Начав с практических результатов по разработке теоретического чертежа броненосцев типа "Ослябя" и проектирования первой отечественной подводной лодки "Дельфин" (общее руководство работами осуществлял старший помощник Заведующего Опытовым бассейном И.Г.Бубнов) Институт на протяжении своего более чем векового существования являлся головной и ведущей научно-исследовательской организацией судостроительной отрасли страны, обеспечивающей решение принципиальных технических проблем и задач при проектировании и постройке кораблей ВМФ, судов гражданского флота и средств океанотехники, в том числе принципиально новых для отечественного флота кораблей - авианесущих, крупных кораблей с динамическими принципами поддержания, кораблей с ранее нетрадиционной энергетикой (ГТУ, ЯЭУ), в числе которых и первая отечественная атомная подводная лодка (пр. 627), проект которой начал разрабатываться под руководством начальника одного из ведущих проектных отделов, а затем заместителя директора Института по научной работе В.Н.Перегудова в его стенах.
При прямом и непосредственном использовании интеллектуального потенциала Института к началу 90-х годов в нашей стране было обеспечено создание первоклассного военно-морского флота и одного из крупнейших торгового и промыслового флотов мира.
Выполненные Институтом исследования позволили
- повысить боевую эффективность, скрытность, скорость и глубину погружения подводных лодок;
- улучшить защиту надводных кораблей от современных средств обнаружения и поражения;
- повысить топливную экономичность создаваемых кораблей и судов;
-снизить их металлоемкость, улучшить их мореходность и ходкость, сделать их эксплуатацию более безопасной.
Большой вклад внесен и в создание морского оружия, в частности, атомного. Благодаря работам Института оказалось возможным уверенное проектирование кораблей и судов, опыт создания которых в стране (а в ряде случаев и в мире) отсутствовал. К их числу относятся, в частности, подводные лодки с крылатыми ракетами оперативного назначения, авианесущие корабли, крупные надводные корабли с ракетным вооружением, крупные десантные корабли на воздушной подушке, корабли обеспечения космических полетов, мощнейшие атомные ледоколы, сухогрузные суда с большим раскрытием палуб, экологически чистые танкеры, суда смешанного ("река-море") плавания, большие рыбоморозильные траулеры, суда для поиска и разведки месторождений твердых полезных ископаемых в океане, самоподъемные и полупогружные буровые установки.
Филиал института – ЦКБ "Балтсудопроект" является одной из старейших проектных организаций судостроительного профиля в России, по проектам которой построено более 2600 военных и гражданских кораблей и судов суммарным водоизмещением около 12 млн.т. В число 160 реализованных проектов входят уникальные корабли космической службы "Космонавт Юрий Гагарин" и "Маршал Неделин", первый в мире ледокольно-транспортный лихтеровоз с атомной силовой установкой "Севморпуть", танкеры типа "Крым" дедвейтом 150 тыс.т, экологически безопасные танкеры типа "Победа" дедвейтом 68 тыс.т, океанские спасатели типа "Ягуар" и другие.
Филиал Института – НИИ "Лот" является головной организацией в судостроении по стандартизации, сертификации и метрологии. Им создан российский фонд нормативных документов (более 3000 ед.), обеспечивающий проектирование, постройку, эксплуатацию, ремонт и утилизацию кораблей, судов и новых образцов судового комплектующего оборудования, а также фонд международных, европейских и национальных стандартов мировых судостроительных держав, включающий 280 стандартов и 150 проектов технических комитетов Международной организации по стандартизации и Международного комитета по электротехнике, 50 европейских стандартов, 300 стандартов Японии, 150 стандартов США.