В декабре завершился первый этап кругосветной историко-географической, этнографической и мемориальная экспедиция "Гордость России", проходящей под эгидой Русского географического общества. На надувном парусно-моторном тримаране путешественники собрались обогнуть земной шар, побывав у берегов Йемена и Бразилии, Индонезии и Перу, Австралии и Египта. Изюминкой должно было стать покорение Антарктиды — впервые в истории на надувном тримаране. Стартовала экспедиция в мае 2015 года, и за прошедшие месяцы ее участникам довелось пережить массу приключений. К сожалению, не обошлось и без настоящей трагедии. О светлых и темных страницах этой еще недописанной мореходной повести рассказывает сегодня "Корабел.ру".
В Северном Ледовитом по-полинезийски
Экспедиция под названием "Гордость России" по планам должна была занять 16 месяцев — начаться в мае 2015 года, а закончиться только в сентябре будущего года. Маршрут разбит на две смысловые части. Первый этап — европейский, в географическом смысле. То есть включает в себя западную часть России, Грецию, Италию, Францию, Испанию, а заканчивается островами Зеленого мыса. Посвящен он памяти жертв двух мировых войн и носит преимущественно историко-мемориальный характер. После месячного отдыха на островах экспедиция переходит во вторую фазу — этнографическую. Повод для этого — грядущий в 2016 году 170-летний юбилей великого русского путешественника и этнографа Николая Миклухо-Маклая. Еще один важный для отечественной науки юбилей — 60-летие высадки первой антарктической советской экспедиции, которое приходится на конец 2015 года. По планам, это событие должно было быть отмечено посещением действующей на ледовом континенте российской станции "Беллинсгаузен". Там же команда собиралась отметить и Новый год. Но в график пришлось вносить коррективы — ниже будет рассказано, по какой причине.
Главным энтузиастом, а заодно и руководителем проекта "Гордость России" стал председатель отделения Русского географического общества в Ивановской области Олег Волынкин. На его счету к маю 2015-го уже числилось более полутора десятков походов, 16 снятых фильмов и две написанные книги. Туристско-спортивный союз России присвоил ему звание Заслуженного путешественника. А еще за плечами у Олега Волынкина был опыт руководства чуть менее масштабной, но тоже сложной и необычной экспедицией под названием "Путь Ориона" — арктической кругосветки, проходившей в три этапа с перерывом в несколько лет. Финальный этап состоялся в 2011 году, когда он и его соратники отправились из волжского города Плес по рекам и каналам России до Санкт-Петербурга, а оттуда через Балтику и Норвежское море попали в Атлантику. Дальше их путь лежал мимо Исландии и Гренландии к берегам Канады. Миновав Северо-Западный проход, они добрались до Берингова моря и причалили в Анадыре — именно там в 2005 году стартовал первый этап "Пути Ориона".
Зачем мы так подробно останавливаемся на этой арктической кругосветке? Дело в том, что совершала ее практически та же (с небольшими вариациями состава) команда, а главное — на том же самом тримаране "Русь". Точнее говоря, на его аналогичном предшественнике, поскольку после завершения экспедиции судно было разобрано. На специальном сайте, посвященном "Пути Ориона", есть его описание:
"Парусно-моторный тримаран "Русь" — уникальное судно, сконструированное и построенное по полинезийскому методу более 10 лет тому назад. Оно состоит из трех надувных гондол, каждая из которых имеет три секции безопасности. Настил-палуба изготовлен из сухих еловых жердей и увязан капроновыми лентами таким образом, что он является эластичным в горизонтальной плоскости. Поверх палубы установлена рубка, предназначенная для нахождения в ней одновременно трех экспедиционеров, и имеет место для приготовления пищи, а также штурманскую зону и рабочее место для радиооператора. Мачта также выполнена из трех длинных еловых жердей и позволяет крепить треугольный парус-грот площадью 40 кв.м. Дополнительным парусным вооружением являются два паруса-стакселя и один парус-спинакер. На борту размещены три руля, один из которых играет роль основного ходового, а два других стабилизируют движение судна при боковых ветрах и в штормовой ситуации – это рули-шверты. Тримаран оснащен дизельным тридцатисильным двигателем и вспомогательным аварийным десятисильным".
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ ТРИМАРАНА "РУСЬ" (данные на 2011 год)
• Длина тримарана 12 метров, ширина 6 метров , водоизмещение 10 тонн.
• Количество пассажиров – 10 человек.
• Три пневмобаллона по четыре секции безопасности диаметром 1 метр , длиной 9 метров.
• Палуба: деревянный настил из еловых жердей, увязанных капроновыми вязками. Количество жердей – 90 штук.
• Рубка: вместимость – 4 человека, предусмотрено рабочее место для приготовления пищи и места для работы штурмана, радиооператора.
• Двигатели: YANMAR ( 30 л.с.), Johnson ( 9.9 л.с.).
• Плот спасательный ПСН-8М.
• Спасательный буй АРБ-402.
• КВ/УКВ трансивер Icom 100 Ватт с антенно-фидерными устройствами.
• Портативные УКВ-радиостанции Icom, Alinco .
• Ноутбук во влагозащищенном исполнении.
• Спутниковая связь Iridium 9505 A, Iridium 9520.
• Лодка BRIG -6.
• Радар-картплоттер JRC.
• GPS навигаторы.
• Генераторы Honda (0.5 Квт, 1 Квт ).
• Парусное вооружение: грот, спинакер, стакселя. Общая площадь парусов – 100 кв.м.
• Осадка судна – 0,5 м.
• Скорость движения под парусами: 5-6 узлов, под двигателем: до 7 узлов. Комбинировано: 8-9 узлов.
Афины и первая потеря
— Хватит с меня достижений! Я считаю, что не нужно испытывать судьбу, — заявил Олег Волынкин в интервью одному из ивановских СМИ в 2011 году после завершения кругосветки "Путь Ориона". Чувства его можно понять, арктическая кругосветка, за которую катамаран попал в книгу рекордов Гиннеса, была крайне тяжелой. Для того, чтобы было ясно, о чем речь, маленький пример — после одного из штормов в районе Исландии механик Альберт Базлов получил серьезные травмы и был вынужден сойти на берег. Но уже через три года неугомонный Волынкин все-таки засобирался в новое странствие. В апреле 2014 года на берегу Кинешмы его команда начала строительство второй версии катамарана "Русь".
На очередную кругосветную экспедицию Русское географическое общество выделило своему ивановскому отделению грант в размере 2 млн рублей, помимо этого удалось привлечь спонсорские средства. Будущий маршрут в октябре 2014-го представили в штаб-квартире РГО, где получили "добро" от первого вице-президента общества Артура Чилингарова. Название "Гордость России" хорошо "легло" на оба запланированных этапа — и мемориальный, посвященный памяти павших в обе мировые войны, и этнографический, посвященный отечественным путешественникам и исследователям.
10 мая 2015 года все сборы были завершены, и катамаран покинул город Плес. Судно двинулось вниз по Волге, унося с собой капитана, команду энтузиастов, а также более 350 килограммов продовольствия — запас примерно на два месяца пути. В основном, тушенка и крупы — обычный "хлеб" путешественника. Впрочем, брикеты с маслом на борт тоже погрузили — в дороге не бывает лишних калорий.
Вместе с командой Волгу и Дон покоряли лучшие воспитанники морского кадетского корпуса. В морскую часть путешествия, которая началась после того, как катамаран добрался до Севастополя, их, правда, не взяли. Сам руководитель экспедиции Олег Волынкин, напротив, присоединился к мореходам только в Севастополе. Заодно он привез с собой из родного Плеса партию продуктов, переданную местным меценатом. К этому времени запасы на судне изрядно сократились, так что коробки печенья и кофе пришлись весьма кстати.
В конце июня катамаран "Русь" попрощался с последней точкой русской земли и отправился к турецким проливам. Пройдя около 500 морских миль, экспедиция 29 июня миновала Дарданеллы. Дальше — Эгейское море и курс на Грецию. Поскольку Греция стала первой европейской страной, где тримаран сделал остановку, команда взяла паузу на то, чтобы оформить документы. К сожалению, вместо трехмесячной визы, которой бы "за глаза" хватило на все время путешествия в пределах границ Евросоюза, россиянам поставили штампы всего на 19 дней. Чуть позже это заставило команду изрядно понервничать во время пребывания во Франции.
В Афинах экипаж понес первую потерю — на берег сошел один из членов экипажа. Таким образом, к моменту выхода в Ионическое море в команде катамарана "Русь" осталось четверо — это капитан Альберт Леванов, врач Ильдар Айсин, механик Альберт Базлов и сам руководитель экспедиции Олег Волынкин.
"Впереди и сзади боевые корабли"
7 июля "Русь", обогнув Италию, вошла в Мессинский пролив, отделяющий Сицилию от материка. К этому времени на судне начались проблемы с мотором. Ближайшим намеченным по плану местом, где можно было бы привести двигатель в порядок, была французская Ницца. К Лазурному берегу тримаран подошел уже к 13 июля, но несколько дней пришлось провести на рейде, ожидая окошка в расписании. Только 17-го числа "Русь" смогла пришвартоваться во французском порту. Там путешественников встретили представители администрации города — заместитель мэра и дочь начальника знаменитой эскадрильи "Нормандия — Неман" генерала Луи Дельфино. Вместе с ними в порт пришли дети и родители из местной русской общины, а также земляки из Иванова, заранее прилетевшие в Ниццу. В их числе — жена Олега Волынкина Надежда.
— Прекраснейший город, прекрасная архитектура, много интереснейших культурных и общественных заведений. Но наибольшее впечатление на нас произвело пребывание в Монако. Мы посетили там Музей океанографии, о котором я мечтал многие годы! — рассказывал Олег Волынкин в очередном отчете о ходе путешествия, которые он регулярно выкладывает на свой канал на Youtube.
Дел было много. В первую очередь, конечно, провести ремонт двигателя и судового оборудования, а заодно и полную профилактику катамарана. Затем необходимо было пополнить запасы продуктов, воды и топлива — почти все было на исходе. И, наконец, пришлось столкнуться с бюрократическими проблемами — 19 июля истекал срок визы, а значит, уже 20-го числа россияне могли оказаться на территории Франции в статусе нелегальных иммигрантов. Впрочем, все удалось уладить — французы пошли навстречу необычным путешественникам, продлив им визы на месяц и даже серьезно скостив стоимость штрафа. Вместо 600 евро каждый член экспедиции заплатил по 90 евро.
Дальше команду ждал шторм, изрядно потрепавший судно при переходе через самую западную часть Средиземноморья. А в начале августа у берегов Марокко произошло не самое приятное приключение. Ночью тримаран благополучно прошел Гибралтарский пролив, но уже оказавшись в Атлантике, привлек внимание марокканских кораблей береговой охраны. Оказалось, что на электронных картах, которыми пользовался капитан, не совсем точно были указаны очертания морских границ государств.
— Десятого августа мы оказались в окружении двух военных кораблей Марокко, — рассказывает Олег Волынкин. — Нас осветили и приказали остановиться. Мы легли в дрейф, и надо было ждать рассвета. До рассвета никто из военных не спустил лодки и не причалил к нам, чтобы проверить документы. Но тут приключилась у нас еще одна беда. У нас на руле стоят так называемые штифты, и во время дрейфа, учитывая, что штормило, нам пробило этим штифтом на одной гондоле левую секцию. И когда к нам приплыли военные, мы находились в аварийном состоянии. Третья часть гондолы уже болталась полностью в воде. Нам было приказано двигаться в направлении города Танжер — это самый север Марокко. В течение почти пяти часов на борту у нас находились двое военных, нас сопровождали два корабля. Для нас это был великий почет — впереди и сзади боевые корабли, по центру аварийный тримаран "Русь" движется в порт. Целый день ушел на ремонтные работы.
Следующая остановка по маршруту — Канарские острова. Там экипаж перевел дух в удобном спортивном порту "Марина Рубикон", пополнил запасы провизии и топлива, после чего двинулся к Тенерифе, где нужно было опять решать визовые вопросы. Во время пребывания на Канарах россияне отметили сотый день своего путешествия. К этому моменту их катамаран уже прошел около 10 тыс. километров.
