12 августа на производственной площадке в черте Санкт-Петербурга состоялась экскурсия, которая была призвана познакомить журналистов с восстановлением производства дизельных двигателей размерности 23/2х30, бывшего завода "Русского дизеля".
Экскурсия проходила на мобильном зацикленном производственном участке Кингисеппского машиностроительного завода. Здесь решаются быстрые производственные проблемы, связанные с ремонтом, дефектацией и подготовкой дизелей к работе. Основные же задачи решаются в поселке Зимитицы, Ленинградской области.
Краткая историческая справка: История происхождения завода «Русский дизель» уходит еще в XIX век и связана с шведским предпринимателем Людвигом Нобелем. Период натурализации предприятия, жизнь до, во время и после войны, переход производства от подводных мин до судовых дизельных двигателей, успешное развитие в советское время, банкротство и закрытие завода — лишь перечисление этапов развития "Русского дизеля". В 2000 году завод "Русский дизель" был признан банкротом, а потом закрылся. И вот уже больше 10 лет в России не производят собственных дизельных двигателей мощностью более 5000 кВт.
Про восстановление производства дизельных двигателей рассказывали:
|
Сергей Евгеньевич Саввин - технический директор "КМЗ" |
|
Василий Альфредович Кораблин - главный инженер "КМЗ" |
|
Артем Маршинин - начальник отдела маркетинга "КМЗ" |
Нас встретил цех, который из обтянутого сеткой рабицей склада был превращен в многофункциональный мобильный участок зацикленного производства, где трудятся около 40 человек (всего на Кингисеппском машиностроительном заводе работает порядка 400 сотрудников). При входе расположены ожидающие ремонта два остова дизельных двигателей размерности 23/2х30. Именно их производство наладил "КМЗ".
|
Остов дизельного двигателя размерности 23/2x30 |
|
|
Остов дизельного двигателя размерности 23/2x30 |
|
|
Остов дизельного двигателя размерности 23/2x30 |
|
Вообще, география и распространение использования дизельного двигателя размерности 23/2х30 довольно широкие и не ограничиваются одной отраслью судостроения. Подобные "гиганты" стоят на многих АЭС России и бывших странах СНГ.
По факту, характеристики что на судах, что на АЭС одинаковые:
Показатели |
86Б 18ДРПН 23/2x30 |
82А 18ДПН 23/2x30 |
85Д 16ДПН 23/2x30 |
Назначение |
Главный судовой |
Главный судовой |
Главный судовой с дополнительным отбором мощности на привод генератора |
Мощность полная (номинальная), кВТ |
5890 |
5000 |
8300 |
Частота вращения, мин-1: коленчатых валов/фланца отбора мощности |
900/1000 |
750/177 |
640/200 |
Среднее эффективное давление, бар |
8,9 |
8,8 |
7,9 |
Средняя скорость поршня, м/с |
9 |
7,5 |
6,4 |
Степерь автоматизации по ГОСТ 14228-80 |
2 |
2 |
2 |
Удельный расход топлива, г/кВт-4: на полной (номинальной) мощности |
218 |
222 |
225 |
Масла на угар |
1,6 |
2,2 |
2,2 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: до переборки/до капитального ремонта |
8/55 |
10/60 |
12/60 |
Масса (сухая), кг |
43000 |
48000 |
45000 |
Габаритные размеры, мм: длина/ширина/высота |
6940/1950/3220 |
7200/1950/3320 |
7160/1950/3740 |
Топливо |
Дизельное Л-0,2-61 и Л-0,5-61 ГОСТ 305-82 |
Дизельное Л-0,2-61 и Л-0,5-61 ГОСТ 305-82 |
Дизельное Л-0,2-61 и Л-0,5-61 ГОСТ 305-82 |
Масло |
Моторное М-20Г2 ГОСТ 12337-84, для регулятора скорости МС-2.0 ГОСТ 21743-76 |
Моторное М-20Г2 ГОСТ 12337-84, для регулятора скорости МС-2.0 ГОСТ 21743-76 |
Моторное М-20Г2 ГОСТ 12337-84, для регулятора скорости МС-2.0 ГОСТ 21743-76 |
Техническое условия |
ТУ 24.06.5225-88 |
ТУ 24.06.51222-85 |
ТУ 24.06.5223-85 |
"Русский дизель" давно закрылся, но Кингисеппскому машиностроительному заводу удалось сохранить архив документации, наработки и опыт, накопленный "РД", чтобы реализовать производство дизельных двигателей размерности 23/2x30, доработать и модернизировать их.
Модернизация затронула процессы смесеобразования и сгорания топлива, что позволило повысить цилиндровую мощность дизеля. Также затронута система наддува воздуха.
После модернизации дизелем можно управлять с электронного (пневматического) пульта дистанционного автоматизированного управления, который расположен вне дизеля. А уже на нем размещены резервный пост управления и переключатель для перевода управления с дистанционного пульта на резервный пост и наоборот.
