23 ноября Сосновский судостроительный завод передал "Росморпорту" лоцмейстерское судно "Виктор Кусков" проекта BLV04 (строительный №701). Передача осуществлялась при участии Онежского судостроительно-судоремонтного завода.
"Виктор Кусков" был заложен три года назад - в ноябре 2014 года. Сосновчане совершили чудо - в июне 2016 года спустили на воду и через четыре месяца отправили на ходовые испытания. Уникальное судно, построенное в сложное для Сосновского СЗ время, отправится на службу в порт Усть-Луга. Пока согласовываются документы на право плавания, и "Виктор Кусков" ожидает перехода из Санкт-Петербурга к месту службы, мы побывали на теплоходе и познакомились с ним поближе.
Лоцмейстерское судно "Виктор Кусков" проекта BLV04 - это стальной однопалубный самоходный двухвинтовой теплоход длиной 28,86 м, шириной 9,10 м и осадкой 2,90 м. Состав экипажа насчитывает 13 человек, среди них: капитан, старший помощник, два сменных помощника, старший механик, три сменных механика, четыре матроса первого класса и повар.
"Виктор Кусков" предназначен для установки, съемки и обслуживания плавучих средств навигационного ограждения в акватории порта и на подходных фарватерах. Судно способно перевозить генгрузы на палубе с погрузкой-выгрузкой портовыми средствами или судовым краном, а также обследовать морское дно.
|
Лоцмейстерское судно "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
С капитанского мостика нас встретил сам капитан "Виктора Кускова" - Владимир Емельянов. Он специализируется непосредственно на работе на лоцмейстерских судах. Владимир скромно отметил, что имеет капитанский стаж более 11 лет.
|
Владимир Емельянов, капитан лоцмейстерского судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
Наше знакомство с судном началось на капитанском мостике, постепенно спускаясь вниз по отделениям и каютам. Поэтому от логики знакомства отсупать не будем и познакомим с "Виктором Кусковым" в подобной хронологии.
Место, откуда ведется все управление
|
Капитанский мостик судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
Преимущественно на капитанском мостике представлено оборудование, которое поставила компания "Полар СПб". Среди них пульт судовождения, навигационная РЛС с САРП, 3 см (9ГГц) модели X-Band JMA-5212 6 ATA, спутниковый компас модели JLR-21, лаг JLN-205MkII и эхолот JFE-380 (200 Ггц) от японского производителя JRC. ЭКНИС на "Викторе Кускове" представлен моделью НАВИ ТРЭКС 250, судовой комбинированный приемоиндикатор ГНСС T701 и АИС модели T105 от отечественного производителя Транзас. Помимо этого на мостике расположена система управления курсом марки AP4000 от "Navis" и система приема внешних звуковых сигналов NS-201, произведенная компанией "Юниконт СПб".
|
Cистема управления курсом AP4000 / Корабел.ру |
Петербургский дистрибьютор навигационного оборудования также поставил три носимые УКВ радиостанции марки SAILOR SP3510, мобильный телефон для вахтенного и ручной мегафон для обеспечения транспортной безопасности на судне.
На капитанском мостике система автоматизации представлена системой автоматизированного управления (САУ), которая объединяет в себе функции управления и контроля основного и вспомогательного оборудования. САУ производит индикацию параметров, а также наблюдает, обнаруживает и выдает аварийные и предупредительные сигналы механикам в случае опасности. Оборудование поставила компания "Валком" и включает в себя подсистему АПС и систему контроля дееспособности машинного персонала. Помимо этого на мостике расположен независимый джойстик от фирмы "НАВИС", который управляет выбранными ГД, PM и ПУ.
|
Система автоматизированного управления от компании "Валком" / Корабел.ру |
Компания "Полар СПб" также поставила продукцию внутрисудовой связи: телефон безбатарейной связи НПК МСА, оборудование ГГС и трансляции АКТС-1007, систему охранного видеонаблюдения ТСОН-1003 с возможностью хранения информации в течение 15 суток от фирмы "Юниконт СПб". Помимо этого, на мостике представлены автоматическая телефонная станция марки Aria SOHO и оборудование телевизионной сети типа Mark22CA от компании "Naval".
Для внутрисудовой связи петербургская фирма "АБС Гидро" установила на судне "Виктор Кусков" машинный телеграф EET1 от хорватского производителя INELTEH.
|
Капитанский мостик судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
На лоцмейстерском судне "Виктор Кусков" средства внешней связи представлены продукцией компаний JRC и Jotron: УКВ радиоустановка с ЦИВ и приемником наблюдения за ним на 70 канале марки JHS-770S, ПВ/КВ радиоустановка с ЦИВ модели JSS-2150, СЗС Инмарсат-С с блоком ССОО типа JUE-87, НАВТЭКС NCR-333 (от JRC), УКВ-аппаратура двусторонней радиотелефонной связи марки TRON TR20 VHF GMDSS, радиолокационный ответчик модели TRON SART 20 и спутниковый АРБ системы КОСПАС–САРСАТ типа TRON 60S (от Jotron).
|
Капитанский мостик судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
"Виктор Кусков" помимо выполнения лоцмейстерских функций, может обследовать морское дно и измерять глубины, что делает теплоход многофункциональным. Для этого на нем установлено гидрографическое оборудование компании "Мариметр" в составе двухчастотного приемника DGPS модели Spatial FOG L1/L2 с функцией RTK и датчиком перемещений, переносного комплекса для измерения вертикальной скорости звука в воде типа miniSVP и стационарного комплекса для подобного измерения типа miniSVS, станции промерного гидрографического комплекса и многолучевого гидрографического эхолота марки EM2040C.
