Вклад "ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова" в отечественное судостроение

0 877 3 мин
По значимости кораблестроительных проблем, решение которых невозможно без использования научно-технического потенциала института, роль института в отечественном судостроении является определяющей: без использования тех или иных разработок института практически невозможно построить ни одно судно, ни один корабль, ни другую сложную морскую технику, провести "прогнозные" исследования, определить наиболее перспективные пути развития отечественного и мирового судо- и кораблестроения.
Начав с практических результатов по разработке теоретического чертежа броненосцев типа "Ослябя" и проектирования первой отечественной подводной лодки "Дельфин" (общее руководство работами осуществлял старший помощник Заведующего Опытовым бассейном И.Г.Бубнов) Институт на протяжении своего более чем векового существования являлся головной и ведущей научно-исследовательской организацией судостроительной отрасли страны, обеспечивающей решение принципиальных технических проблем и задач при проектировании и постройке кораблей ВМФ, судов гражданского флота и средств океанотехники, в том числе принципиально новых для отечественного флота кораблей - авианесущих, крупных кораблей с динамическими принципами поддержания, кораблей с ранее нетрадиционной энергетикой (ГТУ, ЯЭУ), в числе которых и первая отечественная атомная подводная лодка (пр. 627), проект которой начал разрабатываться под руководством начальника одного из ведущих проектных отделов, а затем заместителя директора Института по научной работе В.Н.Перегудова в его стенах.

При прямом и непосредственном использовании интеллектуального потенциала Института к началу 90-х годов в нашей стране было обеспечено создание первоклассного военно-морского флота и одного из крупнейших торгового и промыслового флотов мира.
 
    Только за вторую половину XX века Институтом:
  • проведены испытания более 12 тысяч моделей кораблей, судов, средств океанотехники и других плавучих объектов;
  • спроектированы порядка 9,5 тысяч гребных винтов и других движителей;
  • выполнены прочностные и вибрационные испытания около 20 тысяч полунатурных и натурных корпусных конструкций;
  • осуществлена техническая и эксплуатационно-экономическая экспертиза более 2 тысяч проектов, разрабатывавшихся конструкторскими бюро отрасли, в т.ч. около 230 проектов подводных лодок;
  • разработаны мероприятия и технические средства для обесшумливания ПЛ и НК;
  • разработаны системы размагничивания для всех ПЛ и НК;
  • обеспечено решение вопросов ядерной и радиационной безопасности кораблей с ЯЭУ;
  • филиалом института ЦКБ "Балтсудопроект" разработано около 170 пролектов, по которым построено 2600 судов различных типов общим водоизмещением свыше 11 млн. тонн, создан банк стандартов военного и гражданского судостроения (филиал института НИИ "Лот").

Выполненные Институтом исследования позволили
     - повысить боевую эффективность, скрытность, скорость и глубину погружения подводных лодок;
     - улучшить защиту надводных кораблей от современных средств обнаружения и поражения;
     - повысить топливную экономичность создаваемых кораблей и судов;
     -снизить их металлоемкость, улучшить их мореходность и ходкость, сделать их эксплуатацию более безопасной.

Большой вклад внесен и в создание морского оружия, в частности, атомного. Благодаря работам Института оказалось возможным уверенное проектирование кораблей и судов, опыт создания которых в стране (а в ряде случаев и в мире) отсутствовал. К их числу относятся, в частности, подводные лодки с крылатыми ракетами оперативного назначения, авианесущие корабли, крупные надводные корабли с ракетным вооружением, крупные десантные корабли на воздушной подушке, корабли обеспечения космических полетов, мощнейшие атомные ледоколы, сухогрузные суда с большим раскрытием палуб, экологически чистые танкеры, суда смешанного ("река-море") плавания, большие рыбоморозильные траулеры, суда для поиска и разведки месторождений твердых полезных ископаемых в океане, самоподъемные и полупогружные буровые установки.
 
Филиал института – ЦКБ "Балтсудопроект" является одной из старейших проектных организаций судостроительного профиля в России, по проектам которой построено более 2600 военных и гражданских кораблей и судов суммарным водоизмещением около 12 млн.т. В число 160 реализованных проектов входят уникальные корабли космической службы "Космонавт Юрий Гагарин" и "Маршал Неделин", первый в мире ледокольно-транспортный лихтеровоз с атомной силовой установкой "Севморпуть", танкеры типа "Крым" дедвейтом 150 тыс.т, экологически безопасные танкеры типа "Победа" дедвейтом 68 тыс.т, океанские спасатели типа "Ягуар" и другие.
Филиал Института – НИИ "Лот" является головной организацией в судостроении по стандартизации, сертификации и метрологии. Им создан российский фонд нормативных документов (более 3000 ед.), обеспечивающий проектирование, постройку, эксплуатацию, ремонт и утилизацию кораблей, судов и новых образцов судового комплектующего оборудования, а также фонд международных, европейских и национальных стандартов мировых судостроительных держав, включающий 280 стандартов и 150 проектов технических комитетов Международной организации по стандартизации и Международного комитета по электротехнике, 50 европейских стандартов, 300 стандартов Японии, 150 стандартов США.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости