Этот материал полностью посвящен Красноярскому краю – второму по площади региону России. По этому показателю он уступает лишь Якутии. Протяжённость водных путей в крае составляет около 7,5 тыс. км. Енисейский бассейн считается одним из самых сложных для судоходства.
Во многом это обусловлено высокой скоростью течения рек, скалистостью грунта, высокой извилистостью русла. Однако, несмотря на сложные условия, навигация в этом регионе идет почти полгода – с мая по октябрь. За это время ежегодно перевозится порядка 400 тыс. пассажиров и около 5 млн тонн грузов. Основная территория, на которой работает пассажирский флот – от Дивногорска до Дудинки. Грузовой флот осуществляет перевозки на Енисее и всех судоходных притоках.
Флот Красноярского края
Основным перевозчиком пассажиров в Красноярском крае является ОАО "ПассажирРечТранс". За навигацию по Енисею скоростные и водоизмещающе суда, паромные переправы и суда на воздушной подушке перевозят порядка 400 тыс. пассажиров. На маршруте "Красноярск-Дудинка" 18 остановочных пунктов, только в 6 из которых имеется регулярное воздушное и автомобильное сообщение.
За последние 30 лет основная часть пассажирского флота выведена из эксплуатации в связи с износом. На количество судов повлияла и неутешительная тенденция к снижению пассажиропотока. Для сравнения, в 1987 году количество пассажиров составляло 1 793,3 тыс. человек. Из-за малой востребованности количество пристаней, на которых устанавливались дебаркадеры, также сократилось.
Сегодня во флоте компании (данные на начало 2014 года) работают водоизмещающие суда проекта 588 – "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов" – 1953 и 1954 года постройки соответственно. С этими судами связана одна из главных проблем – требуется их срочная замена.
Возраст стоечного флота (дебаркадеров) для швартовки судов, посадки и высадки пассажиров в количестве 11 единиц, также обращает на себя внимание. Вся техника построена в период с 1963 по 1992 годы.
Но есть в составе "ПассажирРечТранса" и более новые суда, приобретение которых позволило закрыть потребность в скоростном флоте на ближайшие 25-30 лет. На смену теплоходам типа "Ракета", "Метеор" и "Восход" пришли суда проекта А45-1 – "Енисейск", "Красноярск", "Иван Назаров", "Михаил Годенко", построенные с 2008 по 2009 год. Все они были приобретены при поддержке Правительства края.
За комментарием относительно их эксплуатации мы обратились к руководителю "ПассажирРечТранса" Леониду Фёдорову. По его словам, скоростные суда подходят для региона идеально и способны работать в непростых условиях Енисейского бассейна. "Эти скоростные суда по возможности обеспечивают потребности края в пассажирских перевозках. Новые теплоходы могут подходить даже к необорудованным берегам. В год они перевозят около 50 тыс. пассажиров. Есть, конечно, сложности с техническим обслуживанием, так как оборудование импортное, не из дешевых, но это скорее нюанс, многие судовладельцы сегодня решают такие же проблемы. Могу сказать, что этот проект подходит к нашему региону и не только. Сегодня в ЯНАО работают суда "Рем Вяхирев" и "Виктор Черномырдин", построенные по проекту А 145, который является продолжением А45-1", – рассказал нам Леонид Никонович.
Из-за территориальных особенностей края во многих районах востребованы паромные переправы. Всего в регионе их работает более 20. Больше всего паромов курсирует в Енисейском, Казачинском, Кежемском районах и т.д.
По последним данным "ПассажирРечТранса", сейчас флот компании находится на межнавигационном ремонте в затонах Енисейского речного пароходства. В целом, за исключением скоростных судов, весь транспортный и стоечный флот имеет запредельный срок эксплуатации.
По словам министра транспорта Красноярского края Сергея Ерёмина, сейчас главная задача, стоящая перед Правительством края в части модернизации флота – строительство в 2016-2017 гг. нового современного судна, так как к этому времени выработают свой ресурс и оставшиеся в строю теплоходы "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов", которые ходят по социально значимому маршруту "Красноярск-Дудинка".
"Сейчас прорабатываются варианты схем финансирования и конкретное проектное решение судна. Сложность состоит в том, что у отечественных судостроителей нет опыта постройки современных пассажирских теплоходов с требуемыми характеристиками. На вторичных рынках – как российского, так и ближнего зарубежья – выставляются на продажу суда либо выработавшие ресурс, либо требующие значительной модернизации. А флот, построенный для речных бассейнов европейских государств, по техническим характеристикам не удовлетворяет требованиям безопасной эксплуатации на Енисее", – прокомментировал ситуацию Сергей Ерёмин.
Однако пока не подготовлен конкретный проект с учетом всех требований, о сроках и схемах финансирования говорить рано.
Стоит отметить, что грузового флота в Красноярском крае гораздо больше. За основной объем грузоперевозок по рекам региона и поддержание судов в надлежащем состоянии отвечает ОАО "Енисейское речное пароходство" ("ЕРП"). Сегодня "ЕРП" – одна из крупнейших компаний, лидер речных перевозок в Енисейском речном бассейне. Ежегодно флот пароходства доставляет по Енисею, Ангаре, Нижней и Подкаменной Тунгуске и их притокам около 3,5 млн тонн грузов.
Всего в состав флота Енисейского пароходства входят порядка 460 единиц общей грузоподъемностью более 520 тыс. тонн. В частности это сухогрузы типа ГТ. В нефтеналивной флот пароходства входят суда типа НТ, ТН и ТНМ. ЕРП располагает и многочисленными вспомогательным и несамоходным флотами. Также пароходство использует уникальный дизель-электроход (туер) "Енисей", спроектированный и построенный специально для подъема судов в сложном по проходимости Казачинском пороге реки Енисея.
География деятельности "ЕРП" охватывает Эвенкийский, Таймырский Долгано-Ненецкий и Туруханский районы Красноярского края. Основные направления перевозок "ЕРП" – это снабжение предприятий Норильского промышленного района, предприятий нефтедобывающего комплекса, лесной промышленности и поставка социально-значимых грузов в северные районы края.
Стоит отметить, что "ЕРП" как самостоятельно развивающаяся структура имеет не один филиал. В состав пароходства входят и судоремонтные подразделения, и порты Красноярского края.
Судостроение и судоремонт
В крае часть крупного судоремонта и строительство новых судов осуществляет ОАО "Красноярская судостроительная верфь" ("КСВ"). "КСВ" – одно из старейших промышленных предприятий Красноярска. За годы работы на предприятии построили более 3 тыс. судов. В их числе: деревянные суда, буксиры-толкачи, рефрижераторы, танкеры, сухогрузы, баржи-площадки, грузопассажирские суда.
Сегодня судоверфь принимает заказы на постройку и модернизацию судов, плавсредств, автодорожных переправ, классических моторных яхт, прогулочных пассажирских теплоходов, а также переоборудование сухогрузных барж в нефтеналивные.
Основными партнерами "КСВ" сегодня являются: "ЕРП", ОАО "ГМК "Норильский никель", ОАО "ПассажирРечТранс", ФБУ "Администрация "Енисейречтранс", ЗАО "Золотодобывающая компания "Полюс". В основном предприятие занимается региональными заказами.
Одними из последних проектов, над которыми работают красноярские корабелы – самоходный танкер-бункеровщик жидкого топлива морского класса по заказу ОАО "ГМК "Норильский никель" и грузопассажирский самоходный паром проекта 2967 для г. Игарки. В роли заказчика парома выступает Администрация города Игарка, часть финансирования осуществляется за счет средств краевого бюджета. По последним данным, готовность парома составляет около 80 %. Планируется, что судно будет сдано не позднее июня 2014 года. По мнению экспертов, такой паром может быть востребован и в других регионах края и страны.
"В рамках соглашения между Красноярским краем и компанией "Роснефть" строится крайне необходимый для людей паром, который заменит судно, выработавшее свой ресурс. Северяне ждут новый паром, и мы должны совместными усилиями сдать его в срок – в июне текущего года", – сказал министр транспорта Красноярского края Сергей Ерёмин.
Что касается судоремонта, то поддержанием технического состояния флота края занимаются филиалы "ЕРП" – Красноярский судоремонтный центр и три ремонтно-эксплуатационных базы.
Красноярский судоремонтный центр ("КСЦ") специализируется на ремонте, отстое и обслуживании флота "ЕРП", базирующегося в Красноярске, а также судов компаний, заходящих в красноярский затон на навигационный ремонт. КСЦ обслуживает более 150 судов пароходства. Незамерзающий в районе Красноярска Енисей позволяет круглогодично осуществлять техобслуживание и ремонт судов в доках и на слипе.
Павловская база флота расположена в удобном месте – на 139 км ниже Красноярска по Енисею. Основная специализация РЭБ – зимний отстой, средний и текущий ремонт, а также модернизация сухогрузных барж. Кроме того, здесь проводится переоборудование, средний и текущий ремонт буксиров-толкачей. В Павловщине зимует около 100 судов, принадлежащих "ЕРП". Помимо этого, база оказывает услуги и сторонним судовладельцам.
Ермолаевская ремонтно-экспулуатационная база флота расположена вблизи поселка Ермолаевский Затон (Ермолаево) на 35 км ниже Красноярска по Енисею. На базе ведутся: зачистка, зимний отстой, техническое обслуживание и модернизация нефтеналивного флота "ЕРП". Зимой в затонах Ермолаевской РЭБ отстаивается более 100 плавучих единиц, принадлежащих "ЕРП" Техническое обслуживание нефтеналивного флота производится на Ермолаевской РЭБ круглогодично.