Конечным пунктом первого этапа путешествия должны были стать острова Зеленого мыса, куда экспедиция планировала добраться в сентябре. Дальше нужно было сделать остановку на месяц, чтобы переждать время штормов в Атлантике. Однако путешественники задержались на Канарских островах — сначала пять дней чинили все еще поврежденную левую гондолу. Затем занимались продлением визы — восемь дней ушло на оформление документов. В итоге, "шенген" им продлили до 30 сентября. Оценив ситуацию, команда катамарана решила, что остаток перерыва между этапами лучше всего переждать на Канарах, а острова Зеленого мыса миновать в начале октября, сделав там лишь краткую остановку.
Спасти не удалось
30 сентября в 14.00 по московскому времени тримаран "Русь" покинул Тенерифе и открыл вторую — океанскую — часть своей кругосветки. Увы, в путь команда отправилась в еще более скромном составе — всего три человека. Механика Альберта Базлова с Канарских островов по состоянию здоровья отправили домой, в Россию.
Через 13 дней пути судно достигло островов Зеленого мыса и причалило в порту Миндела. Следующие полторы недели команда "ждала у моря погоды" — бушующие к западу от островов шторма не позволяли отправиться в трудный переход через Атлантику к берегам Бразилии. А когда погода, наконец, начала благоприятствовать мореходам, произошла трагедия — 23 октября скоропостижно скончался врач экспедиции Ильдар Айсин. За три дня до этого он, давно страдавший от сахарного диабета, почувствовал себя плохо. Ближайший рейс самолета в Москву, куда он должен был вылететь на лечение, был как раз 23 числа. Но Ильдар Айсин его не дождался — случился приступ. В госпитале, куда его доставила скорая, местные врачи сделали все возможное, однако спасти путешественника не удалось. После этого Олег Волынкин выступил с официальным заявлением, в котором резко отозвался о деятельности российского посольства:
— К сожалению, русское посольство не оказалось на высоте. Это я заявляю откровенно как гражданин России. Кроме тягомотины и кроме затягивания решения вопросов я на своем пути ничего не встретил.
Продолжать путь вдвоем не было никакой возможности, нужен был третий член экипажа. Им стал Николай Давидовский, уже имевший опыт хождения на катамаране "Русь" во время первой кругосветки "Путь Ориона". Только 9 ноября экспедиция с большим запозданием была возобновлена. Судну предстояло пересечь Атлантический океан. Ровно три недели спустя, 30 ноября был пересечен экватор на отметке в 35 градусов 20 минут западной долготы. За это время было преодолено расстояние в 1800 морских миль в комбинированном режиме — первые полторы недели, вплоть до пятого градуса северной широты, шли постоянно под парусами, пользуясь пассатами. Затем ветер сменился, и пришлось активно задействовать двигатели.
2 декабря в 12.30 по московскому времени экспедиция достигла Бразилии, тримаран вошел в бразильский порт Форталеза. В последние трое суток перехода через океан команде пришлось выдержать настоящее испытание — на тримаран обрушились четырехметровые волны, подгоняемые ветром свыше 10 метров в секунду. Последняя секция центрального баллона тримарана получила серьезные повреждения.
Дойти до Бразилии с островов Зеленого мыса для команды стало делом чести — все трое членов экипажа хотели отдать таким образом дань памяти своего умершего товарища, так много сделавшего для того, чтобы экспедиция продолжалась. Но на том берегу Атлантики настало время трезво оценить ситуацию.
— Приходится констатировать факт, что у берегов Бразилии мы оказались с существенным опозданием от графика по объективным причинам. От Форталезы до Вальпараисо (Чили) мы планировали быть за два с половиной месяца. Но это невозможно. Поэтому совместно с Русским географическим обществом мы решили разбить этот проект на три существенно значимых этапа. Первый этап — это Россия, Европа, Атлантический океан, Южная Америка. Второй этап — Южная Америка, Тихий океан, Новая Гвинея. И третий этап — Новая Гвинея, Австралия, Индийский океан, Красное море, Средиземное море, Россия. Я думаю, что это правильно, потому что это объемные этапы не только по расстояниям, но и по финансовой составляющей, — рассказывает Олег Волынкин.
В середине декабря трое членов экспедиции вернулись в родное Иваново, оставив свой катамаран на хранении в Бразилии. Продолжится их путешествие в следующем году, но точные сроки теперь назвать нельзя — многое будет зависеть от финансирования этого проекта. За зиму руководитель экспедиции собирается написать книгу "Из Плеса к берегам Бразилии".
Экспедиция под названием "Гордость России" по планам должна была занять 16 месяцев — начаться в мае 2015 года, а закончиться только в сентябре будущего года. Маршрут разбит на две смысловые части. Первый этап — европейский, в географическом смысле. То есть включает в себя западную часть России, Грецию, Италию, Францию, Испанию, а заканчивается островами Зеленого мыса. Посвящен он памяти жертв двух мировых войн и носит преимущественно историко-мемориальный характер. После месячного отдыха на островах экспедиция переходит во вторую фазу — этнографическую. Повод для этого — грядущий в 2016 году 170-летний юбилей великого русского путешественника и этнографа Николая Миклухо-Маклая. Еще один важный для отечественной науки юбилей — 60-летие высадки первой антарктической советской экспедиции, которое приходится на конец 2015 года. По планам, это событие должно было быть отмечено посещением действующей на ледовом континенте российской станции "Беллинсгаузен". Там же команда собиралась отметить и Новый год. Но в график пришлось вносить коррективы — ниже будет рассказано, по какой причине.
Главным энтузиастом, а заодно и руководителем проекта "Гордость России" стал председатель отделения Русского географического общества в Ивановской области Олег Волынкин. На его счету к маю 2015-го уже числилось более полутора десятков походов, 16 снятых фильмов и две написанные книги. Туристско-спортивный союз России присвоил ему звание Заслуженного путешественника. А еще за плечами у Олега Волынкина был опыт руководства чуть менее масштабной, но тоже сложной и необычной экспедицией под названием "Путь Ориона" — арктической кругосветки, проходившей в три этапа с перерывом в несколько лет. Финальный этап состоялся в 2011 году, когда он и его соратники отправились из волжского города Плес по рекам и каналам России до Санкт-Петербурга, а оттуда через Балтику и Норвежское море попали в Атлантику. Дальше их путь лежал мимо Исландии и Гренландии к берегам Канады. Миновав Северо-Западный проход, они добрались до Берингова моря и причалили в Анадыре — именно там в 2005 году стартовал первый этап "Пути Ориона".
Олег Волынкин, руководитель экспедиции / rusivanovo.ru |
Зачем мы так подробно останавливаемся на этой арктической кругосветке? Дело в том, что совершала ее практически та же (с небольшими вариациями состава) команда, а главное — на том же самом тримаране "Русь". Точнее говоря, на его аналогичном предшественнике, поскольку после завершения экспедиции судно было разобрано. На специальном сайте, посвященном "Пути Ориона", есть его описание:
"Парусно-моторный тримаран "Русь" — уникальное судно, сконструированное и построенное по полинезийскому методу более 10 лет тому назад. Оно состоит из трех надувных гондол, каждая из которых имеет три секции безопасности. Настил-палуба изготовлен из сухих еловых жердей и увязан капроновыми лентами таким образом, что он является эластичным в горизонтальной плоскости. Поверх палубы установлена рубка, предназначенная для нахождения в ней одновременно трех экспедиционеров, и имеет место для приготовления пищи, а также штурманскую зону и рабочее место для радиооператора. Мачта также выполнена из трех длинных еловых жердей и позволяет крепить треугольный парус-грот площадью 40 кв.м. Дополнительным парусным вооружением являются два паруса-стакселя и один парус-спинакер. На борту размещены три руля, один из которых играет роль основного ходового, а два других стабилизируют движение судна при боковых ветрах и в штормовой ситуации – это рули-шверты. Тримаран оснащен дизельным тридцатисильным двигателем и вспомогательным аварийным десятисильным".
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ ТРИМАРАНА "РУСЬ" (данные на 2011 год)
• Длина тримарана 12 метров, ширина 6 метров , водоизмещение 10 тонн.
• Количество пассажиров – 10 человек.
• Три пневмобаллона по четыре секции безопасности диаметром 1 метр , длиной 9 метров.
• Палуба: деревянный настил из еловых жердей, увязанных капроновыми вязками. Количество жердей – 90 штук.
• Рубка: вместимость – 4 человека, предусмотрено рабочее место для приготовления пищи и места для работы штурмана, радиооператора.
• Двигатели: YANMAR ( 30 л.с.), Johnson ( 9.9 л.с.).
• Плот спасательный ПСН-8М.
• Спасательный буй АРБ-402.
• КВ/УКВ трансивер Icom 100 Ватт с антенно-фидерными устройствами.
• Портативные УКВ-радиостанции Icom, Alinco .
• Ноутбук во влагозащищенном исполнении.
• Спутниковая связь Iridium 9505 A, Iridium 9520.
• Лодка BRIG -6.
• Радар-картплоттер JRC.
• GPS навигаторы.
• Генераторы Honda (0.5 Квт, 1 Квт ).
• Парусное вооружение: грот, спинакер, стакселя. Общая площадь парусов – 100 кв.м.
• Осадка судна – 0,5 м.
• Скорость движения под парусами: 5-6 узлов, под двигателем: до 7 узлов. Комбинировано: 8-9 узлов.
Афины и первая потеря
— Хватит с меня достижений! Я считаю, что не нужно испытывать судьбу, — заявил Олег Волынкин в интервью одному из ивановских СМИ в 2011 году после завершения кругосветки "Путь Ориона". Чувства его можно понять, арктическая кругосветка, за которую катамаран попал в книгу рекордов Гиннеса, была крайне тяжелой. Для того, чтобы было ясно, о чем речь, маленький пример — после одного из штормов в районе Исландии механик Альберт Базлов получил серьезные травмы и был вынужден сойти на берег. Но уже через три года неугомонный Волынкин все-таки засобирался в новое странствие. В апреле 2014 года на берегу Кинешмы его команда начала строительство второй версии катамарана "Русь".
На очередную кругосветную экспедицию Русское географическое общество выделило своему ивановскому отделению грант в размере 2 млн рублей, помимо этого удалось привлечь спонсорские средства. Будущий маршрут в октябре 2014-го представили в штаб-квартире РГО, где получили "добро" от первого вице-президента общества Артура Чилингарова. Название "Гордость России" хорошо "легло" на оба запланированных этапа — и мемориальный, посвященный памяти павших в обе мировые войны, и этнографический, посвященный отечественным путешественникам и исследователям.
10 мая 2015 года все сборы были завершены, и катамаран покинул город Плес. Судно двинулось вниз по Волге, унося с собой капитана, команду энтузиастов, а также более 350 килограммов продовольствия — запас примерно на два месяца пути. В основном, тушенка и крупы — обычный "хлеб" путешественника. Впрочем, брикеты с маслом на борт тоже погрузили — в дороге не бывает лишних калорий.
Тримаран "Русь" / rusivanovo.ru |
Вместе с командой Волгу и Дон покоряли лучшие воспитанники морского кадетского корпуса. В морскую часть путешествия, которая началась после того, как катамаран добрался до Севастополя, их, правда, не взяли. Сам руководитель экспедиции Олег Волынкин, напротив, присоединился к мореходам только в Севастополе. Заодно он привез с собой из родного Плеса партию продуктов, переданную местным меценатом. К этому времени запасы на судне изрядно сократились, так что коробки печенья и кофе пришлись весьма кстати.
В конце июня катамаран "Русь" попрощался с последней точкой русской земли и отправился к турецким проливам. Пройдя около 500 морских миль, экспедиция 29 июня миновала Дарданеллы. Дальше — Эгейское море и курс на Грецию. Поскольку Греция стала первой европейской страной, где тримаран сделал остановку, команда взяла паузу на то, чтобы оформить документы. К сожалению, вместо трехмесячной визы, которой бы "за глаза" хватило на все время путешествия в пределах границ Евросоюза, россиянам поставили штампы всего на 19 дней. Чуть позже это заставило команду изрядно понервничать во время пребывания во Франции.
В Афинах экипаж понес первую потерю — на берег сошел один из членов экипажа. Таким образом, к моменту выхода в Ионическое море в команде катамарана "Русь" осталось четверо — это капитан Альберт Леванов, врач Ильдар Айсин, механик Альберт Базлов и сам руководитель экспедиции Олег Волынкин.
