В Санкт-Петербурге в восьмой раз прошел съезд Российского профсоюза моряков. Число вроде бы некруглое, но с ним совпала знаменательная дата — ровно 25 лет назад, в ноябре 1991 года было принято решение об организации РПСМ. Отметить четвертьвековой юбилей делегаты съезда решили в гостинице "Астория". Впрочем, несмотря на праздничное настроение, мероприятие получилось вполне боевым — восемь резолюций с призывами и предложениями в адрес правительства России было принято по итогам его работы.
Рады сотрудничать
В первый час пленарного заседания поздравительная часть докладов явно превалировала над конструктивной. Впрочем, это объяснимо: выступающих было много, регламент жесткий, а повод для поздравлений веский. В зале гостиницы поместились 115 делегатов из всех регионов страны, а также представители российских и зарубежных профсоюзов, объединений работодателей и морских учебных заведений. Особое место в списке гостей занимали президент Международной федерации транспортных рабочих Падди Крамлин и генеральный секретарь МФТ (ITF) Стив Коттон, тоже выступившие с приветствиями в адрес РПСМ.
Интересно было услышать обращение к профсоюзу со стороны извечных оппонентов — судовладельцев. Здесь уже было меньше мажорных нот, но в целом выступление было выдержано в уважительных тонах.
— Российский профсоюз моряков и судовладельцы постоянно взаимодействуют. И не всегда это протекает гладко. Трения были и при разработке предыдущего отраслевого соглашения, действующего на морском транспорте. Были и рассмотрения вопросов в судебных инстанциях. В отдельных случаях представители РПСМ инициировали возникновение проблем у ряда наших судовладельцев во взаимоотношениях с другими профсоюзами — задержка судов, финансовые потери и т.д., — отмечал директор по социальным и кадровым вопросам Российской палаты судоходства Владимир Волченков. — Но в последние годы наши взаимоотношения стали меняться в лучшую сторону. Благодаря тесному взаимодействию и совместным усилиям, удалось решить ряд вопросов, жизненно важных как для моряков, так и для судовладельцев.
В качестве главного примера таких совместных усилий он назвал принятие и реализацию в России Конвенции о труде в морском судоходстве от 2006 года. Работа в этом направлении продолжается по сей день, обе стороны — судовладельцы и представители профсоюза — регулярно общаются в межведомственной комиссии по реализации Конвенции. Вместе они проводят экспертизу проектов нормативных актов и дают свои заключения. В большинстве случаев эти заключания совпадают.
Эту речь председатель РПСМ Юрий Сухоруков не оставил без ответного слова:
— Мы не можем обещать, что всегда будем толерантными к судовладельцам. Но мы будем добросовестными, будем рады сотрудничать и всегда будем искать возможности для такого сотрудничества!
Корабел.ру |
Медицина, военная кафедра, женский труд...
А дальше съезд плавно вошел в режим обсуждения проблем, стоящих перед моряками и вариантов их решения. Болевых точек оказалось немало. Одна из них — это отсутствие в России нормативно-правовой базы, соответствующей международным требованиям в области охраны здоровья моряков. В уже упоминавшейся выше Конвенции о труде в морском судоходстве четко прописана необходимость создания реестра медицинских организаций или врачей, уполномоченных вести медосмотр моряков. Кроме того, должен быть определен характер медицинского освидетельствования и утверждена форма свидетельства о состоянии здоровья моряков.
Минздрав пытается решить эту проблему с 2013 года, разрабатывая соответствующие проекты. Проекты вносятся в Межведомственную комиссию, состоящая из представителей Минтранса, Росморречфлота, Российской палаты судоходства, Федерального медико-биологического агентства и Российского профсоюза моряков. Комиссия его оценивает и предлагает свои замечания, после чего все пробуксовывает на этапе согласования.
Между тем, с 1 января 2017 г. в силу вступят так называемые "Манильские поправки", конкретизирующие требования к созданию реестра врачей, процедуре медосмотра и форме выдаваемых свидетельств. Если в России к этому времени не обеспечат выполнение этих международных требований, последствия могут быть плачевными — отечественные медицинские документы, выдаваемые морякам, окажутся нелегитимными в зарубежных портах.
