идет работа по изготовлению секций и блоков краболовов. Это самый первый эллинг, построенный на "Восточной верфи".
Интересно, что именно тут, в эллинге № 1, некогда строились деревянные тральщики, килем вверх. Чтобы все получилось, в цехе было необходимо поддерживать плюсовую температуру +28 ℃, а иначе древесину могло повести. Достигалось это при помощи парового отопления. Как и сегодня, корпус готового судна выкатывался на улицу при помощи трансбордера, но его ещё надо было перевернуть на 180° при помощи кантователя. Всего "Восточная верфь" построила порядка 20 деревянных тральщиков.
Напротив эллинга прямо при нас шла работа с днищевой секцией краболова (строится килем вверх).
А вообще, основной эллинг на "Восточной верфи" – эллинг № 2. Именно там ведется строительство краболовов. В завершение раздела краткая информационная справка о мощностях предприятия:
Информационная справка:
Всего на "Восточной верфи" три основных цеха: корпусный сборочно-сварочный цех № 4, монтажно-достроечный цех и слесарно-монтажный. Технические возможности АО "Восточная верфь" позволяют строить корабли и суда длиной до 100 метров, шириной до 18 метров, высотой до 25 метров и спусковой массой до 2500 тонн (водоизмещением до 5000 тонн). Общая площадь территории верфи составляет 23,27 га. Общая площадь зданий и сооружений со служебно-бытовой площадью – 101,6 тыс. м2 (закрытая 77,3 тыс. м2).
Трубопроводный участок цеха № 4
Здесь, что и следует из названия, идет изготовление и монтаж трубопроводов, в том числе систем вентиляции.
Долго на этом участке не останавливались, однако нас познакомили с весьма интересной машиной по обработке внутреннего диаметра фланца.
Делается это для того, чтобы была возможность присоединить трубу к фланцу для последующей сварки.
Работа тут, кстати, кипит, как и везде.
Эллинг № 2, основной
Пока переходим к эллингу № 2, встречаем катушки с кабелем.
Если кто-то впервые видит такие коробы, то секрет прост – их так перевозят. Потом вскрывают, и катушки выглядят самым обычным способом.
Что нужно знать о главном эллинге?
Длина – 132 м, ширина – 60 м. Два пролета – четыре стапельных пути.
Каждый пролет оборудован двумя кранами грузоподъемностью по 50 тонн , что позволяет изготавливать секции весом до 100 тонн.
На каждой стапельной линии собирается по два судна.
Собирались тут на момент нашего посещения не только краболовы, но и один ярусолов. При этом корпус у него такой же, что и у краболовов, что положительно сказывается на скорости производства. Серийность!
Кстати, заказчики у судов разные, как и оборудование. Все на данный момент строящиеся краболовы на "Восточной верфи", – так называемые "живаки". Это проект 03141, оснащенный не перерабатывающей фабрикой, а специальными RSW-танками, где краб охлаждается и в таком виде доставляется в порт.
Доковая набережная
Здесь мы сразу же встретили один из краболовов, который подготавливали к нанесению лакокрасочного покрытия для дальнейшего спуска на воду. Хочется отметить, что всего за четыре дня при помощи пескоструйных машин была очищена половина корпуса. Отличная скорость.
Переходим к плавдоку, который на верфи принято называть кормильцем завода. Доки, кстати, часто так называют, потому что нередко он всего один, и без него действительно судостроительный процесс бы встал.
На "Восточной верфи" плавучий док используется в первую очередь для спуска судов и кораблей на воду. После их подхватывают буксиры и оттаскивают на достроечную набережную.
Наконец, встречаем краболов PUMA. В высокой степени готовности (90 %).
Достроечная набережная
Всего на стадии достройки может находиться до 3 крупных судов, так как длина набережной – 180 м. На погрузку и всплытие судна уходит не более 2 часов.
Основное здесь – возможность посмотреть на уже практически готовое судно. Сдать его планируется в конце лета. А вообще степень готовности строящихся краболовов следующая:
510,513 –резка металла, изготовление секций;
511, 512 заказы – формирование корпуса на стапеле;
509 заказ – подготовка к спуску на воду;
506 заказ – спуск в июле;
505 заказ – спущен на воду, ведутся достроечные работы.
Всего же по программе "Квоты под киль" "Восточной верфью" сдано четыре краболова.
Сколько всего судов построено на "Восточной верфи"?
Завершим наш репортаж на небольшом историческом отступлении. Интересный факт: с момента основная предприятия в 1952 г. по сегодняшний день "Восточная верфь" построила свыше 500 кораблей и судов для Тихоокеанского флота, морских пограничных сил, на экспорт, а также для рыбопромысловых организаций Дальнего Востока.
На счету "Восточной верфи" такие важные корабли, как десантные катера проектов 1176М, 11770, 21820, 21980, гидрографическое судно проекта 19910, ПСКР проектов 22460, 10410, ПСКа проектов 1496М1, 12200, плавучий док проекта 17789. Всего для рыбодобывающих предприятий построено 139 единиц рыболовных судов МРС-80 проекта 398. А недавно завод подготовил для саммита АТЭС пассажирские катамараны.