Все управления судном можно совершать с капитанского мостика, потому что класс автоматизации AUТ3-C позволяет несколько дней не заходить в машинное отделение.
"Виктор Кусков" - головное судно серии проекта BLV04. По словам капитана, замечания по судну есть, но все погрешности связывают с тем, что завод построил первый серийный теплоход, остальные будут построены и поставлены с исправлениями от "Росморпорта". Первым недостатком Владимир выделил плохую обзорность с капитанского мостика, а также есть вопросы по защите многолучевого эхолота на днище корпуса.
|
Капитанский мостик судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
Капитанская каюта
После мостика Владимир пригласил нас в свою каюту, в которой есть все для комфортной работы. На "Викторе Кускове" каюты капитана, стармеха и сменных механиков имеют собственные санитарные блоки. По мнению капитана, выполнены они очень хорошо, без каких-либо нареканий.
|
Капитанская каюта судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
|
Санитарный блок в капитанской каюте на судне "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
|
Каюта капитана судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
Заметим, что мебель на судне произведена заводом-строителем - то есть руками сосновчан.
|
Иллюминатор в каюте капитана на судне "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
Экипаж лоцмейстерского судна размещается в трехместных и четырехместных каютах. Последние являются самыми большими на "Викторе Кускове".
За систему вентиляции и кондиционирования на теплоходе взялась польская компания "Teknotherm", отгрузив различные осевые и центробежные вентиляторы, водяные воздухонагреватели жилых помещений и для шкиперской, а также кондиционеры.
Палуба с турецким краном и камбуз
Повезло нам или нет, но во время нашего визита плавсостав отсутствовал в каютах, и познакомиться с экипажем не удалось. Дело в том, что вся работа кипела на палубе: с помощью грузового крана моряки переносили на борт спасательные плоты. Кран изготовила турецкая компания "GURDESAN" - производитель палубного оборудования. Для "Виктора Кускова" она поставила кран GD TSK - 60/12 - 30/15 грузоподъемностью 6 т при вылете стрелы на 12 м и 3 т при вылете на 15 м в комплекте с гидростанцией.
|
Грузовой кран компании "GURDESAN" / Корабел.ру |
|
Грузовой кран компании "GURDESAN" в работе / Корабел.ру |
Помимо грузового крана "GURDESAN" поставила еще якорно-швартовную лебедку с якорной цепью 20,5 калибра третьей категории прочности и вспомогательную электрическую лебедку GD.AW.60 с тяговым усилием 6 т.
|
Электрическая лебедка на судне "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
|
Якорно-швартовная лебедка на судне "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
В камбузе нас встретил Александр - повар лоцмейстерского судна "Виктор Кусков", единственный, кто присутствовал на месте службы во время нашего визита.
|
Александр, повар судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
|
Камбуз лоцмейстерского судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
|
Камбуз лоцмейстерского судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
Машинное отделение
На лоцмейстерском судне "Виктор Кусков" стоят два дизель-генератора 144 кВт МТ ВДГ-144МЛ компании "Морская Техника" и два главных двигателя 882 кВт марки D 2862 LE 432 (2100 об/мин) от немецкой фирмы MAN.
|
Машинное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
К ДГ и ГД компания "МРС Электроникс" поставила зарядные выпрямители, для зарядки аккумуляторных батарей.
|
Машинное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
В машинном отделении расположены два балластных танка для выравнивания судна. Всего на "Викторе Кускове" четыре танка - два бортовых по 20 кубов, кормовые - по 10.
|
Балластные танки в машинном отделение на судне "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
Балластно-осушительную систему на "Викторе Кускове" представляют центробежный самовсасывающий насос марки AZCUE LN-EP-40-125+ VAC 4 производительностью 40 куб.м/ч, который поставила "Морская Техника", и два водоструйных эжектора ВЭЖ-10 и ВЭЖ-25, произведенных компанией "Тритмэнт".
"Морская Техника" также отгрузила насос перекачки топлива AZCUE BT-MB32D и шламовый насос AZCUE BT-HM32D4 производительностью 4 куб.м/ч и 2 куб.м/ч соответственно. Для топливной системы "Виктора Кускова" компания "Alfa Laval" поставила сепаратор топлива MIB 303 (630 л/ч) в комплекте с питательным насосом.
|
Машинное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
Система нефтесодержащих вод на теплоходе представлена насосом AZCUE KL30S40 производительностью 5 куб.м/ч, который поставила ГК "Морская Техника".
