В данном случае речь идет о создании унифицированной правовой базы, регламентирующей механизм экономического обоснования в гражданском судостроении, которое длительный период времени не имело своего единообразного подхода в части нормативного регулирования ценообразования, включая также научно-методологическую составляющую.
В целях устранения вышеуказанного правового пробела в июне 2022 года на рассмотрение Государственной Думы РФ был представлен законопроект № 135674-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (в части установления правовых основ формирования и реализации промышленной политики в сфере судостроения)». Как указывалось в представленных к законопроекту пояснениях, необходимость его принятия обусловлена тем, что полномочия органов власти в отношении строительства морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания и других плавучих сооружений, подлежащих регистрации, определены только в отношении начальной (максимальной) цены контракта, однако при этом законодательством не регулируются вопросы определения ориентировочной стоимости строительства судна при его проектировании, отсутствует правовой механизм проверки достоверности ценообразования, нормативно-методологическая база не соответствует текущим потребностям и требует существенной доработки и обновления.
28.09.2022 указанный законопроект в окончательной редакции был был принят Государственной Думой и 04.10.2022 одобрен Советом Федерации, а 07.10.2022 – подписан Президентом РФ и опубликован, как Федеральный закон от 07.10.2022 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации".
С принятием вышеуказанного закона, в Федеральный закон от 31.12.2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» были внесены изменения, которые наделяют правительство РФ полномочиями утверждать порядок проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен его проектирования, строительства, ремонта и утилизации. Кроме того, Правительство РФ будет устанавливать требования и условия допуска организаций для проведения такой проверки, а также правила разработки и утверждения нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта и утилизации судов. Согласно внесенным изменениям, порядок определения ориентировочной стоимости строительства судна, установленный Министерством промышленности и торговли России, надо будет согласовать с Минфином и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). За Минпромторгом закрепляются полномочия по утверждению нормативов и порядка определения трудоемкости проектирования, строительства, ремонта и утилизации судов; утверждению методических документов, используемых при определении ориентировочной стоимости и при определении трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна; утверждению формы заключения по результатам экспертизы.
В целях практической реализации вышеуказанных изменений, с момента принятия Федерального закона № 390-ФЗ, и, по настоящее время проходит разработка и представление к утверждению проектов следующих подзаконных нормативно-правовых актов:
1. Проекты постановлений Правительства РФ (разработаны Минпромторгом РФ):
Проект предусматривает регламентацию порядка разработки, рассмотрения и утверждения нормативов трудоёмкости, предназначенных для определения трудоёмкости в целях планирования численности работников при производственной деятельности по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судов, а также обоснования затрат на оплату труда, учитываемых в ценах проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов;
Проект Постановления Правительства РФ направлен на обеспечение достоверности обоснований ориентировочной стоимости строительства и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов и повышение эффективности использования средств бюджетной системы Российской Федерации;
Проект Постановления Правительства РФ направлен на повышение достоверности проверки инвестиционных проектов по строительству судов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, а также на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы, в части строительства судов.
2. Проекты ведомственных нормативно-правовых актов (приказы, разработаны Минпромторгом России):
Проект приказа Минпромторга России направлен на обеспечение достаточности сведений, которые должны содержаться в заключении по результатам проверки достоверности (экспертизы) обоснования ориентировочной стоимости строительства судна, для принятия обоснованных решений о сумме выделяемых на строительство судна средств. Приказ утверждает форму заключения по результатам проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснования ориентировочной стоимости строительства судна;
Проект приказа Минпромторга России вводит в действие нормативы, применяемые для определения трудоемкости в технико-экономических расчетах, выполняемых в целях обоснования стоимости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов. Проект разработан на основании и во исполнение соответствующего проекта поставления Правительства РФ (ID проекта: 01/01/10-22/00132671);
Проект приказа Минпромторга России направлен на обеспечение прозрачности и достоверности определения величины трудоемкости, применяемой в технико-экономических расчетах, выполняемых в обоснование стоимости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, финансируемого с использованием средств бюджетной системы. Утверждаемый приказом порядок устанавливает последовательность действий и состав применяемых нормативно-методических документов при определении трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна;
Проект приказа Минпромторга России направлен на обеспечение прозрачности и достоверности определения в ходе проектирования величины ориентировочной стоимости строительства судна, применяемой при определении объемов финансирования планируемых инвестиционных проектов, финансируемых с использованием средств бюджетной системы. Утверждаемый приказом порядок устанавливает последовательность действий заказчика и проектной организации, состав применяемых нормативно-методических документов при расчете ориентировочной стоимости строительства судна, а также форму представления результатов расчета.
Планируемый срок вступления вышеуказанных проектов нормативных правовых актов в силу – апрель 2023 года.
Таким образом, разработка и утверждение вышеуказанных нормативно-правовых актов - в их комплексе и системной взаимосвязи - будет являться событием в значительной степени важным, поскольку их действие затрагивают не только большой сегмент экономики, связанный с судостроением и смежными сферами этой стратегической отрасли, но и в перспективе повлияют на правоприменительную практику. По сути, с разработкой и утверждением вышеуказанных нормативных документов будет сформирована правовая основа, в практическом отношении представляющая собой как инструмент доказывания в судебных процессах при возникновении споров в судостроительной отрасли, так и специфическое направление экспертной деятельности.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |