Основополагающим документом, действующим в судостроительной отрасли, является "Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу". Она направлена на решение комплекса проблем, условно относящихся к трем основным группам:
- структурные диспропорции судостроительной промышленности;
- сильный физический износ производственных фондов (до 70%), моральное устаревание их значительной части, технологическая отсталость по ряду судостроительных производств, а также кадровые проблемы;
- несовершенство отечественного законодательства и финансовой инфраструктуры гражданского судостроения.
Достижение цели Стратегии (создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности) требует решения комплекса задач, которые группируются по трем основным направлениям решения проблемы:
- структурные преобразования и оптимизация потенциала отрасли;
- развитие научно-технического и производственного потенциала, комплексная модернизация и техническое перевооружение отрасли;
- законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития судостроения.
ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта" (ОАО "ЦТСС") создано Указом Президента РФ N 395 от 21 Марта 2007 г., как головное предприятие в области проведения фундаментальных и поисковых исследований, в области создания современных технологий для судостроения и машиностроения по разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в целях:
совершенствования и повышения эффективности технологии судостроения и судоремонта;
сохранения кооперации предприятий-смежников, осуществления ими согласованной инвестиционной политики в организации строительства, ремонта и модернизации кораблей, морских и речных судов.
Указ определил в качестве приоритетных направлений деятельности открытого акционерного общества "Центр технологии судостроения и судоремонта":
- Разработку и реализацию новых наукоемких судостроительных и судоремонтных технологий; Разработку, промышленное изготовление и поставку специализированного оборудования и средств технологического оснащения производства;
- Проектирование и технологическое перевооружение производственных мощностей центров судостроения и судоремонта;
- Технологическое обеспечение проектирования, строительства, технического обслуживания, ремонта и утилизации кораблей и судов в России и за рубежом;
- Проектирование и производство судовой арматуры и изделий судового машиностроения;
9 июня 2010 года под председательством Президента Российской Федерации Д.А.Медведева состоялось заседание Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О состоянии и перспективах развития отечественного судостроения". На нём Президент сказал: "Нужно добиться того, чтобы наши предприятия выигрывали и в стоимости продукции, и в сроках её изготовления".
Факторов, влияющих на конкурентоспособность отрасли много, очевидно, что они находятся во взаимосвязи друг с другом. Важно определить ключевые звенья, за которые можно вытянуть всю цепь необходимых изменений отрасли. На рисунке 1 представлено "дерево задач", или "дорожная карта", или примените любой термин, который Вам удобен. Так же на этом рисунке выявлено ранжирование задач.
Рис.1 Карта определения приоритетных направлений инновационной модернизации российского судостроения
Логическое обоснование всех связей, безусловно, есть. Но с тем, что бы не перегружать материал, не привожу их здесь. Задачи ОАО "ЦТСС", обведенные красной линией, должны решаться институтом по техническим заданиям, согласованным с Минпромторгом, с ЦНИИ им. Академика А.Н. Крылова, с ОАО "Объединенная Судостроительная Корпорация.
Задачи первой приоритетности:
Государственная программа формирования закупок судов и морских сооружений.
Модернизация отрасли может иметь только одну цель – глобальную конкурентоспособность в судостроении и глобальное лидерство в кораблестроении. Этот результат достижим реализацией 4х компонентов:
- подъемом отраслевой науки, ее самым передовым оснащением;
- реформой отраслевого инжиниринга, что бы отрасль могла предоставлять прорывные проекты за конкурентоспособные деньги и в конкурентоспособные сроки;
- технологической модернизацией отрасли, обеспечивающей конкурентоспособность по ценам и срокам строительства;
- государственной программой закупок судов и морских сооружений,обеспечивающей процесс загрузки верфей на период окупаемости инвестиций. Речь идет о госзаказе на необходимую программу судов и сооружений и механизме их коммерциализации.
Отраслевой стандарт 3D-проектирования жизненного цикла судов, кораблей, морских сооружений.
Реформа отраслевого инжиниринга невозможна без консолидации интеллектуального потенциала отрасли. Для этого отрасль должна "говорить" на едином языке и действовать в рамках единых регламентированных процессов. Это является, так же, необходимым условием для перехода отрасли на кооперационный уклад проектирования и производства.
На мой взгляд, ОАО "ЦТСС" может и должно взять на себя выпуск отраслевых регламентирующих документов, касающихся "цифровой отрасли".