Также в машинном отделении расположен автоматизированный водогрейный котел модели KSO-70R с подогревом 81,4 кВт.
|
Автоматизированный водогрейный котел модели KSO-70R / Корабел.ру |
Его вместе с расширительным баком Wester AQUAtic WRV200 поставила южно-корейская компания Kiturami. Для системы водяного отопления на теплоход "Виктор Кусков" был поставлен циркуляционный насос Stratos 25/1-10 производительностью 4 куб.м/ч от фирмы "Wilo".
Здесь же расположен электрический подогреватель воды модели BBX150 компании "ALLPA".
|
Электрический подогреватель воды модели BBX150 / Корабел.ру |
Близ дизель-генераторов в машинном отделении расположен главный распределительный щит 400/230В, 50Гц, поставленный нижегородской "Компанией "ВИД". Помимо ГРЩ фирма отгрузила около 12 щитов с пускателями 3х400В, 50Гц, аварийный распределительный щит, а также щит приема питания с берега и выдачи электроэнергии 250A, 3x400В, 50Гц.
|
Главный распределительный щит "Виктора Кускова" / Корабел.ру |
Румпельное отделение и шкиперская
На корме "Виктора Кускова" расположена румпельное отделение для управления рулевой машиной.
|
Румпельное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
Признаться откровенно, пробраться в румпельную было сложно. Очевидно, что экипажу не требуется находиться там всегда во время службы (и прекрасно, если не понадобится), но все же необходима сноровка, чтобы спуститься в отделение и быстро передвигаться по нему.
|
Румпельное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
Электро-гидравлическую поршневую рулевую машину с крутящим моментом на каждом баллере 5 кНм поставила еще одна турецкая компания "DATA HIDROLIK". Руль и баллер к нему произвели сосновчане.
|
Румпельное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
В румпельном отделении установлен пожарный самовсасывающий центробежный насос с дизельным приводом марки ДНА 20/55-1 производительностью 20 куб.м/ч, который поставила компания "ТАРПАН".
|
Пожарный самовсасывающий центробежный насос марки ДНА 20/55-1 / Корабел.ру |
|
Румпельное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
|
Румпельное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру |
Попасть в шкиперскую кладовую было уже не так сложно, хотя помещение имеет такие же узкие проходы, как и румпельное. Шкиперская расположена в носу теплохода "Виктор Кусков".
|
Электродвигатель в шкиперской "Виктора Кускова" / Корабел.ру |
|
Шкиперская "Виктора Кускова" / Корабел.ру |
В шкиперской расположено подруливающее устройство компании Verhaar Omega модели OFP660 (120 кВт), диаметром винта 660 мм.
Кабели и электрика
За судовые кабели на "Викторе Кускове" отвечала компания "Untel", отгрузив силовые кабели, кабели управления и автоматизации, коаксильные и пожаростойкие судовые кабели.
На теплоходе "Виктор Кусков" электрика представлена светильниками, прожекторами, диммерами, выключателями и розетками компании "СудоСвет" из Нижнего Новгорода.
Что с безопасностью на теплоходе?
"Виктор Кусков" оборудован системой аэрозольного пожаротушения. Компания "КАСКАД" поставила двенадцать генераторов СОТ-1М в комплекте с блоком дистанционного управления.
|
Генератор аэрозольного пожаротушения СОТ-1М / Корабел.ру |
|
Генератор аэрозольного пожаротушения СОТ-1М / Корабел.ру |
Также на теплоходе установлена СОП ПС-220-2А и коммутатор "Маневр", которые изготовила и поставила компания "МРС Электроникс".
|
Панель сигнально-отличительных огней коммутатора "Маневр" на капитанском мостике "Виктора Кускова" / Корабел.ру |
Тот, кого очень ждут
Сколько еще времени займет оформление разрешения на право плавания для лоцмейстерского судна "Виктор Кусков" в акватории порта Усть-Луга - неизвестно. Владимир Емельянов, капитан теплохода, прогнозировать не берется, но знает наверняка, что команду очень ждут на месте работы: "В Усть-Луге нет собственной лоцмейстерской службы. Поэтому "Виктор Кусков" крайне необходим для навигационной обстановки в порте. Раньше для установки буев использовали буксиры и прочие плавсредства. Работы ожидается много: где-то плановая, где-то буи сорвало или унесло, в связи с ледообразованием, может, даже придется помогать с перевозкой груза".
|
Лоцмейстерское судно "Виктор Кусков" проекта BLV04 / Корабел.ру |
Мы надеемся, что совсем скоро "Виктор Кусков" отправится в Усть-Лугу, где действительно нуждаются в таком судне. Теплоход и экипаж ждет нелегкая, но достойная служба. И в преддверии нового года хочется пожелать "Росморпорту" качественных лоцмейстерских судов, Сосновскому заводу - заказов, лоцмейстерам - попутного ветра, а "Виктору Кускову" - долгих лет службы!
Редакция "Корабел.ру" выражает благодарность ФГУП "Росморпорт" и команде "Виктора Кускова" за помощь в подготовке материала!