Летом 2017 года журналистский состав "Корабел.ру" во главе с главным редактором Николаем Ивакиным вновь отправился в экспедицию по российским заводам и предприятиям судостроительно-судоремонтной отрасли. Начальной точкой путешествия была выбрана Казань — и далее по списку, вниз по течению Волги до самой Астрахани.
В путевом листе экспедиции перед выездом значилось добрых полтора десятка точек. Это и верфи, и ремонтные базы, и фирмы, производящие судовое оборудование. Встречи с генеральными и техническими директорами, главными инженерами, экскурсии по цехам, осмотр судов, тысячи километров за рулем...
Маршрут длинный, и на сегодняшний день он пройден лишь на две трети. Но с начальными впечатлениями о первом этапе пути мы уже готовы познакомить наших читателей.
Корабел.ру |
Знойная Казань
В столицу Татарстана петербургский "десант" прибыл ровно в тот момент, когда покинутый им город на Неве принимал Главный военно-морской парад. День ВМФ в Казани давал о себе знать группами ребят в тельняшках, шумно разгуливавших по центральной пешеходной артерии — улице Баумана. Тельняшки, кстати, у большинства были правильные — с моряцкими темно-синими полосками, а не голубыми ВДВшными.
Интересно, что многолюдная Казань (1 млн 232 тыс. жителей на сегодня) в тот день выглядела пустоватой. Возможно, причиной стала чуть ли не тропическая жара — перегревшиеся на солнце термометры у автобусных остановок показывали 41 градус. Скорее всего, часть казанцев решила воспользоваться экстремально теплыми выходными и рванула за город — на дачи, пляжи, пикники.
Тем более, что выехать есть куда. Хочешь — отправляйся в древний Булгар, реконструированную столицу предков нынешних татар, а хочешь — бери экскурсию на монастырский остров-град Свияжск. Туда можно добраться на теплоходе с речного вокзала, два часа в одну сторону, билет стоит 122 рубля. Уже после нашего отъезда, 2 августа, между Казанью и Свияжском был запущен скоростной "метеор". Всего полчаса в пути — и вы прибываете в пункт назначения. Правда, цена взлетает в два с лишним раза — с туриста берут 600 рублей в оба конца.
Корабел.ру |
Здесь не могу удержаться от разочарованного вздоха в адрес администрации речного вокзала. Наш запрос на посещение порта и беседу с руководством несколько недель находился в статусе "подождите, мы рассматриваем" и в конечном счете был проигнорирован. А побеседовать было о чем — Казань крупный транспортный узел, порт пяти морей, центр туризма, в том числе круизного.
Кстати, о круизном туризме... Напомню, что столица бывшего ханства стоит на берегах сразу двух рек — Волги и Казанки. С Волги на лайнере к основным достопримечательностям города подойти невозможно. Белостенный Казанский кремль, огромное здание в виде чаши (в нем находится Центр семьи "Казан"), знаменитый мост "Миллениум" в виде гигантской буквы "М" — все это расположено на берегах именно Казанки, сравнительно небольшой и, увы, несудоходной реки. По ней, конечно, проносятся, особенно теплыми летними вечерами, разного рода катера. Но теплоходов там не встретить.
Корабел.ру |
Одного дня было мало
Визит в Казань получился по большому счету чисто ознакомительным, а вот продуктивная работа началась с небольшого (около 100 тыс. жителей) городка в сорока километрах от столицы Татарстана. Речь, разумеется, о Зеленодольске. Город небольшой, но вот предприятие там по-настоящему мощное — Зеленодольский завод им. Горького, известный на всю Россию как строитель малых ракетных кораблей разных проектов, фрегатов, сторожевиков, патрульных кораблей и т.д. Гражданская тематика в последнее время на заводе тоже в почете — строятся, например, скоростные пассажирские суда проекта А145.
Корабел.ру |
Сразу два таких судна для ARJ Holding из Объединенных Арабских Эмиратов заложили на заводе за полмесяца до нашего визита — 13 июля. Контракт с заказчиком предприятие подписало 19 мая на конференции "Россия — исламский мир: KazanSummit — 2017". Разработчиком этого проекта было ООО "Агат Дизайн Бюро". Характеристики приводим ниже:
Длина — 35 м
Ширина — 6,8 м
Высота борта — 2,4 м
Осадка по КВЛ в водоизмещающем режиме — 1,2 м
Осадка по КВЛ в глиссирующем режиме — 0,7 м
Водоизмещение — 80 т
Пассажировместимость — 150 чел
Экипаж — 6 чел
Скорость — 40 узл.
Тип ГД — MTU 16V2000M70 / 12V2000M2
Мощность ГД — 2хMTU 16V2000M72, 2x1440 кВт
Мощность ДГ — 2х28 кВт
Материал корпуса — алюминиевый сплав АМГ1561.
Нам удалось посмотреть на оба судна (вернее, пока еще оба корпуса) — работа кипит. Сварочные работы практически закончены, сейчас начинается электромонтаж, установка оборудования. О сроках сдачи заводчане пока не говорят.
Корабел.ру |
Подробнее о визите экспедиции "Корабел.ру" на Зеленодольский завод им. Горького будет рассказано в отдельном материале. Внимательные читатели нашего сайта его не пропустят. А здесь ограничимся общими впечатлениями.
Предприятие огромное — за целый день пребывания удалось посмотреть лишь его малую часть. Нам советовали в следующий раз приезжать сразу на неделю, тогда охват получится полный. Тем не менее, главное увидеть удалось — завод не ощущает никакого кризиса, наоборот, наращивает обороты. Вовсю идет обновление цехов — литейное и корпусозаготовительное производство модернизировано полностью, остальное в процессе.
Что еще добавить? В цехах Зеленодольского завода поражаешься особой чистоте — полы тщательно моют специальные машины вроде тех, что убирают в метро. Нет лежащих грудой металлических конструкций, через лабиринты которых приходилось бы пробираться. Видно, что за территорией следят. Под стать этой атмосфере и настроение работников — все отзываются о своем заводе с явной гордостью.
Корабел.ру |
Принимали нас очень тепло и доброжелательно все, с кем удалось пообщаться, — вплоть до генерального директора Рената Мистахова. Так что от Зеленодольска остались наилучшие воспоминания. Еще раз уточню — детально об этом визите будет рассказано чуть позже.
А тем временем "корабельная" экспедиция движется дальше на юг — впереди новые города и новые предприятия. Но об этом, как говорится, в следующих сериях...