СНСЗ – единственное судостроительное предприятие России, которое может предложить заказчику полный цикл работ по строительству судов из четырех видов материалов: маломагнитных и судостроительных сталей, алюминиево-магниевых сплавов и композитных материалов.
Основой же производства стала работа именно с композитами.
СНСЗ обрабатывает порядка 600-700 т подобных конструкций в год. И сегодня мощности и возможности АО "Средне-Невский судостроительный завод" растут.
В 2016 году планируется увеличить этот показатель до 1000 т.
Со дня последней встречи "Корабела.ру" с руководителем Средне-Невского судостроительного завода прошло полгода. В первые недели наступившего 2016-го Владимир Середохо подводит итоги года минувшего, делится планами на будущее.
– Владимир Александрович, судостроительная отрасль оказалась в непростом положении, которое не могло не затронуть и ваше предприятие. Однако Средне-Невский судостроительный завод сегодня выглядит достойно. Давайте в первые дни 2016-го подведем итоги прошлого года.
– 2015-й, действительно, оказался для отечественной экономики непростым. А когда бывало "просто"? Картина дня ведь меняется постоянно. Так было, и так будет. Наша задача не в преодолении этих, уже наступивших "сложностей" и нагрянувших "трудностей", а в умении работать в любых условиях, выстраивании грамотной бизнес-стратегии и достижении положительного результата. Об этом говорят финансовые показатели: выручка предприятия за 2015 год почти на 50 % превысит показатели 2014 года. Особое внимание мы продолжаем уделять финансированию инвестиционных программ. Так, за минувшие три года – 2012-й, 2013-й и 2014-й – оно составило 247 млн, 306 млн и 398 млн руб. соответственно. Показатель 2015-го – около 450-460 млн рублей. Балансовая отчетность на сегодня уточняется, но в порядке цифр я не ошибусь.
– Руководители ряда предприятий часто и привычно теперь "жалуются" на сложности с доступом к финансированию? Каковы основные источники финансирования СНСЗ?
– Не стану комментировать жалобы других, скажу о нашем предприятии. Для Средне-Невского основным источником финансирования были и остаются кредитные средства. На сегодняшний день сложностей с доступом к финансированию нет, но мы ожидаем появления некоторых сложностей в 2016 году из-за ограничений по работе с кредитами в рамках закона №275-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2012, в редакции от 13.07.2015 "О государственном оборонном заказе").
– Выросла ли загрузка предприятия, количество заказов? Какие заказы сейчас выполняет СНСЗ?
– Если говорить о загрузке предприятия, то в середине 2014 года мы подписали важный для нас контракт с Министерством обороны на строительство серии кораблей противоминной обороны (ПМО) нового поколения для ВМФ. В соответствии с этим контрактом сдача серийных кораблей пройдет в период с 2016 по 2018 годы.
Сегодня мы завершили строительство головного корабля ПМО "Александр Обухов", он отправился на испытания, по завершении которых корабль будет передан флоту. Продолжается строительство первого серийного корабля ПМО "Георгий Курбатов", его мы заложили весной прошлого года. В этом году планируется спуск корабля на воду, а к концу 2016 года – передача флоту. Ведутся подготовительные работы к началу строительства второго и третьего кораблей серии.
Помимо этого мы строим совершенно новый как по технологии изготовления, так и по составу оборудования корабль – рейдовый тральщик проекта 10750Э для зарубежного заказчика, получивший наименование "Алатау". В нем воплощены самые современные и передовые технические и конструкторские решения. Нет сомнения, что этот проект будет иметь продолжение – завод продолжит серийное строительство рейдовых тральщиков этого класса и его модификаций. В ноябре тральщик "Алатау" был спущен на воду [подробнее о корабле читайте в материале "Корабела"]. Ему предстоят достроечные работы, проведение испытаний, и в этом году мы передадим его заказчику.
Также по линии военно-технического сотрудничества ведется совместная работа с Вьетнамом по строительству патрульных кораблей ТП400 на их производственной базе. В рамках этого контракта, у которого уже наметились перспективы на будущее, наше предприятие является поставщиком оборудования, занимаемся его монтажом на корабль, насыщением корпуса необходимыми системами.
В прошедшем 2015 году в номинации "Лучшее предприятие-соисполнитель" наш коллектив был награжден Национальной премией "Золотая идея" за заслуги и достижения в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, за вклад в повышение конкурентоспособности продукции военного назначения.
Организация обеспечения строительства, четкое исполнение обязательств на всех его этапах явились результатом высокой квалификации специалистов Средне-Невского судостроительного завода и привлекаемых контрагентов. В процессе исполнения контракта было решено множество технических, производственных, технологических и организационных проблем, позволивших обеспечить строительство катеров на территории инозаказчика в срок и с высоким качеством. Комплекс услуг инозаказчику включал, наряду с доработкой проектно-конструкторской документации, монтаж, пуско-наладку и послепродажное гарантийное обслуживание.
