Водный транспорт Санкт-Петербурга: успей пройтись пока тепло

По рекам и каналам Санкт-Петербурга ходит немало интересных судов, о которых вы, наш дорогой читатель, наверняка знаете, но на всех ли из них вы успели побывать и подробно изучить? Отправляемся в небольшое водное путешествие по морской столице России.
Суда на реке Мойке, Санкт-Петербург / Фото: Корабел.ру
Те самые однопалубные суда типа "Мойка" / Фото: Корабел.ру

Если хочется, не торопясь, познакомиться с местными достопримечательностями, лучший выбор – однопалубные суда. Найти их довольно-таки легко: встречают туристов практически на любом причале, но нас, конечно, куда больше интересует техническая часть вопроса. Обычно это проекты типа "Мойка", строившиеся в середине и конце 2000-х. Также есть и новые теплоходы проекта 82510 и 2105, так называемые "Гранд-Фонтанка". Внешний вид однопалубных судов при этом не особо друг от друга отличается и даже может показаться, что это – старые советские "лошадки", но сейчас по рекам и каналам Санкт-Петербурга ходит более 200 единиц флота туристического назначения и всего 30-40 % из них производства СССР.

Фото: Корабел.ру
Однопалубные суда Санкт-Петербурга / Фото: Корабел.ру

Использование однопалубных судов с водометами оправдано экономически и особенностями строения каналов. Во-первых, они не требуют частой дозаправки: даже при интенсивной работе бункеровка нужна раз в 10-14 дней (емкость цистерн на таких судах обычно 2-3 тонны). Соответственно, экипажу после работы не надо куда-то скорее гнать судно, а можно спокойно отдохнуть. Во-вторых, вместительны. Классический теплоход проекта Р118 способен принять до 80 человек. В-третьих, вписываются в габариты каналов и, особенно, мостов. У того же Р-118 длина – 20,30 м, ширина – 5,60 м, осадка в грузу – 0,65 м, надводный габарит – 1,80 м, скорость хода на тихой воде – 13 км/ч (7 узлов). Теплоход может развернуться практически на месте, способен безопасно пройти везде, где требуется.

Фото: Корабел.ру
Пример того, как однопалубные суда отлично проходят под мостами / Фото: Корабел.ру

Также отметим продуманное размещение насыщения рулевой рубки, что дало возможность управлять подобными судами всего одному человек, непрозрачную крышу и развитый козырек, защищающий от ослепления солнечными лучами.

Фото: Корабел.ру
Суда у причала / Фото: Корабел.ру

Для комфортной прогулки по Неве лучше выбрать какой-нибудь двухпалубный теплоход, коих в Санкт-Петербурге тоже немало ходит. Обычно это суда типа "Москва" и "Нева", предназначенные как раз для Невы и Финского залива. Большая часть их, конечно, уже модернизирована, но проекты Р-51, Р-51Э, Р-51ЭА и Р-35 до сих пор считаются легендой отечественного судостроения. На момент их строительства это были не только надежные и нетребовательные машины, но и стильные: способные порадовать глаз приятными интерьером и экстерьером, комфортным размещением, а также большой пассажировместимостью.

Фото: Корабел.ру
Однопалубные суда Санкт-Петербурга / Фото: Корабел.ру

Оригинальный проект Р-51 строили двухпалубным, с машинным отделением в корме и ходовой рубкой, вынесенной почти на нос. Верхняя палуба оснащалась тентом от дождя и солнца, нижняя – большими окнами, а в носу – панорамным остеклением. Архивы различных СМИ изобилуют положительными отзывами советских граждан и различными историями. Стоит отметить, что проект был настолько удачным, что "Москва" быстро разошлась почти по всем пароходствам СССР от Дальнего Востока до Казахстана и Прибалтики, а после и за рубеж. Венгрия, Чехословакия, Польша, Болгария – отдельные экземпляры попали даже в Норвегию, Францию, Нидерланды. По ряду сообщений один из теплоходов "Lagarfljotsormurinn" до сих пор курсируют в восточной части Исландии. Назван в честь мифического водяного змея, по легенде обитающего в этом озере.

Фото: Корабел.ру
Двухпалубные суда типа "Москва" / Фото: Корабел.ру

Технические характеристики проекта Р-51:

  • Длина – 38,2 м;
  • Ширина – 6,5 м;
  • Высота борта – 1,7 м;
  • Осадка средняя в грузу – 1,13 м;
  • Мощность ГД – 2х110 кВт;
  • Скорость с полными запасами на глубокой воде – 13 узлов;
  • Экипаж – 3 чел;
  • Пассажировместимость – 243 чел.