Еще один давно назревший вопрос — восстановление военной кафедры в ГУМРФ им. адмирала Макарова.
— Для чего нужна военная кафедра? Не для того, чтобы научить будущих моряков пользоваться оружием или какими-то иными военными средствами, — поясняет свою позицию председатель РПСМ Юрий Сухоруков. — Человек, который прошел военную подготовку, пусть даже не в полном объеме, все равно становится офицером. Соответственно он научится командовать. А на судне это принципиально важно, потому что судно — это естественно, объект повышенной опасности. Если человек не умеет командовать, то во время шторма или какая-то другой экстремальной ситуации он не сможет спасти тех людей, жизни которых ему доверены.
Когда (или если) военная кафедра будет восстановлена, курсанты, по мнению РПСМ, должны получить возможность проходить стажировку на действующих кораблях ВМФ и морской погранохраны. Соответствующие тезисы были внесены резолюцию съезда.
Здесь стоит оговориться, что тема с военной кафедрой в "Макаровке" регулярно поднимается на самых разных уровнях уже далеко не первый год. Не один РПСМ бьет в колокола по этому поводу — еще в 2013 году о том же говорили на Морском совете при правительстве Санкт-Петербурга. Идею тогда поддержал замминистра транспорта Виктор Олерский. Но, как видно, воз и ныне там.
Корабел.ру |
К числу давних проблем относится и история Светланы Медведевой, которая с 2012 года не может устроиться работать по специальности на Самарское речное пассажирское предприятие. Компания отказывается принять ее на должность моториста-рулевого, ссылаясь на то, что эта профессия в России внесена в список вредных для женщин.
— Существует Постановление правительства от 25 февраля 2000 года об утверждении перечня опасных и вредных работ. Данное постановление нарушает Конституцию, по которой женщины имеют равные права и свободы, — поясняет Светлана Медведева. — Я составила жалобу, с которой обратилась в департамент труда и занятости правительства Самарской области, в приемную президента, к уполномоченному по правам человека и в несколько партий.
Нельзя сказать, чтобы все эти обращения были проигнорированы. Девушке везде ответили, но от этих ответов ситуация не изменилась. Дело в том, что по закону у нее есть действительно право быть принятой на работу, которая внесена в список опасных и вредных для женщин. Но для этого работодатель должен сначала обеспечить ей безопасные условия труда. При этом обязать работодателя это сделать никто не может — таких положений в законе не прописано.
После этого Светлана Медведева написала жалобу в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН. Дело рассматривалось в течение трех лет, и наконец, в начале 2016 года на сайте ООН было опубликовано решение КЛДЖ. Комитет не нашел никаких доказательств того, что включение должности моториста-рулевого в список запрещенных профессий основывается на каких-либо научных данных о вреде профессии для здоровья репродуктивной системы женщин. Соответственно включение этой профессии в стоп-лист для представительниц слабого пола является нарушением прав женщин в Российской Федерации.
— 11 августа 2016 года мы снова обратились в районный суд города Самары, изложили все обстоятельства, но 10 октября получили ответ: решение Комитета не является обстоятельством, могущим привести к пересмотру дела, — недоумевает девушка. — Вчера я виделась с моим адвокатом, он составил жалобу в Комитет, потому что никакой реакции его решение удостоено не было.
Съезд решил поддержать Светлану Медведеву в ее борьбе за профессию. Одна из принятых резолюций называется "О нарушении права женщин на труд по выбранному роду деятельности и профессии в отношении возможности их работы в качестве членов экипажей судов морского и речного флота".
Корабел.ру |
Дела крымские
В большой семье региональных первичных организаций, объединяемых Российским профсоюзом моряков, с наибольшим количеством трудностей сейчас сталкиваются крымские отделения (их два — одно в Севастополе, другое буквально месяц назад открылось в Керчи). Подробности рассказал делегатам съезда глава севастопольской первички Артем Боев.