– С ОПК, похоже, ситуация выправляется. А вот гражданское судостроение пребывает в удручающем состоянии. Что делается вашим предприятием в этом направлении?
– Конечно, до недавнего времени гражданское направление отрасли приходило в упадок, отношение к отечественному гражданскому судостроению было, мягко говоря, равнодушным. Но я не сомневаюсь, что бурное развитие "оборонки" потянет за собой и гражданское направление. Наше предприятие свои передовые технологии применяет и при реализации проектов гражданского судостроения. Например, сегодня мы строим перспективный углепластиковый катамаран проекта 23290, способный вмещать 150 пассажиров и развивать скорость до 30 узлов. Катамаран проекта 23290 построен из углепластика и является инновационным продуктом, не имеющим аналогов в России. Судно предназначено для решения задач водных пассажирских перевозок на дистанциях до 1000 км. Оно спроектировано и построено по нормам и классности Российского Морского Регистра судоходства, что позволяет осуществлять перевозку пассажиров не только по рекам, но и в прибрежной морской зоне. Уже в навигацию этого года мы планируем спустить катамаран на воду и передать его в опытную эксплуатацию городу.
В прошлом году мы закончили строительство серии буксиров-толкачей проекта 81. И что важно отметить, это не просто суда, это целая барже-буксирная система. В 2015 году мы сдали заказчику все шесть буксиров, и у нас получается уже отработанный проект, строительство которого мы готовы продолжать в дальнейшем. Также в 2015-м для нужд ПС ФСБ РФ мы завершили строительство и передали заказчику многоцелевой катер проекта Р1650 "Рондо". Сегодня ведутся переговоры по продолжению строительства судов данного проекта.
Еще один инновационный проект, реализуемый на заводе, не специфичный для судостроительного предприятия: по заказу "Росатома" в рамках международного проекта ITER мы изготавливаем сверхпроводниковую полоидальную катушку PF-1. В данном проекте мы являемся соисполнителем. Основным исполнителем является НИИЭФА имени Ефремова. Для этого проекта модернизирован отдельный цех, где происходит изготовление, сборка элементов, там же мы "одеваем" их в так называемую "композитную одежду" и готовим к отправке, которая будет осуществлена по воде. Этот проект стартовал в 2013 году и будет продолжен в течение следующих нескольких лет.
– Владимир Александрович, остановимся на "композитной одежде". Каковы особенности композитного судостроения? Давайте вкратце поэтапно "пройдем" технологическую цепочку.
– Создание корпусной оболочки корабля можно разбить приблизительно на три основных этапа, не считая промежуточных. Это подготовка производства, в частности матрицы, укладка композитной ткани в сухом виде и, наконец, пропитка или ламинирование. Сама пропитка занимает незначительное в общей протяженности время – около двух дней. Наиболее трудоемкий, требующий особого внимания и точности и затратный по времени процесс – это укладка. Он растягивается почти на три месяца. Важна и подготовка производственного процесса. В итоге, с учетом подготовительного этапа, изготовление оболочки корпуса занимает порядка 4-5 месяцев.
Параллельно таким же образом изготавливаются палуба, внутренние переборки, надстройка. В металле, как известно, технология несколько другая. Там корпус разбивается на части, блоки, секции, которые последовательно собираются. Композитное судостроение позволяет выполнять эти операции одновременно, что значительно ускоряет производство и позволяет минимизировать расходы при соблюдении основного условия, которое диктует нам сегодняшнее время, – оптимизации и наращивании производства!
– Решение современных задач требует новых подходов и технологий. Что нового, какие современные технологии используются при изготовлении композитных корпусов?
– В основном мы используем вакуумную инфузию и метод RTM Light, который по сути представляет собой ту же инфузию, но только в жесткой матрице. Преимущества инфузионного метода неоспоримы, он современен и крайне эффективен.
Во-первых, метод экологически чистый, ведь ламинат формируется в закрытой оболочке. Когда оболочка открывается, работники покидают производственные помещения, включаются системы очистки воздуха, и лишь затем, после тщательного проветривания, люди возвращаются на рабочее место.
Второе преимущество – повышается качество готовой продукции. При обычной ручной формовке добиться равномерности ламината практически нереально, а метод инфузии дает нам эту возможность. Мы получаем равномерную плотность ламината, что в десятки раз повышает сопротивляемость попаданию воды, повышает морозостойкость конструкции.
– СНСЗ продолжает работать с импортными материалами или начинает переходить на отечественные?
– Уже сегодня мы используем отечественные композитные ткани. Предприятие и раньше работало с тканями и смолами российского производства. Правда, по старой технологии. Переход на инфузионный метод заставил нас работать с импортными материалами. На это была ориентирована сама зарубежная технология.