Lean (технология устранения затрат, не создающих стоимости)
~ 30% себестоимости строительства – накладные расходы. Примеров, как они формируются более, чем достаточно. А вот примеров совершенствования процессов в судостроении, пока, нет. Потенциал этого направления велик, технологии известны, отработаны во многих отраслях и продемонстрировали высокую эффективность.
По моему мнению, ОАО "ЦТСС" может и должно взять на себя весь объем экономических исследований циклов постройки, трудоемкости, структуры себестоимости, исследованию процессов и выработке рекомендаций в обеспечение эффективности и конкурентоспособности отрасли и отдельных предприятий.
Система постоянного роста квалификации на всех уровнях
И 3D, и Lean, и управление программами (Stage Gate) – де факто, новые дисциплины для судостроения. Их нельзя применить только "насаждением" сверху. Требуется массовое обучение и сертификация, требуется система оценки и подтверждения квалификации. Требуется система, мотивирующая к непрерывному наращиванию необходимой квалификации всеми работниками отрасли.
Думаю, что ОАО "ЦТСС" может и должно взять на себя роль координатора всех профильных образовательных учреждений, для реализации отраслевой программы повышения и удержания на высоком уровне квалификации персонала отрасли.
Задачи второй приоритетности:
Схема размещения отрасли. Сокращение избыточных отсталых мощностей. Кластеризация.
Подготовить и принять на правительственном уровне схему размещения отрасли, построенную на кооперационном укладе производства; выделении центров технологической компетенции; обеспечении возможности распараллеливания строительства судов.
Подготовка технического задания на "Схему размещения отрасли", подготовка этого стратегического долговременного документа и его защита в Правительстве – задача, которая может быть решена только ОАО "ЦТСС". Важно, что бы документ не носил характер многотомной отписки, ничего не предлагающей и ничего не меняющей.
Судометрика и технология непрерывной коррекции ошибки
Создание технического и методического обеспечения отрасли средствами судометрики; обучение персонала, создание на верфях измерительных подразделений – все это считаю важнейшей задачей ОАО "ЦТСС".
Проекты судов с максимальным NPV жизненного цикла
Создание и формализация требований к проектам судов по моделированию их жизненного цикла и его стоимости; по экспертизе проектов. Все это может быть продемонстрировано в рамках деятельности КБ "Восток", входящим в ОАО "ЦТСС". Уверен, что задача института поднять работу КБ на такой уровень, что бы оно стало образцом и прототипом для других КБ отрасли по качеству, по производительности, по стоимости работы.
Снижение корупциогенности инвестиционных процессов
Коррупция, в значительной степени есть следствие мелкотемья и неверной регламентации процессов, определяющих целесообразность и эффективность работ. Предложенные ниже решения, по моему мнению, могут быть применены в ОАО "ЦТСС":
- Применение методики программно-проектного управления (Stage Gate) для формирования, финансирования, исполнения и управления государственными программами;
- Четкое разделение и недопущение объединения в одних руках функций планирования, финансирования, исполнения, контроля;
- Открытость программ для экспертного сообщества и методическая тщательность их проработки, особенно на этапе формирования;
- Четкая измеряемая большая цель и минимальное количество четких измеряемых и не абстрактных индикаторов, однозначно связанных с целью;
- Соблюдение принципа: одна программа – один руководитель – одна мотивация - одна персональная ответственность.
Задачи третьей приоритетности:
Проведенный анализ выявил наиболее весомые направления технологической работы, которые представлены на рисунке 2.
Рис.2 Главные направления технологической работы по снижению себестоимости строительства.
Каждое мероприятие с определенной вероятностью снижает себестоимость строительства. Интегральный потенциальный эффект применения всех мероприятий направленных на снижение себестоимости строительства (посчитанный по правилам теории вероятности) может достигать 85%.
Красным шрифтом в таблице на рисунке 2 выделены технологические мероприятия, на которых, по моему мнению, должен сконцентрировать свою работу "ЦТСС":
- Увеличение загрузки верфей с 20% до ~ 100% производственной мощности даёт снижение себестоимости в ~ 2 раза. Конечно институт не загружает верфи заказами, но подготовка схемы размещения отрасли по ТЗ Правительства и "ОСК" - путь к увеличению загрузки.
- То же можно сказать и о "кластеризации". Снижение накладных расходов за счёт освобождения верфей от несвойственных им производств и за счёт создания региональных центров технологических компетенций позволит на треть сократить амортизационные отчисления и вдвое накладные расходы, что даст снижение себестоимости строительства судов на 15%. Решение этих задач связано с формированием обоснованной схемы размещения отрасли.
- Повышение серийности до 10 судов даёт снижение полной трудоёмкости на ~ 30%, что даст снижение себестоимости строительства судна на ~ 6 %. Серийность не обязательно достигается постройкой одинаковых судов. Ее можно увеличивать строя суда из технологически однородных элементов.
- Сокращение материалоёмкости корпуса судна за счёт применения азотистых сталей, разработанных ФГУП "ЦНИИ КМ Прометей", может составить ~ 2 раза или ~ 10% себестоимости судна. Разработка технологий работы с этими сталями является задачей ОАО "ЦТСС".
- Повышение технологической точности с 50 мм до 1 мм, благодаря применению современных средств технологического оснащения и судометрики, даёт снижение трудоёмкости по изготовлению элементов и формированию корпуса ~ 40%, что даст снижение себестоимости строительства судна на ~ 4 %.
- Переход на строительство судов и кораблей из листа большой размерности (4,2 х 23 м) даёт снижение трудоёмкости по изготовлению элементов и формированию корпуса ~ 25%, что даст снижение себестоимости строительства судна на ~ 2,5 %.
- Оснащение корпусных производств верфей передовыми высокоэффективными средствами технологического оснащения и логистики.
- Распараллеливание строительства судна на крупные насыщенные блоки позволяет в несколько раз сократить цикл постройки (зависит от степени распараллеливания). Сокращение цикла строительства судна в 2,5 раза даёт снижение себестоимости ~ на 40%. Таким образом, снимается ограничение "дорогих денег".
- Работа с бумажными чертежами – анахронизм, увеличивающий общую трудоёмкость строительства судна ~ на 30%. Решение этой задачи способно дать снижение себестоимости ~ на 10%. ОАО "ЦТСС" обладает ресурсом для решения этой задачи, но не использует его.
Вопрос исследования себестоимости верфей является, на мой взгляд, основополагающим для непрерывного совершенствования, а так же для научного ценообразования на объекты государственного заказа. Считаю, что это задача ОАО "ЦТСС"
Интенсификация работы института в направлении технологий судоремонта и сервисного обслуживания позволит поднять экспортную привлекательность продукции ОАО "ОСК".
Перевод КБ "Восток", входящего в состав института, на современные программные продукты и методы проектирования рыбопромысловых судов, позволит решить важную государственную задачу возрождения современного конкурентоспособного рыбопромыслового флота России.
Резюме:
Институт, по моему мнению, мог бы стать штабом отраслевой модернизации по поручению Минпромторга и "ОСК".
Считаю, что задача ОАО "ЦТСС" - обеспечить технологические прорывы в судостроении на базе наилучших технологий. Они должны быть обоснованы по отношению к задачам, которые ставит Государство и интегрированы в технологические платформы.
Долгосрочная тематика НИР и ОКР ОАО "ЦТСС", на мой взгляд, должна быть составлена, исходя из стратегических задач судостроения – выработки схемы размещения отрасли, способствующей максимальной загрузке верфей и высвобождения их от несвойственных производств; разработке технологий, направленных на сокращение цикла строительства кораблей и судов в несколько раз; сокращению трудоёмкости и материалоёмкости строительства.
По моему мнению, институту необходимо не отстаивать свою отраслевую "монопольность", а стать инжиниринговым концентратором и технопарком, обеспечивающим трансферт самых передовых технологий из мирового судостроения, а так же из других отраслей в судостроение Российской Федерации, прежде всего в ОАО "ОСК".
Работа института опирается на научные кадры. По моему мнению, необходимо усилить работу по защите кандидатских и докторских диссертаций. Это способствует сохранению и развитию национальной научной базы и технологической школы. Институт должен генерировать новые знания, подтверждаемые числом защит кандидатов и докторов наук, патентами, экономическими эффектами от инноваций, прежде всего, на верфях. Это укрепит связь института с отраслью.
Решение, поставленных Государством, задач требует усилить персональную ответственность работников за составление и выполнение текущих и перспективных планов. Для усиления контроля бюджетной дисциплины необходимо отказаться от практики "котлового" учёта затрат на НИР и ОКР. Такой способ делает невозможным финансовый контроль по конкретным темам конкретного государственного контракта.
Экc-заместитель Генерального директора ОАО "ЦТСС" Ф.А. Шамрай