 

Специально для Ленинграда на базе судов типа "Москва" был разработан проект Р-35 "Нева". Инженеры уменьшили надводные габариты и переместили ходовую рубку на нос главной палубы. Первый теплоход появился в 1968 г., и до 1974 г было выпущено всего 6 судов данного типа, пока их строительство не прекратилось.

Фото: Корабел.ру
Пример двухпалубных судов, прогуливающихся по Неве / Фото: Корабел.ру

Технические характеристики проекта Р-35

  • Длина – 38,2 м;
  • Ширина – 6,5 м;
  • Высота борта – 1,7 м;
  • Высота габаритная – 3,2 м;
  • Осадка средняя в грузу – 1,22 м;
  • Скорость – 13 узлов;
  • Мощность ГД – 2х110 кВт;
  • Экипаж (на вахте): – 3 чел;
  • Пассажировместимость: 264 чел (при необходимости может принять до 450 чел).

 

Кстати, ряд судов, находящихся на реке Нева выполняют исключительно роль какого-нибудь развлекательного центра или стационарного ресторана. Обычно они располагаются напротив Адмиралтейства у пристани Спуск со Львами.

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Есть на наших просторах и тематически теплоходы.

Фото: Корабел.ру
Видимо, на этом судне кормят корюшкой / Фото: Корабел.ру

Ресторан "Фрегат Благодать" находится рядом с Троицким мостом.

Фото: Корабел.ру
Стационарный ресторан "Фрегат Благодать" красив, но сам пройтись по Неве не может / Фото: Корабел.ру

Также на Неве можно найти легендарный крейсер "Аврора".

крейсер Аврора / Фото: Корабел.ру
Крейсер Аврора / Фото: Корабел.ру

Ледокол "Красин" и Подводную лодку С-189, переоборудованные под музей. Подробно на этих судах останавливаться не будем, так как на страницах "Корабел.ру" наши корреспонденты неоднократно о них писали.

Ледокол Красин на фоне строительной площади на месте бывших цехов Балтийского завода / Фото: Корабел.ру
Ледокол Красин на фоне строительной площади на месте бывших цехов Балтийского завода / Фото: Корабел.ру

 

СПК и катамараны

 

Этим летом классическая расстановка скоростных перевозок изменилась, помимо привычных петербуржцам и гостям города судов на подводных крыльях (СПК) на Неве появились новые катамараны проекта "Котлин". Суда предназначены заменить СПК на линии Санкт-Петербург – "Остров Фортов". Первые два судна "Форт Кроншлот" и "Форт Петр I" уже во всю работают. Поговорим о технической части катамаранов. Во-первых, напомним, что проект "Котлин" разработан компанией "Форсс Технологии", за основу взят эскиз австралийской компании Incat Crowther. Всего к 2025 г. на СНСЗ по заказу ГТЛК для компании "Нева Тревел" запланировано построить шесть таких судов. Уже сейчас можно говорить, что "Котлины" получились удачными. Почему?

Конечно, могут найтись критики, указывающие на то, что классический "Метеор" буквально на пару узлов обгоняет новый катамаран, но по комфорту, отделке, возможности провести весь переход на открытой палубе, "Котлин" однозначно выигрывает привычное скоростное судно. В доказательство тому – отзывы пассажиров.

Пассажир Александр / Фото: Корабел.ру
Пассажир Александр / Фото: Корабел.ру

"Неоднократно ходил до этого на "Метеоре", "Котлин", конечно, идет намного плавнее, ветер на открытой палубе несильно задувает. И, думаю, тут будет комфортно даже тем, у кого морская болезнь – качка незначительная. Я очень доволен. Российские инженеры постарались на славу", – студент Александр.

"Форт Кроншлот", проект "Котлин" / Фото: Корабел.ру
"Форт Кроншлот", проект "Котлин" / Фото: Корабел.ру

Технические характеристики проекта "Котлин":

  • Длина габаритная – 32 м;
  • Ширина наибольшая – 8,7 м;
  • Высота надводного борта – 1,4 м;
  • Осадка габаритная – 1,32 м;
  • Мощность двигателей – 2х882 кВт;
  • Мореходность – 4 балла;
  • Скорость максимальная – около 57 км/ч;
  • Корпус и надстройка – алюминиево-магниевый сплав;
  • Экипаж – 3 чел;
  • Пассажировместимость – до 200 чел.

 

За время пребывания на "Форте Кроншлот" успели детально ознакомиться с рубкой судна и ее капитаном Владимиром Рябининым. Мостик оборудован всем необходимым, а главное, тут уже есть российская начинка.

