В Казани местные краеведы и просто ценители истории нашли свой плюс в таком обмелении реки. Там отступившая вода обнажила руины древней булыжной мостовой, которая когда-то вела в Адмиралтейскую слободу. Это уже вызвало всплеск энтузиазма у охотников за редкими кадрами. Причем многие уже хвастаются находками не только удачных ракурсов, но и вполне материальных раритетов — старинных подков, гвоздей, тележных колес и т.д.
Теплоходы проходят мимо
А вот предприниматели совсем не рады — им ежедневно приходится подсчитывать убытки. Из-за такого подвоха со стороны "кормящей" реки туристические места недосчитываются посетителей. В Великий Болгар не смогли зайти восемь круизных теплоходов. Правда, пассажиры одного из них все-таки добрались до этого красивейшего места — их привезли на автобусе. При этом госкомитет по туризму Татарстана анонсировал отмену еще четырех рейсов в Болгар. Град Свияжск за май остался без трех теплоходов, плюс планируется отмена еще одного рейса. Тетюши вместо 20 запланированных судозаходов приняли только три.
В Самаре ситуация более терпимая, но потери есть и там — местная компания "Волга-Плес" вынуждена была отменить два туристических рейса. Свои коррективы в расписание судов вносят и гиганты российского круизного рынка. Там, правда, в панику впадать не склонны — вместо одних стоянок в графики просто вносятся другие.
"Инфофлот" отмечает, что программы круизов всегда составляются гибко, поэтому особых проблем от обмеления компания не ожидает. Коммерческий директор "Водохода" Александр Кокшин высказался по этому поводу сходным образом: "Всегда есть план "Б". Если мы не зайдем в Тетюши или в Болгар, то теплоход сделает стоянку, например, в Ульяновске. Навигация всегда проходит в напряженном режиме и требует быстрых решений".
Виновата теплая зима
О причинах произошедшего журналистам рассказал руководитель Верхне-Волжского БВУ Федерального агентства водных ресурсов Александр Баринов. По его словам, виновата теплая зима, из-за которой почва не промерзла. В результате весной талый снег просто ушел в землю, не дав полноводных паводков. Например, Ока, которая обычно давала 45% притока Верхней Волги, в этом году дала всего 12%.
В том же духе высказывается заслуженный эколог Татарстана Дмитрий Иванов: "Объем воды, который был накоплен в течение зимнего периода на водоотборных бассейнах Куйбышевского и других водохранилищ, частично впитался в непромерзшую землю". И поясняет, что произошло дальше: "Воду перед паводком спустили, но <…> то количество воды, которое ожидалось в водосборах Волги и Камы, оказалось недостаточным, чтобы довести уровень до проектной отметки 53 метра".
О том, что такая ситуация назревает, было известно еще в апреле. Как пояснила журналистам директор Казанского кремля Лилия Галимова, 29 апреля глава Татарстана Рустам Минниханов обратился к министру природных ресурсов России Дмитрию Кобылкину с просьбой пересмотреть графики спуска воды.
"Понимая, что ситуация не меняется и становится еще более критичной, 3 мая от имени президента в адрес федерального министра была направлена уже правительственная телеграмма с обращением срочно принять меры. По итогам обращения в Москве 7 мая было созвано экстренное межрегиональное совещание. На нем присутствовали министры экологии субъектов РФ, которые соприкасаются с этой темой. Стоит сказать, что совещание было довольно напряженным, потому что не всех устроил тот вариант, который предложил Татарстан", — заявила Лилия Галямова на специальном брифинге.
О чем именно договаривалась республика? О том, что в Куйбышевском водохранилище к середине июня повысят уровень воды на 2,6 метра. В середине мая там фиксировалась отметка в чуть больше 50 метров. Но уже сегодня ожидается достижение уровня в 52,4 метра. Благодаря притоку воды из Камы ситуация будет стабилизирована, и навигация в летнем сезоне будет нормальной. К 1 июля, прогнозируют в министерстве экологии Татарстана, уровень воды в Волге вернется на отметку в 53 метра.
А что будет с рыбой?
Правда, не одни только судозаходы зависят от уровня воды. Не стоит забывать о том, что такие форс-мажоры крайне негативно отражаются на рыбных ресурсах реки.
"Текущий год для Волги, мы считаем, будет, может, не катастрофичным, но очень близким к этому", — такое мнение высказал журналистам заместитель главы Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов.
Он рассказал, что его ведомство провело анализ схожей ситуации, произошедшей четыре года назад. В 2015 году Волга столкнулась со схожими проблемами — это, по словам Соколова, был худший год в истории наблюдений. А в следующем году уровень попуска воды был оптимальным. Так вот, оказалось, что при примерно равных показателях нереста в оба года выживаемость молоди кардинально отличалась. В 2016-м все было замечательно — 90% выживаемости, а в 2015-м — только 1,7%. При этом нынешний год, по словам чиновника, может повторить показатели 2015 года, если не выдать даже еще более худший результат.
"Это почти катастрофа. В самом грубом приближении это тысячи тонн невыжившей рыбы", — резюмировал Василий Соколов. Он отметил, что у Росрыболовства в связи с произошедшим есть большие вопросы к энергетикам, интересы которых при регулировании воды в водохранилищах ставятся выше, чем интересы рыбного хозяйства.
Материалы по теме:
Знаем ли мы Волгу? (об экспедиции "Плавучий университет Волжского бассейна")
От Волги и до Суры (об экспедиции "Плавучий университет Волжского бассейна")