На территории Сахалинской области расположено 8 морских портов: Корсаков, Холмск, Шахтерск, Невельск, Поронайск, Александровск-Сахалинский, Пригородное, Москальво) и 11, входящих в их границы, морских терминалов (Набиль, Углегорск, Бошняково, Красногорск, Яблочное, Правда, Южно-Курильск, Малокурильское, Крабозаводское, Китовое, Северо-Курильск).
Одной из климатических особенностей акватории вокруг острова является её "одностороннее" замерзание. Наличие ледового припая на северном и восточном побережье Сахалина и отсутствие льда в южной оконечности. Таким образом круглогодично могут быть использованы лишь половина портов – Холмск, Корсаков, Пригородное, Невельск, а гавани Шахтерск, Поронайск, Александровск-Сахалинский, Москальво имеют ограниченный период эксплуатации.
|
График подхода льдов к острову Хоккайдо / Японская сводка |
Остров Сахалин - крупнейший в России и двадцать третий по площади в мире (76,6 тыс. кв. км), вытянут по меридиану на 948 км, при наибольшей ширине 160 км и наименьшей – 26 км, от материка отделён Татарским проливом Японского моря, проливом Невельского (наименьшая ширина - 7,5 км), Амурским лиманом и Сахалинским заливом. На юге отделен от японского острова Хоккайдо проливом Лаперуза (наименьшая ширина - 41 км), с востока омывается Охотским морем.
Курильские острова простираются от южной оконечности Камчатки в юго-западном направлении до острова Хоккайдо (Япония) и являются естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном.
Расстояние от областного центра г. Южно-Сахалинска до г. Москвы 10417 км, разница в часовых поясах между ними составляет 7 часов.
Самыми крупными портами общего пользования в Сахалинской области являются Холмск и Корсаков, они специализируются на перевалке народнохозяйственных грузов для нужд области.
Порт Корсаков специализируется на обработке контейнеров, перевалке нефтепродуктов, генеральных и навалочных грузов, леса, автомобилей, металлолома, обеспечении транспортной доступности жителей Сахалина и Курильских островов при комплексном обслуживании регулярного транспортного сообщения Сахалин - Курилы и международной паромной линии Вакканай - Корсаков. С 2013 года в порт Корсаков осуществляют заходы крупные океанские лайнеры типа "Diamond Princess" (курсирует между гаванями Японии и портом Корсаков) с числом пассажиров на борту в две-три тысячи человек.
|
Пассажирское круизное судно "Diamond Princess" / "Росморпорт", ФГУП |
Начиная с 2000 года работает единственная международная паромная линия между Россией и Японией "Корсаков-Вакканай", этим летом паром "Ins soy" выполнит 28 судозаходов в российский порт. Паромная навигация продлится с 9 июня по 18 сентября. Города Южно-Сахалинск, Невельск, Корсаков — побратимы Вакканая.
В порту Холмск функционирует морская железнодорожная паромная переправа Ванино-Холмск, которая связывает остров Сахалин с материковой частью России. Перевозки пассажиров и грузов (железнодорожные вагоны и автомобили) осуществляются паромами типа "Сахалин", принадлежащими ОАО "Сахалинское морское пароходство". Паромная переправа также обеспечивает перевозку пассажиров, предоставляя услуги по доступным тарифам для самых широких слоев населения. Данные перевозки являются социально-значимыми, функционирование паромной переправы Ванино-Холмск является стратегической задачей для Сахалинской области в обеспечении перевозок грузов и пассажиров. В среднем, по погодным условиям переправа не работает 75 дней в году.
К переработке в торговом порту принимаются все грузы, кроме наливных. Основу грузооборота торгового порта составляют каботажные грузы, перевозимые на железнодорожно-автомобильных паромах, курсирующих между Холмском и Ванино.
Импорт Сахалинской области носит инвестиционный характер. Товарные группы "машины, оборудование и транспортные средства" и "металлы изделия из них" составляют основу поступлений по импорту. Удельный вес указанных групп составляет соответственно 65,8% и 19,9%. Динамика изменения показателей импорта самым тесным образом зависит от реализации крупных инвестиционных проектов на территории области. Основными странами-импортерами являются США, Норвегия, Великобритания, Япония. На долю этих стран приходится почти 80% областного импорта.
В 2014 году на Сахалине морским транспортом перевезено 2442,8 тыс. тонн (96,1 % к аналогичному периоду прошлого года), перевезено пассажиров 70,0 тыс. человек (104,6% к АППГ). Переработка грузов в портах и терминалах области в 2014 году составила 6,3 млн. тонн, в 2013 году - 5,2 млн. тонн, при этом значительную часть грузов составил уголь, отправляемый отечественным и зарубежным потребителям из морских портов и терминалов Шахтёрск, Углегорск, Невельск.
