Визы, яхты, лайнеры и пирсы

На минувшем Международном форуме "Водный туризм" яхтсмены просили либерализовать визовый режим, Минтранс отчитывался о строящихся морвокзалах, а Госдума озаботилась рекламой российских рек.

20-21 октября в Санкт-Петербурге в восьмой раз прошел Международный форум "Водный туризм". Это одно из самых масштабных регулярных мероприятий, посвященных тематике туризма на российских водных путях, участие в котором принимают руководители профильных госведомств, региональных министерств, круизных компаний, представители турбизнеса и судостроительной промышленности.

Собственно понятие водного туризма в трактовке организаторов форума делится на три крупных направления — круизный и паромный туризм в морском формате, организованные групповые речные круизы и судоходство на маломерных судах, куда включается прогулочный флот, а также яхтенный туризм.

На пленарном заседании делегаты форума поговорили об общих проблемах и достижениях, касающихся всех трех направлений. А чуть позже, на отдельных сессиях, разобрали каждую из названных тем "по косточкам". Выяснилось, что во многих моментах есть ощутимое движение вперед по сравнению с предыдущим годам. Но кое-что по-прежнему остается проблемным. Об этом — ниже.
 
Международный форум "Водный туризм" / Корабел.ру

Игры в одни ворота больше не будет

Труднее всего ситуация с яхтенным туризмом — любителям парусного спорта не хватает современных стоянок и соответствующей инфраструктуры. Яхтсмены с тоской смотрят на Европу, где их коллеги спокойно ходят по рекам, минуя границы государств и зная, что везде им найдется место, где встать.

В качестве меры, которая могла бы исправить положение регулярно предлагается либерализовать визовый режим, чтобы облегчить судоходство для европейских туристов под парусами. Тогда появится спрос, тогда начнут расти марины... До сих пор яхтсменам успокаивающе кивали — да, нужное дело, надо работать над проблемой виз. В Минкульте даже подготовили проект постановления, в котором для иностранных туристов на яхтах и маломерных судах предусмотрена возможность 72-часового безвизового пребывания в России.

Но то было раньше, а теперь МИД жестко заявляет, что такие шаги невозможны — визовых послаблений не будет.

— Общая стратегия визовой политики определяется руководством страны применительно к текущим условиям международной обстановки. К сожалению, в последние годы она характеризуется обострением мировой напряженности, санкционным давлением со стороны Запада на нашу страну из-за событий на Украине и в Сирии, ростом террористических угроз и распространением нелегальной эмиграции. В таких условиях степень визовой открытости России внешнему миру в первую очередь определяется интересами национальной безопасности, — сразу отмел возражения заместитель начальника отдела въезда иностранцев Консульского департамента Министерства иностранных дел Юрий Иванов.

31 марта этого года, пояснил он, состоялось заседание Совета безопасности Российской Федерации, посвященное вопросам усовершенствования государственной миграционной политики. По его итогам было принято решение о введении временного моратория на одностороннее установление Россией безвизового режима въезда иностранных граждан или предоставления им визовых льгот. Руководителям регионов, представителям законодательной и исполнительной ветвей власти при этом было рекомендовано воздержаться от рассмотрения инициатив по односторонней либерализации визового режима. Решение Совбеза уже утвердил президент.

Это не значит, оговаривается Юрий Иванов, что тема совсем закрыта. К ней можно будет вернуться — но только при условии, что иностранные партнеры по переговорам предоставят нашим туристам аналогичные преференции. Однако именно в этом пункте Европа непреклонна — Шенген не позволяет.

— В августе этого года Министерством был повторно рассмотрен доработанный Минкультуры России комплекс мер, направленных на развитие речного и морского круизного туризма в период до 2020 года. В создавшихся условиях МИД России не может согласиться с предложениями об одностороннем установлении Российской Федерацией безвизового въезда и пребывания в течение 72 часов для граждан государств, прибывающих в Российскую Федерацию на спортивных парусных и прогулочных судах, а также на борту маломерных судов. Минтрансу России было предложено воздержаться от включения в проект Федерального закона о свободных портах РФ положения, предусматривающих установление в одностроннем порядке упрощенного визового порядка въезда в РФ иностранных граждан, прибывающих через пограничные пункты пропуска на территории свободных портов. В Государственной Думе приостановлено рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона о безвизовом 72-часовом транзите иностранных граждан, прибывающих в туристических целях на воздушных судах, — сообщил представитель МИДа.
 
Международный форум "Водный туризм" / Корабел.ру

"Лицо страны" в процессе обновления

Морской блок вопросов — круизные лайнеры, паромы, портовая инфраструктура — осветила Ирина Ориничева, заместитель директора Департамента государственной политики в области речного и морского транспорта Министерства транспорта РФ. По ее словам, в стране прямо сейчас идет реализация целого ряда крупных проектов, которые должны дать новый стимул развитию круизного въездного туризма. Основное оружие для этого — строительство морских вокзалов и причалов в перспективных регионах. А это и черноморское побережье, и Балтика, и Дальний Восток, и даже берега северных морей.

— Морские вокзалы являются лицом нашей страны. Это первое, что видят туристы, когда приходят на иностранных круизных судах. Поэтому нам нужны современные технически оснащенные морские вокзалы, которые будут показывать уровень нашей страны, — убеждена представитель Минтранса.

Так, полным ходом идет строительство терминала для круизных судов в городе Пионерском Калининградской области.

— Откуда возник этот проект? Вы все прекрасно знаете, как строятся морские круизы. Судно идет ночь, день оно, как правило, стоит в городе, а туристам показывают достопримечательности, архитектуру этого города, — объясняет Ирина Ориничева. — Основные круизы, которые ходят по Балтике — это порты Германии, Таллин и Санкт-Петербург. Калининград расположен так, что он находится как раз на полпути между портами Германии и Таллина. В настоящее время суда заходят либо в Ригу, где нет круизной инфраструктуры, либо в Клайпеду, где нет такой туристической привлекательности, какая есть в Калининграде. Исходя из этого, решено было построить круизный терминал с современным морским вокзалом, с современным пунктом пропуска в Калининграде.

Срок ввода в эксплуатацию нового терминала намечен на 2018 год. Если все будет идти по графику, то уже через два года в Пионерском будут принимать большие круизные суда, а значит можно будет создавать новые круизные маршруты и привлекать новых туристов.

Еще один пассажирский терминал строится на противоположном конце страны — в морском порту Петропавловск-Камчатский. Здание морского вокзала, которое существовало там ранее, вконец обветшало и было снесено еще в 2010 году. С тех пор в городе идет возведение нового морвокзала — уже с заранее удлиненными пирсами и причалами, оборудованными под большие круизные лайнеры. Завершить строительство должны уже в этом году. По планам, обновленный порт сможет принимать до 200 тысяч туристов в год. Этот массовый турпоток местные власти собираются привлекать, предлагая новые маршруты и программы, связанные с посещением природных заповедников.

Есть и пример уже реализованного проекта — 4 октября в Мурманске было открыто новое здание Морского вокзала. Теперь порт сможет принимать суда длиной до 205 метров. Местное правительство надеется, что это позволит переломить негативную тенденцию последних лет по снижению числа судозаходов в Мурманский порт. В прошлом году город принял 13 круизных лайнеров, в нынешнем — 6, а на будущий заявлено пока всего 4 круизных судозахода.

— Пассажиров круизных судов привлекают наши водные объекты — более 111 тысяч озер, 20 тысяч рек. В Мурманской области вы можете увидеть и полярный день, и северное сияние. У нас осуществляется уникальный круиз к Северному полюсу на атомном ледоколе "50 лет Победы", — перечисляет туристические преимущества региона министр развития промышленности и предпринимательства Мурманской области Ольга Кузнецова. — Кроме того, правительство региона планирует приобрести небольшое судно ледового класса для круизов на Шпицберген и землю Франца-Иосифа.
 
Международный форум "Водный туризм" / Корабел.ру

Выбери себе "кольцо"

Про речной туризм выступающие говорили с явным оптимизмом, чуть ли не через слово вспоминая прошедшее в августе заседание президиума Госсовета, на котором был принят ряд принципиальных решений. Ну и, конечно, не обошли стороной главный прорыв года — закладку на астраханском "Лотосе" первого за шесть десятилетий отечественного круизного лайнера.

— Можно даже сказать, что круизный речной флот начал строиться впервые в истории России. Потому что пассажирские речные круизные суда всегда строились в рамках Варшавского сотрудничества стран СЭВ — не в СССР, а в Чехии, в ГДР, — с гордостью отметил председатель Экспертного совета по туризму в РФ, депутат Госдумы Сергей Кривоносов.

Его выступление было в основном посвящено проблеме продвижения отечественного речного туризма за рубежом и в самой России. В той же Европе культура путешествий по рекам имеет глубокие корни и активно развивается, но западные туристы ориентированы на западный же продукт либо на совсем уж далекую экзотику — азиатские или южноамериканские круизы. А российские реки остаются в тени. Наши же соотечественники на борт теплохода попадают по остаточному принципу — если не удалось махнуть в Испанию или Грецию, можно глянуть, что там за круизы предлагают.

Между тем, для нормального развития внутреннего речного туризма необходимо сформировать широкий класс покупателей, сознательно выбирающих именно этот вид отдыха. И здесь не обойтись без грамотной стратегии по продвижению. Кстати, внимательные читатели "Корабел.ру" помнят, что на днях об этом же писал в своей статье на нашем портале председатель Совета директоров компании "Инфофлот" Александр Соснин.

— В этом году мы запустили программу продвижения туристских маршрутов Российской Федерации "Время отдыхать в России". Эта программа позволит комбинировать, позволит туристу выбирать из разных направлений, — рассказывает Сергей Кривоносов. — У нас есть Золотое кольцо России, классический маршрут, наследие советского туризма, которое живет и развивается. Сейчас мы говорим о его перезагрузке, о появлении новых объектов и новых образов — малых исторических городов России, которые находятся в Золотом кольце. У нас уникальный, до конца не раскрытый туристский продукт "Серебряное ожерелье" — это аналогичный по идее проект Северо-Запада России. И много других проектов — "Русские усадьбы", "Великий шелковый путь", "Великий чайный путь", "Восточное кольцо".

Для продвижения всех этих новинок в прошлом году был запущен партнерский проект по созданию информационных национальных туристcких офисов за рубежом Vizit Russia.
 
Международный форум "Водный туризм" / Корабел.ру

Завершая эту статью, скажем, что по итогам форума в профильные комитеты обеих палат российского парламента будут направлены предложения по развитию отечественного водного туризма, сформулированные участниками встречи. Конкретного перечня этих предложений пока не существует — он будет дорабатываться вплоть до 7 ноября. Но уже обозначены главные темы:
  • государственная политика и нормативно-правовое регулирование круизного и яхтенного туризма;
  • развитие инфраструктуры морских и речных портов, а также внутренних водных путей;
  • государственная поддержка создания и развития круизных и яхтенных туристических маршрутов на территории России;
  • изменение законодательства с целью привлечения иностранных круизных и яхтенных туристов в Россию;
  • перспективные механизмы поддержки обновления круизного флота;
  • формирование эффективной системы взаимодействия между представителями отрасли водного туризма, региональными и федеральными органами власти.

P.S. "Корабел.ру" еще вернется к освещению отдельных тем и докладов, прозвучаших на форуме "Водный туризм"
"Судостроительный завод "Лотос", АО Нариманов
+7 (8512) 29-00-34
"СК "Инфофлот", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 275-09-83



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Михаил К.
28.10.2016, 10:13
Похоже эти разговоры так и останутся разговорами, хотя и полезными. Но, похоже, нужен закон, где могло быть прописано, что должны делать территории, что государство, и что зависит от водного транспорта. Как теперь принято называть, дорожную карту развития пассажирских перевозок на внутренних водных путях. Тема должна быть сформулирована как-то так: водный туризм и рекреация с использованием прибрежных территорий.  Чтобы были заинтересованы те и другие стороны.
Свежие новости
В ААНИИ подведут итоги гидрометеобеспечения морских операций на СМП в 2024 году
20:57 / судоходство