Подтёсовская ремонтно-эксплуатационная база флота расположена вблизи поселка Подтёсово на правом берегу Енисея, на 102 км ниже устья реки Ангары и в 432 км ниже Красноярска. Этот крупнейший речной судоремонтный центр на Енисее и в Сибири – обслуживает более 350 судов различного назначения, в том числе более 130 самоходных судов. РЭБ специализируется на ремонте, модернизации нефтеналивного и сухогрузного флота, и также как и другие филиалы "ЕРП" принимает суда для зимнего отстоя.
Стоит отметить, что все судоремонтные базы являются градообразующими предприятиями для поселков, в которых они находятся, обеспечивая рабочими местами жителей и способствуя социальному развитию населенных пунктов.
Портовая инфраструктура
ОАО "Красноярский речной порт" (дочернее общество "ЕРП") обрабатывает грузопотоки в бассейне Среднего Енисея. Порт может перерабатывать грузы смешанного сообщения (автомобильного, водного, железнодорожного) и отправлять их в любом направлении, в том числе за границу. Также предприятие является крупнейшим перевалочным узлом региона. Пропускная способность порта составляет около 4 млн т. По последним данным объемы перевалки приближаются к 1300 тыс. т в год.
Основная специализация ОАО "Лесосибирский порт" (дочернее акционерное общество "ЕРП") – погрузочно-разгрузочные работы, хранение и накопление всех видов грузов, а также перевозка грузов речными судами в бассейне Среднего Енисея и Нижнего Приангарья. Порт имеет выгодное географическое положение – на Енисее в 40 км ниже впадения Ангары – и является одним из составляющих элементов Лесосибирского транспортного узла. Пропускная способность составляет около 1200 тыс. т в год. Портовый нефтеналивной причал позволяет перерабатывать более 45 тыс. т топлива в год. В то же время наличие собственного флота в составе 13 теплоходов и 12 единиц несамоходного флота позволяет Лесосибирскому порту совместно с "ЕРП" доставлять грузы по Среднему Енисею.
Еще одним филиалом ОАО "ЕРП" является Игарский эксплуатационный участок. Местный порт расположен в 1744 км ниже Красноярска по Енисею. Наряду с Дудинкой, Игарка является крупным центром по перевалке грузов с речного транспорта на морской для последующей их отправки Северным морским путем. Основная специализация Игарского порта в данной транспортной схеме – перевалка лесо- и пиломатериалов для отправки на экспорт.
На Енисее в Дудинке также функционирует крупнейший порт Сибири. Дудинский морской порт – это структурное подразделение ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель". Через причалы порта происходит вывоз продукции компании. Пропускная способность порта – 25 тыс. т в сутки. По данным ГМК "Норильский никель", годовой грузооборот составляет около 3 млн тонн.
На территории сельского поселения Хатанга осуществляет свою деятельность ЗАО "Хатангский морской торговый порт". Порт обеспечивает жизнедеятельность сельского поселения Хатанга, арктических экспедиций и полярных станций и организация сообщения с населёнными пунктами сельского поселения Хатанга. Годовой грузооборот Хатангского морского порта составляет около 75 тыс. т.
Морской порт Диксон расположен за Полярным кругом в 2 706 км от города Красноярска, в 685 км от города Дудинка. В порту осуществляется оказание услуг по перегрузке генеральных, навалочных, контейнерных грузов, завоз оборудования для энергетического комплекса поселка, а также промышленных и продовольственных товаров. Перспективность развития и использования Диксонского морского порта обусловлена его географическим положением и наличием закрытой глубоководной бухты, позволяющей осуществлять круглогодичный заход судов и ледокольного флота. Гавань Диксона укрыта группами островов практически от любых направлений ветров, что дает возможность для формирования караванов и отстоя судов.
P.S.
Красноярский край сегодня, как и многие другие регионы России не мыслим без водной транспортной инфраструктуры. Местные компании, работающие в этой сфере десятилетиями, являются градообразующими для некоторых населенных пунктов и поддерживают краевой бюджет. Как мы можем судить по той информации, что нам предоставили в министерстве транспорта Красноярского края, корабелы, справляются со своими задачами, стараются по возможности и с поддержкой регионального правительства содержать флот в надлежащем состоянии, постепенно развивают судостроение и судоходство на Енисее и других реках. Однако, в этом вопросе, особенно если дело касается таких больших и стратегически важных регионов страны, без поддержки федеральных органов власти не обойтись.
Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-секретаря Министерства транспорта Красноярского края Алену Луневу