Среди всех гаваней Сахалина выделяется порт Пригородное - первый в России морской порт, построенный специально для обслуживания судов, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), и нефтеналивных танкеров. Он расположен на юге острова на берегу залива Анива. Оператором в порту является компания "Sakhalin Energy Investment Company Ltd."
В настоящее время морской порт Поронайск, в связи с тем, что большинство портовых гидротехнических сооружений признаны неработоспособными, используется как морской порт-убежище для рыболовецких судов. Также в морском порту осуществляется ремонт малотоннажного флота. Капитан порта оказался одним из немногих, кто откликнулся на мой запрос, однако ответ его был такой: "У нас пока только планы, показывать нам нечего", - ну что же, и это тоже информация.
Развитие инфраструктуры
Развитие инфраструктуры морского транспорта Сахалинской области осуществляется во многом благодаря реализации федеральных целевых программ. В рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" в 2015 году предусмотрены следующие мероприятия с финансированием за счёт средств федерального бюджета:
- реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения Ванино - Холмск в морском порту Холмск;
- строительство двух автомобильно-железнодорожных паромов;
- реконструкция объектов федеральной собственности (гидротехнические сооружения и пассажирский терминал) морского порта Корсаков;
- реконструкция и строительство объектов федеральной собственности (гидротехнические сооружения) морского терминала Углегорск морского порта Шахтерск.
В рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", за счет средств федерального бюджета в объеме 8,2 млн рублей (выделено 2,5 млн. рублей) в 2015 году предусмотрено продолжение мероприятий по реконструкции входных молов морского порта Холмск.
|
Морской порт Корсаков / Корабел.ру |
Большое внимание Правительства Сахалинской области и Министерства транспорта и дорожного хозяйства сосредоточено на обеспечении регулярного транспортного обслуживания населения морским транспортом на линии Сахалин – Курильские острова (между островами Сахалин, Кунашир, Шикотан, Итуруп по маршруту Корсаков – Курильск – Малокурильск – Южно-Курильск – Корсаков). Перевозки пассажиров и грузов (контейнеров и автомобилей) осуществляет ЗАО "Морская Компания "Сахалин-Курилы" теплоходами "Игорь Фархутдинов" и "Поларис". Перевозки между островами Кунашир и Шикотан в МО "Южно-Курильский городской округ" выполняются МУП "Южно-Курильский Докер".
Говорит представитель предприятия "Южно-Курильский Докер" Лебедева Наталья Сергеевна: "Сейчас во флоте компании числится два Самоходных плашкоута "Дружба" - 2001 года постройки и "Надежда" - 1997 года постройки, переданных в качестве гуманитарной помощи Японией , валовая вместимость судов порядка 141 и 137 тонн соответственно. Габариты: длина 29,9 метров, ширина в 7,5 метров, высота борта 2,6 м. Суда проходят доковое освидетельствование РМРС в японском городе Ханасаки, последний доковый осмотр был произведён в 2014 году там же. Дорога морем из Южно-Курильска до японского острова Хоккайдо занимает в 2,5 раза меньше времени, чем до ближайшего российского порта Корсаков. Для обработки грузовых судов в хозяйственном ведении компании находится причал для приёма судов с осадкой не более 4,5 метров". Также Наталья Сергеевна отметила, что после начала действия ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2012 - 2015 годы" жизнь на Курилах стала лучше и отток населения значительно замедлился.
На линии Северо-Курильск – Петропавловск-Камчатский регулярное транспортное обслуживание пассажиров осуществляет ООО "Сахморфлот" на теплоходе "Гипанис". В целях социальной поддержки населения Курильских островов перевозки на острова субсидируются за счёт средств областного бюджета.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" проведены работы по реконструкции морских терминалов на островах Кунашир, Шикотан, Итуруп, Парамушир. В морских терминалах Курильских островов появились глубоководные причалы и морские вокзалы (острова Кунашир и Итуруп). Ранее, до появления глубоководных причалов, обработка пассажирских и грузовых судов осуществлялась на открытом рейде, что вызывало обоснованные жалобы пассажиров. В настоящее время рейдовая обработка морских судов исключена, т.к. функционируют глубоководные причалы.