— С момента воссоединения Крыма с Россией моряки полуострова столкнулись с определенными трудностями при трудоустройстве. Во-первых, проблема с морскими документами. Первоначально начавшаяся в прошлом году процедура переоформления моряками, проживающими на Крымском полуострове, морских документов, рабочих дипломов, удостоверений личности с украинского образца на российский вызывала у моряка ощущение бюрократизма и чрезмерной длительности. Это было связано с необходимостью ехать в материковую часть России, тратить свое личное время, средства, — начал перечисление "узких мест" руководитель отделения РПСМ в Севастополе.
Впрочем, эта проблема более-менее решилась, когда в январе 2016 года в Севастополе заработал пункт оформления, выдачи и контроля удостоверений личности моряков. Такой же пункт спустя некоторое время был открыт в Керчи, что существенно упростило процедуру переоформления морских документов.
Уладить остальные проблемы куда сложнее, потому что зависит это не от одной России. Так, у крымских моряков, например, нет возможности получать зарплату на территории полуострова. Причина — международные санкций в отношении России. В итоге приходится открывать счет либо на Украине, либо на территории материковой России. Моряки чаще выбирают второй вариант, но здесь возникают дополнительные нюансы: некоторые банки требуют временной регистрации в континентальной части России, что опять же усложняет жизнь.
— Следующая проблема — получение виз, — продолжил Артем Боев. — Европейским Союзом в мае 2014 года приняты правила для консульств на территории Украины и России, в соответствии с которыми резиденты Крыма должны получать визы для посещения стран Шенгенской зоны в консульских учреждениях, расположенных на территории Украины. Это означает фактический запрет на получение виз жителями Крыма, имеющими российский паспорт. Такой подход в отношении моряков полуострова, имеющих гражданство РФ, означает лишение их права на труд по избранной профессии, поскольку они не могут вступить в трудовые отношения с иностранным судовладельцем в качестве члена экипажа принадлежащих им морских судов. Ряд иностранных судовладельцев из-за опасения применения к ним санкций уклоняются от использования моряков региона, уклоняется от сотрудничества с крюинговыми агентствами полуострова.
В одном из перерывов корреспондент "Корабел.ру" спросил председателя Российского профсоюза моряков Юрия Сухорукова, как восприняли на международном уровне создание в рамках РПСМ крымских отделений и что профсоюз делает для облегчения этих проблем.
Председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков / Корабел.ру |
— Вы сами видели, какие гости присутствуют у нас здесь в зале. Это высшее руководство Международной федерации транспортных рабочих, Международной организации труда. Руководители крупнейших морских профсоюзов тоже находятся в этом зале — Швеция, Германия, Индонезия, даже австралийцы к нам прилетели. Мы разъясняем свою позицию. Да, в 2014 году, когда случилось историческое событие и Крым стал частью Российской Федерации, у нас были определенные проблемы, непонимание. Наши украинские братья, я все-таки продолжаю их так называть, обращались и в ITF, и во Всемирную организацию профсоюзов с просьбой принять какие-то документы и разработатьт резолюции, осуждающие действия Российской Федерации. Мы встречаемся с нашими коллегами, объясняем ситуацию. И на сегодняшний день есть полное понимание — что бы ни случилось в отношениях между разными странами, мы за мир. Наши моряки работают с украинскими моряками на борту судов, и там нет никаких проблем и противоречий. Мы дружим друг с другом, — ответил глава РПСМ.
Сегодня в Крыму, по самым скромным подсчетам, примерно 2,5 тысячи человек работает во флоте — как под российским, так и под зарубежным флагом. Это огромный отряд моряков, который нуждается в защите. И если одним махом справиться проблемами, завязанными на геополитическое противостояние держав, Российский профсоюз моряков не может, то на уровне конкретных судов и конкретных людей — всегда готов подставить плечо. Севастопольскому отделению, например, чуть больше года, но за это время оно успело рассмотреть массу обращений и заявлений о нарушениях прав моряков. С помощью профсоюза крымским морякам за один только 2015 год возвращено около 65 тысяч долларов заработанных денег.
Материалы по теме:
Коса на камень (о забастовке петербургских докеров)
Мятежный теплоход (о забастовке украинских моряков в порту Находка)