Рубка управления, катамаран проекта "Котлин" / Фото: Корабел.ру
Рубка управления, катамаран проекта "Котлин" и капитан Владимир Рябинин / Фото: Корабел.ру

"Управлять катамараном можно буквально одним пальцем. Судно создано под линию и на нем удобно все, в том числе причаливать. Как человек, который всю жизнь провел на воде, скажу, что никаких существенных проблем в управлении катамараном этим не вижу", – Владимир Рябинин.

Также "Нева Тревел" планирует построить четыре катамарана проекта "Соммерс": контракт на их строительство заключен 19 декабря 2022 г. А еще "Нева Тревел" на выставке "НЕВА 2023" представил перспективный проект прогулочного катамарана FT12 "Тютерс". Предназначение – экскурсионные прогулки на 30 человек. Эта разработка имеет возможность быть переоборудованной под электродвижение.

Фото: Корабел.ру
"Метеор", Санкт-Петербург / Фото: Корабел.ру

Если говорить про СПК, то по Неве все еще ходят и будут, вероятно, долго ходить классические "Метеоры", а также тут можно встретить и другие привычные глазу крылатые скоростные суда. Много про них рассказывать не будем, так как это более чем известный проект, но отметим, что в прошлом году на Неве успел побывать новенький "Метеор 120Р" производства АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева". Судно действительно стало комфортнее, улучшились ходовые характеристики.

"Метеор 120Р" / Фото: Корабел.ру
"Метеор 120Р" в Санкт-Петербурге / Фото: Корабел.ру

Катера и яхты

 

Помимо больших пассажирских судов на реках и каналах Санкт-Петербурга можно встретить множество интересных катеров и яхт, большая часть которых, кстати, обитает в районе Крестовского острова, но их можно найти и около Петропавловской крепости.

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

На данный момент они уже не так активно выходят в рейсы, особенно в связи с понемногу ухудшающейся погодой. Кстати, вода на Неве за последние сутки поднялась почти на метр, что тоже влияет на активность движения судов. 

Фото: Корабел.ру
Обычно под этим мостом могут проходить однопалубные суда, фото сделано 15 октября 2023 г. / Фото: Корабел.ру

Обязательно посвятим маломерным судам Санкт-Петербурга отдельную статью, а пока что отметим один уникальный проектяхту "Амстердам", построенную в 2019 г. Это судно удивит любого туриста своим современным дизайном и роскошной отделкой, но и стоить прогулка на такой красоте будет соответственно. Вмещает "Амстердам" до 11 пассажиров.

Фото: Невский фарватер
Яхта "Амстердам" / Фото: Невский фарватер

Технические характеристики яхты "Амстердам":

  • Длина – 14,5 м;
  • Ширина – 4,9 м;
  • Крейсерская скорость – 15 узлов;
  • Максимальная скорость – 24 узла;
  • Кают – 1.

 

Ночной Санкт-Петербург

 

Завершим наш краткий экскурс по наиболее примечательным судам, бороздящим просторы рек и каналов морской столицы, на разведении мостов. Не лишним будет напомнить, что Санкт-Петербург не только отлично смотрится с судна или корабля, но тут еще и строится масса важных судов и кораблей, а также здесь расположен Большой порт Санкт-Петербург, куда захаживают самые разные и интересные теплоходы, например, "Севморпуть". А если достаточно долго наблюдать за ночной Невой, то на ней можно увидеть различные сухогрузы, танкеры и других исполинов морских пучин, например, известный RSD59.

Фото: Корабел.ру
"Александр Пятов" был замечен на набережной Санкт-Петербурга / Фото: Корабел.ру

А на праздник выпускников школ "Алые паруса" обязательно выходит какой-нибудь парусник и исполняет роль полюбившегося сказочного судна.

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Зимой Нева тоже не скучает, и на ней часто колет лед "Невская застава". Обязательно познакомьтесь с репортажем с этого судна.

Буксир-ледокол "Невская застава" / Фото: СПБ ГУП
Буксир-ледокол "Невская застава" / Фото: СПБ ГУП "ПИЛАРН"

На этом все, оставайтесь с нами и узнайте первыми итоги навигации в Санкт-Петербурге. Информацию мы уже начали собирать. 

Нева / Фото: Корабел.ру
Нева / Фото: Корабел.ру



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Пассажирское судно "Иния" проекта 04860.1 внесено в реестр Минпромторга
17:13 / судостроение
рекламаПодписка 2025