"Впереди и сзади боевые корабли"
7 июля "Русь", обогнув Италию, вошла в Мессинский пролив, отделяющий Сицилию от материка. К этому времени на судне начались проблемы с мотором. Ближайшим намеченным по плану местом, где можно было бы привести двигатель в порядок, была французская Ницца. К Лазурному берегу тримаран подошел уже к 13 июля, но несколько дней пришлось провести на рейде, ожидая окошка в расписании. Только 17-го числа "Русь" смогла пришвартоваться во французском порту. Там путешественников встретили представители администрации города — заместитель мэра и дочь начальника знаменитой эскадрильи "Нормандия — Неман" генерала Луи Дельфино. Вместе с ними в порт пришли дети и родители из местной русской общины, а также земляки из Иванова, заранее прилетевшие в Ниццу. В их числе — жена Олега Волынкина Надежда.
— Прекраснейший город, прекрасная архитектура, много интереснейших культурных и общественных заведений. Но наибольшее впечатление на нас произвело пребывание в Монако. Мы посетили там Музей океанографии, о котором я мечтал многие годы! — рассказывал Олег Волынкин в очередном отчете о ходе путешествия, которые он регулярно выкладывает на свой канал на Youtube.
Дел было много. В первую очередь, конечно, провести ремонт двигателя и судового оборудования, а заодно и полную профилактику катамарана. Затем необходимо было пополнить запасы продуктов, воды и топлива — почти все было на исходе. И, наконец, пришлось столкнуться с бюрократическими проблемами — 19 июля истекал срок визы, а значит, уже 20-го числа россияне могли оказаться на территории Франции в статусе нелегальных иммигрантов. Впрочем, все удалось уладить — французы пошли навстречу необычным путешественникам, продлив им визы на месяц и даже серьезно скостив стоимость штрафа. Вместо 600 евро каждый член экспедиции заплатил по 90 евро.
Дальше команду ждал шторм, изрядно потрепавший судно при переходе через самую западную часть Средиземноморья. А в начале августа у берегов Марокко произошло не самое приятное приключение. Ночью тримаран благополучно прошел Гибралтарский пролив, но уже оказавшись в Атлантике, привлек внимание марокканских кораблей береговой охраны. Оказалось, что на электронных картах, которыми пользовался капитан, не совсем точно были указаны очертания морских границ государств.
— Десятого августа мы оказались в окружении двух военных кораблей Марокко, — рассказывает Олег Волынкин. — Нас осветили и приказали остановиться. Мы легли в дрейф, и надо было ждать рассвета. До рассвета никто из военных не спустил лодки и не причалил к нам, чтобы проверить документы. Но тут приключилась у нас еще одна беда. У нас на руле стоят так называемые штифты, и во время дрейфа, учитывая, что штормило, нам пробило этим штифтом на одной гондоле левую секцию. И когда к нам приплыли военные, мы находились в аварийном состоянии. Третья часть гондолы уже болталась полностью в воде. Нам было приказано двигаться в направлении города Танжер — это самый север Марокко. В течение почти пяти часов на борту у нас находились двое военных, нас сопровождали два корабля. Для нас это был великий почет — впереди и сзади боевые корабли, по центру аварийный тримаран "Русь" движется в порт. Целый день ушел на ремонтные работы.
Следующая остановка по маршруту — Канарские острова. Там экипаж перевел дух в удобном спортивном порту "Марина Рубикон", пополнил запасы провизии и топлива, после чего двинулся к Тенерифе, где нужно было опять решать визовые вопросы. Во время пребывания на Канарах россияне отметили сотый день своего путешествия. К этому моменту их катамаран уже прошел около 10 тыс. километров.
Конечным пунктом первого этапа путешествия должны были стать острова Зеленого мыса, куда экспедиция планировала добраться в сентябре. Дальше нужно было сделать остановку на месяц, чтобы переждать время штормов в Атлантике. Однако путешественники задержались на Канарских островах — сначала пять дней чинили все еще поврежденную левую гондолу. Затем занимались продлением визы — восемь дней ушло на оформление документов. В итоге, "шенген" им продлили до 30 сентября. Оценив ситуацию, команда катамарана решила, что остаток перерыва между этапами лучше всего переждать на Канарах, а острова Зеленого мыса миновать в начале октября, сделав там лишь краткую остановку.
