реклама
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Боевые ледоколы России: прошлое, настоящее и будущее

Северный морской путь практически круглый год покрыт льдом и не каждый корабль или судно пройдет по нему без помощи ледокольной проводки. Но что будет, если скрестить корабль и ледокол? Получится - боевой ледокол! Именно о них, о прошлом, настоящем и будущем боевых ледоколов России, мы и расскажем.
В 60-х годах у командования ВМФ и пограничной службы СССР появился интерес к боевым ледоколам, и это было неслучайно. В те годы у арктических границ страны время от времени стали появляться корабли и суда США и Канады, притом ледового класса. Отправлять для их вытеснения корабли и гражданские ледоколы было нерационально, поэтому появился вопрос - что делать? Ответом на него стала разработка и постройка боевых ледоколов. 

Прошлое

Первые боевые ледоколы появились в 60-х годах. Это были ледоколы проекта 97. Первенцем проекта стал ледокол "Добрыня Никитич", построенный на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. 31 декабря 1960 года он вошёл в состав вспомогательного флота ВМФ СССР. После него со стапелей предприятия сошло ещё 30 ледоколов этого проекта и его модификаций. Строительство кораблей велось быстро - в год сдавалось по 2 ледокола и с каждым новым заказом технология совершенствовалась. Эксплуатировали их не только военные и погранцы, но и Министерство морского флота СССР.
 
Ледокол проекта 97 "Юрий Лисянский" / Корабел.ру

В конце 60-х годов появилась боевая версия ледокола, которая получила проектный номер 97П. Спуск головного ледокола "Иван Сусанин" состоялся в 1973 году. От обычной 97-й версии он отличался отсутствием носового винта, увеличенной длиной, взлётной-посадочной площадкой для вертолёта типа Ка-25ПС. Сам корпус был разделен поперечными переборками на семь отсеков, непотопляемость обеспечивалась при затоплении одного или двух  смежных отсеков. Кроме того, на них имелось вооружение: артустановки АК-726 и АК-630.
 
Ледокол проекта 97П "Руслан" / Корабел.ру

В период с 1973 по 1981 ВМС и погранслужбе СССР было сдано 8 кораблей этого проекта. В настоящее время представителей проекта 97 практически не осталось – в 1990-е годы большая часть ледоколов была утилизирована. Оставшиеся единицы служат в составе ФГУП "Росморпорт" и частях Военно-морского флота России, а также пограничных войск.

Настоящее

30 ноября 2017 года вспомогательный флот ВМФ РФ получил новый ледокол - Илья Муромец", ставший первым судном такого типа, построенным в современной России. До этого ледоколы для ВМФ строились 40 лет назад.

"Илья Муромец" - однопалубное многофункциональное судно проекта 21180, предназначенное для обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, было заложено 23 апреля 2015 года на "Адмиралтейских верфях". Спущено на воду 10 июня 2016 года. Его главная особенность - расширенная функциональность при достаточно скромных габаритах. Это однопалубное судно обладает возможностями морского буксира, ледокола и патрульного корабля. Кроме того, на нём установлен современный гидрографический комплекс, что позволяет в период весенне-летнего сезона привлекать судно к работам по картографированию морского дна и проведению научно-исследовательских работ.
 
Ледокол проекта 21180 "Илья Муромец" / Корабел.ру

Первым заданием нового ледокола стала проводка атомной подводной лодки "Юрий Долгорукий" из Баренцева в Белое море. После этого "Илья Муромец" принимал участие в десятках различных походах, манёврах и учениях Северного флота. В настоящее время судно привлекается как к проводкам, так и к обеспечениям испытаний новых кораблей и судов - как пример - обеспечение испытаний океанографического исследовательского судна "Академик Александров" весной 2019 года.
 
Ледокол проекта 21180 "Илья Муромец" / Корабел.ру

"Илья Муромец" стал единственным представителем проекта 21180, но в тоже время на стапеле судостроительной фирмы "Алмаз" строится модернизированная, "облегченная" версия, получившая проектный номер 21180М и имя "Евпатий Коловрат". Известно, что его длина будет около 80 метров и водоизмещение около 4000 тонн.

Будущее

25 октября 2019 года на "Адмиралтейских верфях" состоялась торжественная церемония спуска на воду патрульного корабля ледового класса проекта 23550 "Иван Папанин", строящегося для ВМФ России. Он предназначен для охраны арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки в порт задержанных судов, сопровождения и поддержки судов обеспечения. Кроме того, он обладает возможностью поражать морские, береговые и воздушные цели и может преодолевать лед толщиной около 1,7 м. Проектант - ЦМКБ "Алмаз".
 
Церемония спуска на воду корабля "Иван Папанин" / Корабел.ру

Корабль был заложен 19 апреля 2017 года. После достройки корабль будет вооружен переносным зенитно-ракетным комплексом и артиллерийской установкой.
 
Церемония спуска на воду корабля "Иван Папанин" / Корабел.ру

Также на нем предусмотрена возможность постоянного базирования корабельного вертолета Ка-27 и будут установлены радиолокационная станция освещения воздушной, надводной обстановки. Основным оружием "патрульника" станет носовая артустановка АК-176МА.
Это уникальный и универсальный корабль: по сути своей военный, но созданный для мирной работы. Он совмещает в себе функции буксира, патруля, ледокола и научного судна. Может решать неограниченное количество различных задач и, благодаря заложенным конструкторским решениям, работать в арктическом регионе максимально эффективно

Председатель Совета директоров АО ОСК Георгий Полтавченко
27 ноября на "Адмиралтейских верфях" в присутствии президента Владимира Путина был заложен первый серийный корабль проекта 23550, получившего имя "Николай Зубов", в честь выдающегося советского океанолога и полярного исследователя, контр-адмирала Николая Зубова. В соответствии с государственной программой Министерства обороны Российской Федерации, корабли данного проекта будут охранять интересы России в Арктике.
 
Закладка патрульного корабля "Николай Зубов" / "Адмиралтейские верфи", ОАО

Универсальный корабль "Николай Зубов" совмещает в себе функции буксира, патрульного корабля и ледокола, не имеет аналогов по совокупности своих технических характеристик и предназначен для патрулирования арктических вод, включая Северный морской путь. Для решения задач сдерживания способен наносить удары по морским, береговым и воздушным целям. Может преодолевать лед толщиной около 1,7 м, в том числе для проводки других кораблей ВМФ или судов обеспечения. 
 
Закладка патрульного корабля "Николай Зубов" / "Адмиралтейские верфи", ОАО

Будут ли заложены следующие корабли этого проекта? Пока не ясно, но в любом случае, ответ на этот вопрос покажет эксплуатация первенца - головного корабля "Иван Папанин".

Похожие материалы:
"Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 373-28-00
"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83
"Судостроительная фирма "Алмаз", ПАО Санкт-Петербург
+7(812)235-48-20, +7(812)350-11-64
"Конструкторское бюро по проектированию судов "Вымпел", АО Нижний Новгород
+7(831)433-41-49
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь