О некоторых вопросах возмещения из федерального бюджета затрат на уплату лизинговых платежей на приобретение гражданских судов.
Постановление Правительства Российской Федерации № 383 от 22 мая 2008 года предоставляет Российским судовладельцам право на возмещение из государственного бюджета части затрат на оплату лизинговых платежей для приобретения гражданских судов. В редакции постановления Правительства России от 25 февраля 2014 г. N 138 действие документа распространяется на договоры финансовой аренды (лизинга), заключенные в 2008-2014 годах. В ходе общего собрания членов Российской Палаты судоходства 04 марта 2015 года заместитель министра транспорта Виктор Олерский и и.о. директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков подтвердили продление действия документа на будущие периоды и, возможно, сразу на 8-10 лет. Данная задача является одним из приоритетных направлений деятельности Российской палаты судоходства на 2015 год.
Следует отметить, что на практике некоторые участники лизинговых операций сталкиваются с отказами в возмещении части затрат на лизинг из государственного бюджета по причине заключения так называемых смешанных договоров, содержащих не только элементы договора лизинга, но и бербоут-чартера. Во многом такой подход бизнеса является законным, обоснованным, и вызван отсутствием в параграфе 6 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же федеральном законе от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" регулирования особенностей лизинга флота. При этом в законодательстве некоторых государств, например, Кодексе торгового мореплавания Украины содержатся отдельные разделы о договоре лизинга судна. Наиболее специфичными в индустрии являются, в частности, вопросы распределения ответственности и рисков в случае дефолта, ареста или задержания судна, загрязнения окружающей среды, общей аварии, кораблекрушения, контрабанды, захвата судна пиратами.
Соответственно, желая перераспределить риски и применить отраслевое регулирования отношений, заложенное Кодексом торгового мореплавания России, лизингодатель и лизингополучатель при передаче судна включают в договор лизинга элементы бербоут-чартера, и так договор становится смешанным договором лизинга на условиях бербоут-чартера или договором бербоут-чартера на условиях лизинга (см. например Определение ВАС РФ от 12.09.2011 N ВАС-8506/11 по делу N А56-36764/2010), что на практике влечет отказ Минпромторга в возмещении части затрат на уплату лизинговых платежей.
Для предоставления субсидий из государственного бюджета участникам лизинговых операций, в целях обеспечения соответствия договоров реально складывающимся между сторонами правоотношениям, рекомендуется по содержанию договора соблюдать требования, предусмотренные как для договора лизинга, так и договора бербоут-чартера, включать в договор регулирование специфических риском на водном транспорте, однако, именовать заключаемый договор договором финансовой аренды (лизинга) судна, а платежи по нему лизинговыми платежами. Отдельное внимание заявителем следует уделять буквальному толкованию текста постановления и соответствию расчета субсидий в заявлении и формах, согласно приложениям к указанному постановлению.
Материал предоставлен пресс-службой Адвокатского бюро Санкт-Петербурга "Инмарин".