Протяженность внутренних водных судоходных путей в Амурской области составляет 2572 км. Судоходными реками являются Амур и Зея. Селемджа и Бурея не являются судоходными и используются для разовых завозов грузов в устьевых участках. Продолжительность навигационного периода - 150 суток на реках Бурея и Селемджа, 165 суток - на реке Зея, 176 суток - на Амуре.
Грузовые и пассажирские перевозки
На территории области компании занимаются международными и внутренними перевозками водным транспортом. В международном направлении большая часть грузовых и пассажирских перевозок осуществляется между Благовещенском (РФ) и Хэйхэ (КНР), Поярково (РФ) и Сюньхэ (КНР).
Для некоторых районов Амурской области — Шимановского, Мазановского и Селемджинского - речной транспорт является жизнеобеспечивающим и безальтернативным. Хотя, как отмечают в региональном Минтрансе, в среднем доля внутреннего водного транспорта в общем объеме перевозок пассажиров не велика.
Отправка грузов ВВТ на территории области также развита незнаначительно. Постепенно происходит снижение степени использования реки для этих целей. Это связано во многом с развитием железнодорожных и автомобильных перевозок. Большинство грузовладельцев отправляет относительно небольшие грузы, поэтому выбирают наиболее подходящую для себя альтернативу водному транспорту.
По данным Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Амурской области, перевозками по рекам в регионе занимаются ЗАО "Торговый порт Благовещенск" и ЗАО "Пассажирский порт "Амурассо".
Пассажирский порт "Амурассо" специализируется на перевозке пассажиров, в основном это прогулочные рейсы по Амуру и Зее. Также суда компании задействованы нка международной линии Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР). Организация осуществляет и грузовые отправления как в международном (КНР), так и внутреннем направлениях.
Стоит отметить, что основной перевозчик области "Торговый порт Благовещенск", который в прошлом году отметил свое 120-летие, относится к Хабаровскому ОАО "Амурское пароходство". С 2011 года предприятие объединило в себе деятельность всех портов Амурской области: ЗАО "Торговый порт Поярково", ЗАО "Торговый порт Зея" и организации речного порта города Свободный.
"Торговый порт Благовещенск" - официально зарегистрированный смешанный автомобильно-речной грузовой пункт пропуска через границу между Россией и Китаем, который функционирует круглогодично. Также ЗАО "ТПБ" является основным исполнителем программы Северного завоза в Амурской области.
На сегодня общая пропускная способность портов, относящихся к "Торговому порту Благовещенск" составляет более 5 млн т грузов в год. Их общая территория составляет около 360 тыс. кв. м. В портах имеются подъездные пути, позволяющие отгружать грузы на железнодорожный состав и отправлять в любом направлении.
"Торговый порт Благовещенск" и его участки располагают 103 единицами флота. В их числе, по данным официального сайта: 14 единиц буксиров-толкачей РТ-600, 7 единиц буксиров-толкачей РТ-300, 5 единиц сухогрузных, трюмных теплоходов СТ-300, 5 единиц пассажирских судов типа "Москва", "Рубин", 56 несамоходных барж грузоподъемностью от 200 до 3000 т, теплоход с баржей, плавучий земснаряд "Портовый-9", 9 плавучих кранов, вспомогательное судно ОС-4, 1 единица БСТ-3, 3 нефтеналивных баржи грузоподъемностью 100 и 3000 т, 2 стоечных дебаркадера для посадки и высадки людей на суда, 2 служебно-вспомогательных судна и 3 судна, с помощью которых возможно проведение ремонта судов.
Стоит отметить, что порты Амурской области имеют выгодное географическое положение, располагаясь на берегах рек Амур и Зея в зоне Транссиба и непосредственной близости от китайских портов Хэйхэ, Сюньхэ, Миншань и Тунцзян. В населенных пунктах Благовещенск и Поярково, где расположены речные порты, действуют международные пункты пропуска. К тому же, географическое положение области благоприятствует развитию сотрудничества с КНР.
В Министерстве транспорта и дорожного хозяйств области отмечают, что внешнеэкономические отношения с КНР играют важную роль для экономики области. Их активное развитие неразрывно связано с развитием портов, через которые проходит основной грузопоток.
Во многом состояние портовой инфраструктуры Амурской области связано с реализацией программ, направленных на развитие золотодобывающей, лесозаготовительной и горно-металлургической отраслей, а также со строительством космодрома "Восточный".
На территории области реализуется инвестиционный проект "Создание горно-металлургического кластера "Приамурье", в рамках которого планируется освоение месторождений железа, золота, цветных и редких металлов, угля, нерудных полезных ископаемых, лесосырьевых ресурсов. Одним из оптимальных способов доставки вышеперечисленных грузов может служить водный транспорт.
По подсчетам предприятий водного транспорта области, в случае реализации указанных мероприятий, увеличится количество перевозимых грузов внутренним водным транспортом, таких как цемент до 220 тыс. тонн, металл - до 25 тыс. тонн, лесоматериалы - 31 тыс. м3, оборудование - более 16 тыс. тонн, нерудные строительные материалы - более 1 млн м3 в год.
Проблемы водной транспортной инфраструктуры региона
Проблемным вопросом развития перевозок грузов внутренним водным транспортом является высокая степень износа судов. Так, например, несмотря на значительное количество единиц флота, в ЗАО "Торговый порт Благовещенск" существует потребность в строительстве новых судов для обеспечения рабочего процесса и обновления имеющихся судов. По данным областного Минтранса, средний год выпуска судов - 1975 год, и затраты, связанные с их ремонтом и техническом обслуживанием возрастают ежегодно. В связи с этим необходима разработка программ регионального и федерального уровня, направленных на субсидирование предприятий ВВТ с целью приобретения современных судов.
Кроме того, дальнейшее развитие речных перевозок затруднено неудовлетворительным состоянием водных путей, таких, как отсутствие судоходной обстановки на реке Селемджа и Зейском водохранилище. Также серьезной проблемой является обмеление рек. Чтобы решить ее требуется провести комплекс мероприятий по поддержанию своевременной судоходной обстановки и по дноуглублению.
Судостроение в Амурской области
Флагманом судостроения в регионе является ОАО "Судостроительный завод имени Октябрьской революции" - одно из старейших предприятий Амурской области. К тому же, это единственное предприятие, осуществляющее строительство и ремонт судов на территории области.
По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, производственные мощности завода, который располагается в городе Благовещенске, позволяют строить суда различного назначения длиной до 100 м, осадкой при водоизмещении порожнем до 3,5 м и водоизмещением порожнем до 1000 т.
Вплоть до 2009 года завод переживал длительный период стагнации из-за отсутствия заказов на строительство судов. Однако при участии Правительства Амурской области, предприятие все-таки смогло получить заказы на изготовление продукции гражданского и военного назначения.
Стоит отметить, что виду того, что судостроение как таковое вернулось на завод только в 2009 году, то и экономические показатели предприятия за последние годы были далеки от идеальных. До 2012 года ОАО "Судостроительный завод имени Октябрьской революции" считалось убыточным.
Только в прошлом году впервые за много лет предприятие вошло в число прибыльных. Как нам сообщили в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, благодаря загрузке производственных мощностей предприятие получило возможность модернизировать основные фонды, также было закуплено новое оборудование для строительства судов, модернизированы производственные цеха, на предприятии отлажена работа участка горячего цинкования, позволяющего наносить покрытие на стальные поверхности деталей длиной до 12 метров.
По данным официального сайта Благовещенского завода, за прошлый год на предприятии были построены и сданы в эксплуатацию 2 обстановочных катера нового поколения проекта 3050.1, два рейдовых водолазных катера проекта 14157, два судна-мишени проекта 436 бис, большой гидрографический катер проекта 19920, два корабельных щита проекта 455, а также заложены на стапеле два больших гидрографических катера со сдачей в эксплуатацию одного - в 2014, другого в 2015 годах. Всего в 2013 году предприятие произвело продукции на сумму более 1 млрд рублей.
Сегодня судостроительный завод в Амурской области обеспечивает рабочими местами около 600 человек. К тому же предприятие является основной базой для прохождения производственной практики студентов технических вузов с дальнейшим их трудоустройством по специальности.
Технические возможность и кадровый потенциал судостроительного завода может обеспечить ежегодный выпуск продукции на сумму более 3 млрд рублей. На сегодняшний день производственные мощности завода загружены менее чем на 50 %.
Правительство Амурской области оказывает содействие в развитии предприятия и в получении заводом новых заказов. Предприятие включен в реестр хозяйствующих субъектов областного значения, ежегодно с предприятием заключаются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, Правительством Амурской области предоставляются различные меры государственной поддержки: государственные гарантии, субсидии и налоговые льготы.
P.S.
Как сообщило Министерство транспорта и дорожного хозяйства, Правительством Амурской области разработана и утверждена государственная программа "Развитие транспортной системы Амурской области на 2014 - 2020 годы", в рамках которой планируется решать транспортные проблемы, в том числе и в сфере внутреннего водного транспорта. Кроме того региональное Правительство планирует вкючить в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" такие мероприятия, как приобретение судов на эксплуатации на внутренних водных путях области и восстановление судоходной обстановки на Зейском водохранилище.
Все это немаловажно, так как грузовые и пассажирские перевозки, в частности международные, в регионе остаются востребованными. Постепенно начинает наращивать обороты и судостроительное производство. Может быть в будущем на единственном судостроительном заводе региона начнут работать над проектами новых судов для области, которых, как уже было сказано выше перевозчикам не хватает.
Анастасия Судникова
Благодарим за помощь в подготовке материала Отдел железнодорожного, водного и воздушного транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области