Весной 1943 года в разрушенный Сталинград вместе с первыми строителями пришли геологи и гидростроители. В 1948 году был завершен проект строительства канала, выполненный институтом "Гидропроект" под руководством С.Я. Жука.
Создание Волго-Донского комплекса уникальных гидротехнических сооружений вошло в историю как одна из самых грандиозных строек минувшего века, по масштабам не уступающая строительству Панамского и Суэцкого каналов. Но если на осуществление каждого из этих международных проектов ушли десятилетия, то на ввод в эксплуатацию ВДСК потребовалось всего три с половиной года. Стройка была всенародной. 2000 предприятий выполняли заказы для строительства канала, а непосредственно в строительстве участвовало более 1 млн человек.
На Волго-Донском судоходном канале, протяженностью 101 км, возведено 96 гидротехнических сооружений: 13 судоходных шлюзов, 22 судоходных канала, 3 насосные станции, 3 плотины, 17 дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения, 2 паромные переправы, 6 остановочных пунктов.
Сегодня ФБУ "Администрация "Волго-Дон" обслуживает 2187,5 км водных путей, расположенных в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае, Республике Адыгея. На них построено и эксплуатируются 132 гидротехнических сооружения, в т.ч. 22 судоходных шлюза, 3 насосные станции, 26 судоходных каналов, 20 плотин и дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения, межшлюзовая ГЭС, а также 21 объект связи и более 60 объектов энергетического хозяйства.
Для выполнения комплекса путевых работ, обслуживания и ремонта гидротехнических сооружений в учреждении эксплуатируется 105 ед. технического флота различного назначений.
За первое полугодие 2023 года по Волго-Донскому бассейну пропущено более 3000 судов, выполнено свыше 22000 шлюзований, перевезено 3,98 млн т грузов, в том числе 1,62 млн т нефтепродуктов, сообщает Федеральное агентство морского и речного транспорта.