В настоящее время транспортная связь с Курильскими островами осуществляется посредством морского и воздушного транспорта. Однако природно-климатические условия островов позволяют в полной мере использовать лишь морской транспорт, т.к. из-за непогоды вследствие туманов и большого количества атмосферных осадков воздушный транспорт подчас неделями не может перевезти пассажиров и грузы. Именно поэтому на Курильском направлении морской транспорт имеет преимущественное значение. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области особо подчёркивает необходимость строительства судов, т.к. имеющиеся суда не способны перевезти всех желающих с Курильских островов в пиковое летнее время отпусков. К тому же суда требуют обновления и замены.
Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2014 № 2572-р утверждена Концепция федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы". В настоящее время продолжаются мероприятия по формированию проекта программы. По предложению Сахалинской области в проект программы вошли мероприятия по строительству 3 морских грузопассажирских судов для обеспечения перевозки пассажиров и грузов на Курильские острова.
Крупнейшей судоходной компанией в Сахалинской области является ОАО "Сахалинское морское пароходство". Компания располагает различными типами морских судов, в т.ч. транспортными и паромами, проводит регулярное обновление флота и его модернизацию.
Судостроение и судоремонт
Судостроительные предприятия в Сахалинской области отсутствуют. Судоремонтные предприятия представлены компанией ООО "Судоремонтная компания Сахалина", осуществляющей деятельность в порту Корсаков. До 2013 года судоремонт был и в порту Холмск, там с 2006 года работала фирма "Сахалинремфлот", но в связи с условиями рынка предприятие было вынужденно отказаться от проведения работ по судоремонту, и плавучий док был продан. Сейчас компания осуществляет обслуживание и дооборудование флота контейнеров, обслуживающего буровые платформы по проекту "Сахалин-2".
Говорит исполнительный директор ООО "Сахалинремфлот" Сергей Пак: "В настоящее время ООО "Сахалинремфлот" осуществляет обновление основных производственных фондов и временных производственных мощностей позволяющих выпускать современную, соответствующую требованиям как отечественным, так и международным новейшим стандартам продукцию".
Рыбохозяйственный комплекс
По экспорту рыбных товаров рыбохозяйственный комплекс занимает второе место после топливно-энергетического комплекса Сахалина и составляет около 3% от общего объема экспорта Сахалинской области и около 14% выпуска товарной продукции.
Социальная значимость рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области определяется обеспечением занятости населения (более 18 тысяч человек) и пополнением части местных бюджетов, направляемой на развитие социальной инфраструктуры.
Важную роль в развитии отрасли играет техническое перевооружение и модернизация действующих рыбоперерабатывающих мощностей, переориентация рыбной отрасли на береговую переработку рыбы из полуфабрикатов, производимых на плавбазах.
Среди регионов Дальнего Востока в наибольших масштабах разведением тихоокеанских лососей занимается именно Сахалинская область. Мощность лососевых рыбоводных заводов (всех форм собственности) по закладке икры достигает более 800 млн штук. Действуют 37 рыборазводных заводов.
Рыба и морепродукты – вторая по значимости статья сахалинского экспорта. Структура экспортных поставок рыбы и морепродуктов характеризуется высоким процентом продукции с низкой степенью обработки, а именно "рыбы мороженой" – 90 %.
Сахалинская область вслед за Саратовской и Магаданской занимает 34 место по качеству жизни среди регионов России, по уровню доходов населения она находится на 13 строчке, по освоенности территории развитию транспортной инфраструктуры на 58 (1).
Как пишет газета "Наши острова", в прошедшем году региональный валовый продукт области вырос на 3,8%, темпы экономического роста на сегодняшний день в пять раз выше среднероссийских.
На экономические успехи региона повлияли такие факторы, как увеличение объёмов добычи (на 18%) и экспорта (35%) угля, рост доли продовольствия, производимого местными сельхозпроизводителями, что стало возможным благодаря запуску новых предприятий. Немалую роль сыграл рост объёмов инвестиций – по результатам 2014 года он превышает 185 миллиардов рублей (т.е. на 5,5% больше объёмов предыдущего года). Из них почти три четверти (74%) – средства частного бизнеса, и лишь чуть более четверти (26%) составляют средства из бюджета области. В инвестиционном портфеле областного руководства – 75 проектов, общий объём которых превышает 1,8 триллиона рублей. В их числе проекты по наращиванию добычи и отгрузки угля, строительство рыбоводных заводов на Курилах, более двадцати проектов сфере АПК и т.д.
Некоторые цифровые горизонты островного края не могут не радовать, однако хочется верить, что инвестиционные успехи области отразятся на развитии судоремонта и рыбопереработке в частности, и позволят подтянуть уровень жизни сахалинцев к экономическим номиналам.
Ирина Акимова
Материал подготовлен совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области
1. Рейтинг российских регионов по качеству жизни за 2013 год, Рейтинговое агентство "РИА Рейтинг".