Строительство Волго-Донского комплекса уникальных гидротехнических сооружений в 1950-х годах вошло в историю как одна из самых грандиозных строек минувшего века, по масштабам не уступающая строительству Панамского и Суэцкого каналов.
Весной 1943 года в разрушенный Сталинград вместе с первыми строителями пришли геологи и гидростроители. В 1948 году был завершен проект строительства канала, выполненный институтом "Гидропроект" под руководством С.Я. Жука.
На ввод в эксплуатацию ВДСК потребовалось всего три с половиной года. Волго-Дон стал настоящим испытательным полигоном отечественной науки и техники. По степени механизации он превзошел все предшествующие гидротехнические сооружения. Бетонные работы здесь были механизированы на 100%, земляные работы - на 98% (на строительстве канала имени Москвы - на 45%).
За время строительства было перемещено 174 млн куб. м земли, уложено 3 млн куб. м бетона и железобетона, закреплено откосов сооружений на площади 2,9 млн кВ. м. Смонтировано около 60 тыс. тонн металлоконструкций и оборудования.
Для выполнения такого объема работ было использовано 8000 машин и механизмов отечественного производства. 2000 предприятий выполняли заказы для строительства Волго-Донского судоходного канала. В строительстве канала участвовало более 1 млн человек.
Всего на Волго-Донском судоходном канале, протяженностью 101 км, возведено 96 гидротехнических сооружений: 13 судоходных шлюзов, 22 судоходных канала, 3 насосные станции, 3 плотины, 17 дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения, 2 паромные переправы, 6 остановочных пунктов.
Сегодня ФБУ "Администрация "Волго-Дон" обслуживает свыше 2187 км водных путей, расположенных в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае, Республике Адыгея. На них построено и эксплуатируются 113 гидротехнических сооружений, в том числе 19 судоходных шлюзов, 3 насосные станции, 26 судоходных каналов, 18 плотин и дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения, межшлюзовая ГЭС, а также 29 объектов связи и более 50 объектов энергетического хозяйства, сообщает Федеральное агентство морского и речного транспорта.