В предыдущей статье был начат разговор о видах ремонта механизмов, задаваемых судовладельцами в ремонтной документации.
В продолжение темы автор рассуждает о видах ремонта вспомогательного двигателя.
В продолжение темы автор рассуждает о видах ремонта вспомогательного двигателя.
Чаще всего вид ремонта вовсе не задается, но для расчета предварительной (ориентировочной) стоимости работ судоремонтному предприятию требуется конкретное определение вида ремонта. Или при расценке каждого пункта Ведомости сметчики принимают опытным путем среднее значение по нормативным документам предприятия.
В качестве примера возьмём наиболее показательную работу – «Ремонт вспомогательного двигателя» (среднеоборотный и высокооборотный), устанавливаемого на морских судах в составе дизель-генераторного агрегата, а на буксирах и речных судах - в качестве главного двигателя.
Стоит напомнить, что в типовых ремонтно-технологических ведомостях (ТРТВ) и Унифицированных калькуляционных нормативах (УКН) прошлых лет расценки по ремонту ВДГ (вспомогательный дизель-генератор) были представлены для конкретных моделей ДВС, для конкретных проектов судов и кораблей. До настоящего времени выпущено большое количество различных модификаций подобных дизелей, но проработки на трудоемкость ремонтных работ они не имеют. В этом случае некоторые СРЗ используют универсальный документ – «Справочник трудоёмкости на единицу измерения (параметра) судоремонтных работ, выполняемых промышленными предприятиями морского транспорта». Показатели трудоёмкости данного справочника, включены в прейскурант № 26-05-24 ММФ СССР (1991 г.).
В нём для ВДГ определены три комплекта работ, в зависимости от вида ремонта.
Код работы
|
Код. Наименование комплектов, наименование категорий ремонта и ремонтных работ
|
Единица измерения / параметр
|
Трудоемкость,
н/час
|
Комплект 610. Вспомогательные двигатели внутреннего сгорания
|
|||
6100001
|
Текущий ремонт.
|
Цилиндр / 100 мм диаметра цилиндра
|
50.0*X
|
6100002
|
Средний ремонт.
|
Цилиндр / 100 мм диаметра цилиндра
|
68.0*X
|
6100003
|
Капитальный ремонт.
|
Цилиндр / 100 мм диаметра цилиндра
|
91.0*X
|
Где: X - 100 мм диаметра цилиндра.
При определении трудоёмкости ремонта вспомогательных ДВС по кодам 6100001 – 6100003 применяются следующие коэффициенты:
Код
|
Наименование
|
Значение коэффициента
|
||
Капитальный
|
Средний
|
Текущий
|
||
01
|
Двигатель с подвесными коленчатыми валами
|
1,8
|
1,8
|
1,6
|
02
|
Двигатели одно-трёх цилиндровые
|
1,2
|
1,2
|
1,2
|
03
|
Двигатели типа НВД
|
0,9
|
0,9
|
-
|
04
|
Двигатели типа МТВН
|
1,2
|
1,2
|
1,2
|
05
|
Двигатели типа 3Д12, М50, 3Д6
|
0,6
|
-
|
0,6
|
Просим обратить внимание уважаемого читателя на то, что в характеристиках работ ремонт реверс-редукторной передачи и турбонагнетателя в состав ремонта ДВС по категориям не входит, поэтому нормирование и расценка работ должна производиться по отдельным кодам работ (6100004 и соответственно 6100005).
Ремонт электрической части дизель-генератора – это совершенно другой комплект работ. В прейскуранте № 26-05-24 он относится к Разделу 8 – Электромонтажные работы.
Расчет стоимости работ производится аналогично, представленному в предыдущей статье (и в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ № 4 – 2010).
Состав работ по видам и категориям работ указан в ниже приведённом фрагменте Приложения к прейскуранту N 26-05-24 "Характеристики объемов работ по категориям ремонта комплектов и узлов судна" ММФ СССР, издания 1991 года.
