Весна 2022 года заставила по-новому взглянуть на потенциал российских двигателестроителей. Без "пламенного мотора" от причала не сможет отойти ни одно судно. Старейшее дизелестроительное предприятие "Волжский дизель" сегодня делает ставку на судовые двигатели. Подробностями с нами поделился заместитель генерального директора предприятия по судовым энергетическим установкам Дмитрий Попов.
– Завод "Волжский дизель имени Маминых" был создан более 120 лет назад, и всю свою историю производил двигатели внутреннего сгорания, как дизельные, так и газовые. Во времена Советского Союза делали только тепловозные двигатели, в новом тысячелетии стали изготавливать промышленные электростанции на базе собственных двигателей, с 2005 года предприятие начало выпускать судовые двигатели. Сначала они устанавливались только на речные суда, сейчас поставляются и на вспомогательный флот ВМФ. Двигатели выпускаются под нормы РРР и РС. Также на базе своих двигателей мы производим дизель-генераторы и дизель-редукторные агрегаты.
– Каков мощностной ряд ваших судовых двигателей?
Попов Д.В., заместитель генерального директора АО "Волжский дизель имени Маминых" по судовым энергетическим установкам / Фото: Корабел.ру |
– За моей спиной находится дизельный двигатель мощностью 1264 кВт, его испытания начнутся в ноябре. Он может использоваться, как в составе главного двигателя пропульсивного комплекса, так и в качестве дизель-генераторного агрегата. Завод производит шестицилиндровые двигатели размерностью 21х21 и восьмицилиндровые 21х26. Шестицилиндровый имеет мощность от 250 до 550 кВт, восьмицилиндровый – от 600 до 1264 кВт.
– Где применяют двигатели "Волжского дизеля"?
– Их используют для замены двигателей судов речного и морского флота, выслуживших свои сроки, таких как немецкие SKL, нижегородские "РУМО", дальневосточные "Дальдизель". Если говорить о новострое, мы можем предложить, как пропульсивные двигатели, так и вспомогательные дизель-генераторы. Наши восьмицилиндровые двигатели, в основном, идут на замену главных двигателей, шестицилиндровые используются, как вспомогательные.
Судовой дизель-генератор "Волгодизельмаш" / Фото: АО "Волжский дизель имени Маминых" |
– Стало больше заказов по линии ВМФ. Интерес флота к российской технике возрос. Отмечу, что "Волжский дизель" – это одно из немногих российских предприятий, имеющих заключения Минпромторга, что мы выпускаем полностью отечественные двигатели. Комплектующие на них ставятся российские. Если под Речной регистр мы можем использовать, например, импортные кольца, то на флот ставится "чистая Россия".
Увеличивается интерес и со стороны различных судоходных компаний, как государственных, так и частных. Те, кто работает на реках России, берет наши двигатели на замену существующим.
– Какие компоненты двигателей вы производите сами, какие отдаете на аутсорсинг?
– Завод построен по старой советской схеме, когда предприятие должно было всю продукцию производить самостоятельно. Покупных компонентов у нас не более 10 %. Мы приобретаем коленчатый вал в Чебаркуле, обрабатываем его сами. Блок, головки блока, поддоны, картеры и так далее – всё льём самостоятельно. Реверс-редукторные передачи до 1100 кВт тоже делаем самостоятельно. Сами производим автоматику для промышленных двигателей. Для судовых – покупаем в России. Топливная аппаратура для наших двигателей тоже производится здесь.
Как оцениваете надежность своих двигателей?
– Очень многое зависит от качества обслуживания двигателей при эксплуатации. Если механик судна вкладывает в двигатель душу, своевременно проводит техническое обслуживание, то и двигатель отвечает взаимностью и работает без поломок. Нередко наблюдается и обратная ситуация, когда из-за элементарного нежелания следить за работой двигателя, своевременно проводить ТО, "сердце" корабля начинает работать некачественно.
– Что необходимо сделать, чтобы превратить "Волжский дизель" в известный международный бренд?
– Главное, чтобы предприятие было загружено серьезной работой, особенно важен выпуск серийной продукции. Тогда появятся деньги на модернизацию предприятия, рабочие будут обеспечены работой. Необходимо, чтобы заказчики смотрели на российские предприятия, а не в сторону Запада или Востока. Это особенно важно в современных политических реалиях.
– Как организован сервис?
– У завода есть сервисный центр. Это отдел сервисного обслуживания и надежности. Он занимается выполнением пусконаладочных работ, а также сервисным гарантийным и постгарантийным обслуживанием.
Дизель-редукторный агрегат с винтом / Фото: АО "Волжский дизель имени Маминых" |
– А в регионах?
– В регионы мы выезжаем. После того, как наши агрегаты стал устанавливать на буксиры "Ярославский судостроительный завод", было принято решение открыть сервисные центры в нескольких регионах, включая Петропавловск-Камчатский и Владивосток.
– Нормы TIER III вас касаются?
– Касаются. Для их выполнения мы устанавливаем на двигатели специальное оборудование, системы очистки.
– Какими вам видятся ближайшие перспективы предприятия?
– Завод может выпускать в год до 200 шестицилиндровых двигателей и 80 восьмицилиндровых. Пока наши мощности недогружены.
– Какую часть выпуска занимают судовые двигатели?
– Если недавно на судовую продукцию приходилось порядка 30 %, а остальное составляли промышленные двигатели, то сейчас ситуация обратная. На 70 % наши производственные мощности загружены судовыми силовыми агрегатами.
Статьи по теме:
"Наши дизель-генераторы сделаны из российских комплектующих. Это главное преимущество"
Двигатели "РУМО": 100 % отечественный продукт
"Интерес к нашим маринизированным двигателям однозначно вырос"
– В регионы мы выезжаем. После того, как наши агрегаты стал устанавливать на буксиры "Ярославский судостроительный завод", было принято решение открыть сервисные центры в нескольких регионах, включая Петропавловск-Камчатский и Владивосток.
– Нормы TIER III вас касаются?
– Касаются. Для их выполнения мы устанавливаем на двигатели специальное оборудование, системы очистки.
– Какими вам видятся ближайшие перспективы предприятия?
– Завод может выпускать в год до 200 шестицилиндровых двигателей и 80 восьмицилиндровых. Пока наши мощности недогружены.
– Какую часть выпуска занимают судовые двигатели?
– Если недавно на судовую продукцию приходилось порядка 30 %, а остальное составляли промышленные двигатели, то сейчас ситуация обратная. На 70 % наши производственные мощности загружены судовыми силовыми агрегатами.
Статьи по теме:
"Наши дизель-генераторы сделаны из российских комплектующих. Это главное преимущество"
Двигатели "РУМО": 100 % отечественный продукт
"Интерес к нашим маринизированным двигателям однозначно вырос"