По какому принципу называют новые российские военные корабли, сколько будет стоить строительство новых верфей под Петербургом и какой растёт смена судостроителей и военных моряков — обо всём этом рассказал в программе Анатолия Константинова "Как пройти к морю" телеканала "ВОТ!" Герой России, почётный гражданин Санкт-Петербурга, бывший генеральный директор "Адмиралтейских верфей", профессор СПбГМТУ Владимир Александров.
В Петербурге будет создан особый судостроительный кластер, рассказал Владимир Александров. По его мнению, это поможет развитию судостроения в Северной Столице и преодолеет снижение темпов роста в этой отрасли, который наблюдался в начале 2000-х годов, но с 2008-го пошёл на спад. Впрочем, на данный момент и в Европе кораблей строят всё меньше — рост наблюдается в основном на корейских и китайских верфях.
"Хотя многие надежды связаны с деятельностью Морской коллегии и Ассоциации судостроителей, — говорит Владимир Леонидович. — Я уверен, что вместе мы способны это сделать (возродить строительство судов и кораблей – Д.В.)". И это несмотря на то, что судостроитель признаёт: как минимум десятилетие в плане подготовки молодых специалистов-судостроителей в России по большому счёту было потеряно…
И всё же сегодня в нашем городе стали строить даже такие сравнительно новые суда, как газовозы, говорит Александров. Он рассказал, что двумя главными направлениями в судостроении Петербурга в последнее время оставались две новые верфи – в Приморске и Кронштадте. Но если от первого проекта не отказались по сей день, то в отношении Кронштадта всё не так однозначно. В том числе потому, что этот порт всё равно замерзает зимой.
"Всего же на это придётся потратить 50-60 млрд. рублей, что было подсчитано уже новым руководством "Адмиралтейских верфей", — рассказывает их экс-гендиректор. — Поэтому важно понять, как эти деньги будут окупаться". Но в широком смысле выйти к морю страна, безусловно, должна, уверен Владимир Леонидович. Кстати, печально известную историю с "Мистралями" он рассматривает, как недоразумение: "Такие корабли могли бы построить и мы".
Напоследок эксперт раскрыл секрет "странных" названий некоторых кораблей Балтийского флота. Напомним, кое-какие из них вызывали у горожан вопросы — ведь они порой не только никак не связаны с историей и традицией Балтийского флота, но и в принципе смотрятся странно. "Я бы отметил, что традиция называть корабли в честь наших выдающихся соотечественников у нас осталась, — объяснил Владимир Александров. — Например, один из новых кораблей назван "Михаил Ульянов". А когда их называют, допустим, "Тамбов", — это потому, что создатели корабля хотят тесно сотрудничать с этим регионом. Обычно там и служат ребята из этого города".
Кстати, к сегодняшним молодым военным морякам заслуженный кораблестроитель настроен весьма благосклонно. "Только я, общаясь с нашей молодёжью, сразу говорю им, чтобы о деньгах они не думали, — сообщил он. — Пусть сначала научатся профессии…"