Спасти не удалось
30 сентября в 14.00 по московскому времени тримаран "Русь" покинул Тенерифе и открыл вторую — океанскую — часть своей кругосветки. Увы, в путь команда отправилась в еще более скромном составе — всего три человека. Механика Альберта Базлова с Канарских островов по состоянию здоровья отправили домой, в Россию.
Через 13 дней пути судно достигло островов Зеленого мыса и причалило в порту Миндела. Следующие полторы недели команда "ждала у моря погоды" — бушующие к западу от островов шторма не позволяли отправиться в трудный переход через Атлантику к берегам Бразилии. А когда погода, наконец, начала благоприятствовать мореходам, произошла трагедия — 23 октября скоропостижно скончался врач экспедиции Ильдар Айсин. За три дня до этого он, давно страдавший от сахарного диабета, почувствовал себя плохо. Ближайший рейс самолета в Москву, куда он должен был вылететь на лечение, был как раз 23 числа. Но Ильдар Айсин его не дождался — случился приступ. В госпитале, куда его доставила скорая, местные врачи сделали все возможное, однако спасти путешественника не удалось. После этого Олег Волынкин выступил с официальным заявлением, в котором резко отозвался о деятельности российского посольства:
— К сожалению, русское посольство не оказалось на высоте. Это я заявляю откровенно как гражданин России. Кроме тягомотины и кроме затягивания решения вопросов я на своем пути ничего не встретил.
Продолжать путь вдвоем не было никакой возможности, нужен был третий член экипажа. Им стал Николай Давидовский, уже имевший опыт хождения на катамаране "Русь" во время первой кругосветки "Путь Ориона". Только 9 ноября экспедиция с большим запозданием была возобновлена. Судну предстояло пересечь Атлантический океан. Ровно три недели спустя, 30 ноября был пересечен экватор на отметке в 35 градусов 20 минут западной долготы. За это время было преодолено расстояние в 1800 морских миль в комбинированном режиме — первые полторы недели, вплоть до пятого градуса северной широты, шли постоянно под парусами, пользуясь пассатами. Затем ветер сменился, и пришлось активно задействовать двигатели.
Капитан катамарана Александр Леванов / rusivanovo.ru |
2 декабря в 12.30 по московскому времени экспедиция достигла Бразилии, тримаран вошел в бразильский порт Форталеза. В последние трое суток перехода через океан команде пришлось выдержать настоящее испытание — на тримаран обрушились четырехметровые волны, подгоняемые ветром свыше 10 метров в секунду. Последняя секция центрального баллона тримарана получила серьезные повреждения.
Дойти до Бразилии с островов Зеленого мыса для команды стало делом чести — все трое членов экипажа хотели отдать таким образом дань памяти своего умершего товарища, так много сделавшего для того, чтобы экспедиция продолжалась. Но на том берегу Атлантики настало время трезво оценить ситуацию.
— Приходится констатировать факт, что у берегов Бразилии мы оказались с существенным опозданием от графика по объективным причинам. От Форталезы до Вальпараисо (Чили) мы планировали быть за два с половиной месяца. Но это невозможно. Поэтому совместно с Русским географическим обществом мы решили разбить этот проект на три существенно значимых этапа. Первый этап — это Россия, Европа, Атлантический океан, Южная Америка. Второй этап — Южная Америка, Тихий океан, Новая Гвинея. И третий этап — Новая Гвинея, Австралия, Индийский океан, Красное море, Средиземное море, Россия. Я думаю, что это правильно, потому что это объемные этапы не только по расстояниям, но и по финансовой составляющей, — рассказывает Олег Волынкин.
В середине декабря трое членов экспедиции вернулись в родное Иваново, оставив свой катамаран на хранении в Бразилии. Продолжится их путешествие в следующем году, но точные сроки теперь назвать нельзя — многое будет зависеть от финансирования этого проекта. За зиму руководитель экспедиции собирается написать книгу "Из Плеса к берегам Бразилии".