Доработки коснулись водяную и масляную системы дизеля: теперь на них установлено оборудование автоматического регулирования температуры.
|
Система автоматического управления |
|
Система автоматического управления |
|
Система автоматического управления |
|
|
Система автоматического управления |
|
|
Система автоматического управления |
|
После проведенных работ по усовершенствованию дизельных двигателей размерности 23/2x30, система автоматического управления, защиты и сигнализации могут осуществлять контроль за параметрами работы двигателя, а также обеспечивать работу сигнализации о достижении контролируемыми параметрами предельных величин, аварийную остановку при достижении аварийных параметров, реализовывать автоматический пуск и остановку дизеля по команде сотрудников и управлять оборотами и нагрузкой при работе на ВРШ и при работе в генераторном режиме.
Работа в цеху вокруг нас не останавливалась: втулки рабочего цилиндра перемещались с одного участка на другой, по итогам останавливаясь на выходе как готовые к отгрузке заказчику.
Для наглядности, видеосюжет с изготовлением втулки рабочего цилиндра двигателя размерности 23/2x30, что все комплектующие Кингисеппский машиностроительный завод производит собственными силами.
|
Готовые к отгрузке втулки |
Помимо нововведений в работе дизельных двигателей, для наглядности нам дали сравнительную характеристику дизелей размерности 23/2x30 с импортным аналогом, которую можно представить в таблице:
|
АСД-6300 |
Импортный аналог |
Номинальная мощность, кВт |
6300 |
6300 |
Максимальная мощность, кВт |
6930 |
6930 |
Минимальная мощность при длительной работе, кВт |
1000 |
1000 |
Род тока |
переменный, 3-х фазный |
переменный, 3-х фазный |
Нормальное напряжение, В |
10500 |
10500 |
Номинальная частота тока, Гц |
50 |
50 |
Коэффициент мощности |
0,8 |
0,8 |
Номинальная частота вращения вала (об/мин) дизель генератора |
16,67 (1000) |
25 (1000) |
Время пуска из режима ожидания, с |
8 |
13 |
Габариты дизеля (длина/ширина/высота), мм |
6880/1885/2500 |
5670/2680/4123 |
Удельный расход топлива, г/кВт. ч |
220 |
235 |
Удельный расход масла,г/кВт. ч |
1,0 |
1,0 |
Стоит отметить, что при этом скорость коленчатых валов - 900 об/мин (чем меньше скорость вращения коленчатого вала дизеля, тем больше ресурс и, соответственно, срок эксплуатации).
Таким образом, данные сравнительного анализа свидельствуют о том, что при равных показателях двигатели размерности 23/2x30 являются более надеждыми, пригодными для ремонта и компактными, чем у других импортных производителей, машинами.
|
На объекте заказчика / "Кингисеппский машиностроительный завод", ООО |
Если говорить о отремонтированных и модернизированных дизелей специалистами Кингисеппского машинстроительного завода в целом, не только двигателей размерности 23/2х30, то география распространения дизельных двигателей довольно-таки обширна. Начнем двигаться с Дальнего Востока: дизели от КМЗ стоят там на всех ПКО - пограничных кораблях обеспечения, которые снабжают все погранзаставы по всему побережью, от Берингова пролива до прилегающих островов. Так же заменены "середина" дизеля и коленчатые валы на танкере "Печенга", который тоже базируется на Дальнем Востоке.
В Москве, в городе Софрино на огромной станции ПРО, где размещены 16 дизель-генераторов, мощностью 5500 Вт. Там стоит не обычный механический регулятор, а электронный исполнительный механизм, который синхронизирует обороты дизеля с точностью до секунды, чтобы система наведения и спутники действовали идеально точно.
Сейчас на севере в ремонте два танкера: "Дубна" и "Двина". Первый, в свою очередь, поставляет топливо и может перевозить на себе мазут. На "Двине" же установлены два дизеля от кингисеппского машиностроительного завода.
Недавно сотрудники КМЗ отремонтировали танкер "Лена", который выполнял боевые задачи в Сирии.
|
Танкер "Лена" / Корабел.ру |
Следуем на Каспий: два суперкорабля "Татарстан" и "Дагестан", проект "Гепард", построенные на Зеленодольском ССЗ, в Татарстане. Там стоят по две турбины и дизели проекта 86Б от КМЗ.
Сегодня Кингисеппский машиностроительный завод не ограничивается работой с военными заказчиками по ремонту и восстановлению двигателей. Предприятие производит охладители воды и масла (ВХД, МХД и ОВ) различной конструкции, которые идут на корабли в качестве замены устаревшим советским агрегатам. Так, к примеру, охладители уже стоят на кораблях Северомоского, Балтийского, Черноморского флота.
Считается, что сегодня в России дизели меньшей мощности, которые могут использоваться и на судах, производят на Коломенском тепловозостроительном заводе и на Брянском дизельном заводе. И наравне с такими мощными заводами, с богатой историей, своей культурой производства растет и развивается КМЗ. Возможно, предприятие будущего, но использующее наследие Людвига Нобеля. Сплав достойный для выпуска отечественного "русского" дизеля нового образца.