Сейчас в рамках программы импортозамещения мы получили российские аналоги и заменители. Я имею в виду и ткани, и смолы. В России у предприятия есть два основных поставщика, один из которых специализируется на стеклотканях, а другой – на углетканях. Новые материалы потребуют внесения изменений в технологию, чтобы добиться такого же высокого качества, какое мы получали при работе с импортными материалами. На это выделяется два года. У меня нет сомнения, что с российскими тканями и компонентами результат будет соответствовать мировым стандартам.
Конечно, мы могли бы продолжить работу с импортом, но изменившиеся условия, нестабильность валютного курса значительно повлияли на стоимость конечной продукции СНСЗ. При этом в России наращивается производство собственных тканей и смол, спрос на композитные материалы постоянно растет. Я уверен, что у композитного направления в судостроении отличные перспективы.
– Можно ли говорить об увеличении госзаказа? Какова структура заказов по долям – на внутренний рынок и на экспорт? Менялась ли она в течение года? И каковы прогнозные ожидания на 2016 год?
– Безусловно, рост очевидный. Например, с учетом уже ведущегося, как вы помните, строительства серии кораблей ПМО для ВМФ России, а также с подписанием в прошлом году контракта на строительство двух стеклопластиковых надстроек для корветов проекта 20385. В 2015 году структура заказов изменилась: увеличилась доля заказов на внутренний рынок – приблизительно на 30 %. По нашим прикидкам, количество заказов в наступившем, 2016 году должно увеличиться приблизительно на 35 %.
– Владимир Александрович, в ОСК, частью которой является и ваше предприятие, проводится масштабная программа технического перевооружения. Какие возможности появятся у СНСЗ в результате модернизации?
– Сейчас идет комплексная модернизация производства в рамках государственной программы ФЦП-1. В работе мы преследуем принцип компакт-верфи, когда все находится под одной крышей. Все производственные цеха подведены в производственном потоке последовательно. Сейчас мы делаем модернизацию заготовительного производства, стапельных мест. Делаем современный спусковой слип, расширяем возможности по длине спускаемого корабля до 100 м и по массе до 2700 т, что позволит нам строить более широкие и тяжелые корабли.
Мы уже говорили об этом в июне 2015 года – не лишним будет напомнить и теперь, что на заводе производится замена стапелей, модернизация стапельной плиты, заменяются на более современные и грузоподъемные краны, монтируется новая крыша с новым освещением и системой вентиляции. В 2018 году СНСЗ должен быть полностью обновлен. Это позволит предприятию ежегодно сдавать два композитных и два стальных корабля. Фактически можно считать, что сегодня уже мы имеем два завода. Я имею в виду композитное и металлическое производство. По завершении модернизации у нас будут отдельные выходные стапеля для композитного и металлического производств.
– На 2016-й правительством заявлена всемерная поддержка и развитие малого и среднего бизнеса. На прошедшем в декабре 2015 года XIII Форуме субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга об этом говорилось много. Ваш завод выступил с рядом предложений по привлечению субъектов малого и среднего бизнеса к исполнению работ и заказов СНСЗ. Несколько слов об этом.
– Да, это, действительно, так. При строительстве кораблей и судов есть ряд работ, которые мы готовы передать на исполнение контрагентам. Например, сложная мехобработка (долбежка пазов, нарезка зубьев, нарезка шлицов и прочего, в том числе в маломагнитной стали), мехобработка валов (изготовление), тепловая и противопожарная изоляция на кораблях и судах (монтаж и поставка), изготовление трубопроводов, монтаж судовых систем, термообработка металлов, горячее и холодное цинкование и многое другое.
Помимо этого, как я говорил ранее, сегодня на заводе проводится модернизация производства, в связи с чем имеется потребность в общестроительных работах: поставка и монтаж кранового оборудования, поставка и монтаж промышленных ворот, поставка и монтаж системы высоковакуумной аспирации на 86 постов для цеха пластикового судостроения, благоустройство территории, реконструкция пролетов блока корпусных цехов, реконструкция энергообеспечения завода с внедрением энергосберегающих технологий.
Справка "Корабел.ру":
Вся информация о потребности Средне-Невского завода в товарах и услугах размещена в открытом доступе на официальном сайте правительства РФ (раздел "Единая информационная система в сфере закупок"), где каждый заинтересованный может ознакомиться с техническими условиями, техническим заданием, суммой контрактов, сроками исполнения и другой подробной информацией о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ и оказании услуг (см. галерею "Потребности АО "Средне-Невский судостроительный завод" (СНСЗ) в товарах и услугах при строительстве кораблей и судов (презентация)", внизу: Слайд 1 – Слайд 5).
автор благодарит за участие в подготовке статьи Александра Малахова, ведущего специалиста по работе со СМИ управления маркетинга АО "Средне-Невский судостроительный завод"
подготовил Сергей Голубев