Начало военно-технического сотрудничества "Севмаша" и Индии относится к 2004 году, когда был заключен контракт на переоборудование и модернизацию авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" в авианосец "Викрамадитья". Эта сделка стала одной из самых крупных в истории отношений между двумя странами в сфере ВТС.
"Адмирал Горшков"
Авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" был заложен в 1978 году под именем "Баку" в Николаеве. На нем должны были базироваться самолеты вертикального взлета и посадки Як-38 и Як-41. В 1987 году он был принят в состав ВМФ СССР. Семь месяцев крейсер нес службу в Средиземном море, сопровождал американские корабли, в том числе авианосец "Дуайт Эйзенхауэр". В 1988 году прибыл в в постоянное место базирования - Североморск и нес свою службу в составе Северного флота.
В 1992 году корабль был поставлен на ремонт, который затянулся на много лет, вследствие чего корабль больше в море не выходил, а в 1994 году был выведен в резерв второй категории.
История
В 1997 году из состава ВМС Индии был исключен легкий авианосец "Викрант", и возник вопрос - чем его заменить. Руководство флота рассматривало несколько вариантов. Первый - французский "Клемансо", но, как показало его освидетельствование, ресурс корабля был полностью исчерпан. Вторым вариантом стал российский авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", не выходивший в море с 1992 года. Именно он и был выбран, а затем подписан меморандум о передаче ВМС Индии авианесущего крейсера.
Торжественная церемония передачи крейсера "Адмирал Горшков" состоялась 9 марта 2004 года в Северодвинске. В ходе этого мероприятия, согласно контракту, на время ремонта крейсер был передан предприятию "Севмаш". Так и началось создание авианосца проекта 11430 "Викрамадитья".
"Викрамадитья"
5 мая 2006 года было утверждено новое наименование корабля - "Викрамадитья". Это имя - комбинация из двух слов языка хинди: "Викрам" означает "сильный", а "Адитья" - "солнце"
Данное имя носили несколько исторических персонажей. Чандрагупта II, третий император династии Гупта, победивший правителей династии Сака из индийского штата Гуджарат, больше других имеет право называться настоящем "Царем Викрамадитья" за его смелость, щедрость и справедливость. Его империя простиралась от Бенгальского залива до Аравийского моря. Своим блестящим правлением он положил конец владычеству иноземцев, угнетавших индийскую нацию.
Переоборудование и модернизация
По проекту 11430 при переоборудовании корабля предусматривались определенные конструктивные решения:
- В носовой оконечности авианесущего крейсера демонтировались все комплексы вооружения, а на его месте должен был появится трамплин.
- На полетной палубе размещены две взлетных площадки с тремя стартовыми позициями. Для посадки кораблей установлены три тросовых аэрофинишера.
- За надстройкой, в корме, установлена новая мачта с антеннами связи.
- Модернизация подъемников авиации и ангара.
- Улучшены условия обитаемости экипажа.
- Старые котлы, работающие на мазуте, заменены на новые, работающие на дизельном топливе.
При разработке проекта принимались предложения Индии, да и вообще, кроме российских систем на корабле были установлены различные комплексы индийского производства.
В 2005 году, после освидетельствования и выгрузки оборудования, не подлежащего передаче Индии, корабль был поставлен в наливной бассейн "Севмаша". "Адмирал Горшков" был проведен через батопорт, причем зазор между его стенками и кораблем был всего 50 см.
Вывод корабля из наливного бассейна состоялся в 2008 году, 4 ноября, в день ВМС Индии. После постановки к достроечной набережной начался самый важный этап работ: погрузка и установка аэрофинишеров, главных турбозубчатых агрегатов и другого крупногабаритного оборудования.
В ноябре 2010 года состоялся важный этап, на корабль было подано штатное электропитание - корабль вновь ожил! В следующем году состоялось очередное знаковое событие - был произведен розжиг первого котла, в ходе которого было поднято первоначальное давление в 40 бар. Но самый главный этап был еще впереди.
Начало морской жизни
8 июля 2012 года состоялось долгожданное событие - в 4 часа утра авианосец впервые за долгое время вышел в море! Провожать корабль вышли сотни северодвинцев, в том числе автор этих строк. В это время Белые ночи, поэтому видимость была как днем.
После выхода в Баренцево море начались испытания авиационно-технических средств и комплексов, обеспечивающих полеты. Первые посадки были совершены вертолетами Ка-27ПС. К полетам самолетов приступили в конце июля - МиГ-29КУБ под управлением летчиков-испытателей Михаила Беляева и Героя России Николая Диордицы совершили первую посадку.
В том же месяце корабль принял участие в Дне Военно-морского флота в Североморске, он стоял на рейде города недалеко от российского авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Все, как в старые добрые времена, только корабль был уже индийский.
Вскоре наступила осень, и из-за наступивших штормов пришлось перенести очередной этап испытаний на следующий год. Корабль вернулся в Северодвинск. За время зимы были устранены замечания, возникшие в ходе ходовых испытаний. Корабль был поставлен в док для обследования.
3 июля 2013 года корабль отправился на испытания в полигоны Белого моря. Важным моментом стало то, что в эти ЗХИ впервые коммандор (командир) Сурадж Берри принял на себя управление кораблем.
3 сентября 2013 года корабль вернулся в Северодвинск.
Передача
16 ноября 2013 года состоялась торжественная церемония передачи военно-морским силам Индии авианосца "Викрамадитья". На корабле в присутствии официальных лиц, сдаточной команды, иностранных моряков и специалистов "Севмаша" был поднят флаг Военно-морских сил Индии.
Ввод в строй военно-морских сил "Викрамадитьи" олицетворяет мощь и силу страны. Я представляю, какая огромная работа по модернизации была проделана корабелами "Севмаша". По сути, мы получили практически новый боеспособный авианосец, а не легкий крейсер.
Министр обороны Индии Арракапарамбил Энтони
Включение в боевой состав ВМС Индии авианосца стало важным этапом в развитии современного индийского военного флота.
В мировом и отечественном судостроении нет аналогов той работы, которую выполнило северодвинское предприятие. Фактически, переоборудовав корабль из одного проекта в другой, оно создало новый авианосец, ставший флагманом индийского флота. Опыт, который получило предприятие - бесценен и сегодня его применяют при модернизации другого корабля-гиганта - тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов".
Материал частично выполнен на основе информации издания "VIKRAMADITYA" - символ российской-индийской дружбы".