Начало фрагмента Приложения к прейскуранту N 26-05-24 ……
РАЗДЕЛ 6. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И УСТАНОВКИ
Характеристика работ
Комплект 610. Вспомогательные двигатели внутреннего сгорания
Текущий ремонт
Отсоединить от двигателя трубопроводы и механизмы управления, снять контрольно-измерительные приборы, разобрать фланцевое соединение с валом или генератором. Разобрать двигатель с выпрессовкой втулок цилиндров без снятия блока с картера. Отсоединить реверс-редукторную передачу от двигателя (при ее наличии). Детали и узлы доставить в цех для ремонта, очистить, промыть и продефектовать.
Блок цилиндров.
Снять наработки на втулках рабочих цилиндров, притереть посадочные места, заменить из СЗЧ кольца резиновые уплотнительные, окрасить и запрессовать втулки в блок цилиндров.
Рамовые подшипники.
Заменить из СЗЧ 25% шпилек крепления рамовых подшипников с гайками.
Поршни.
Ремонтируемые поршни очистить, промыть, проточить кольцевые канавки, заменить из СЗЧ компрессионные и маслосъемные кольца, пригнать кольца по поршням. Заменить из СЗЧ втулки головных соединений, 25% поршней, поршневых пальцев, мотылевых болтов с гайками. Собрать поршневое движение с центровкой и установкой масляных зазоров.
Крышки цилиндров.
Заварить трещины в крышках цилиндров. Очистить и окрасить зарубашечное пространство крышек цилиндров. Заменить протекторы. Перебрать, притереть и установить на крышки цилиндров пусковые, предохранительные, впускные и выпускные клапаны с заменой из СЗЧ 25% штоков клапанов с направляющими пружинами и седлами. Пришабрить посадочные места крышек с направляющими пружинами и седлами. Пришабрить посадочные места крышек цилиндров. Установить крышки на блок с заменой из СЗЧ 25% шпилек крепления крышек с гайками. Испытать гидравлическим давлением зарубашечное пространство двигателя с устранением дефектов.
Распределительный вал.
Прошлифовать шейки распределительного вала. Прошлифовать по контуру кулачные шайбы. Пришабрить вкладыши по шейкам вала. Заменить из СЗЧ 25% тонкостенных вкладышей. Проверить прилегание вкладышей по постелям. Уложить распределительный вал, отцентровать, установить масляные зазоры. Зачистить зубья шестерен коленчатого вала, приводов распределительного вала и навешенных механизмов.
Привод газораспределения.
Очистить, промыть, снять наработки, выправить и пригнать детали привода газораспределения. Заменить из СЗЧ 25% шаровых головок, осей, втулок, роликов. Собрать привод с установкой зазоров и фаз газораспределения.
Воздухораспределитель.
Разобрать воздухораспределитель, детали очистить, промыть. Притереть золотники. Заменить из СЗЧ пружины золотников. Заменить втулки валика, зачистить зубья шестерни. Собрать воздухораспределитель.
Форсунки и топливные насосы.
Разобрать форсунки и топливные насосы, детали очистить, промыть, притереть сопла и распылители. Собрать форсунки и топливные насосы с заменой из СЗЧ плунжерных пар, игл форсунок с направляющими, распылителей, 25% клапанов топливных насосов, пружин, пробок, штуцеров. Испытать на стенде, отрегулировать.
Масляные топливоподкачивающие и охлаждающие насосы.
Разобрать, промыть, очистить детали шестеренных (масляных и топливоподкачивающих),центробежных и поршневых (водяных) насосов. Прошлифовать шейки валов, снять наработки на крышках корпусов шестеренных насосов, зачистить зубья шестерен, изготовить и заменить втулки, прокладки. Собрать шестеренные насосы с регулировкой предохранительных клапанов. Зачистить, заварить, проточить дефектные участки рабочего колеса, заменить шарикоподшипники, сальниковую набивку. Собрать центробежный водяной насос. Снять наработки на втулках поршневого насоса, заменить из СЗЧ поршневые резиновые кольца и манжеты, втулку головного соединения. Проточить, притереть клапаны. Заменить сальниковую набивку. Собрать поршневой насос.
Регулятор частоты вращения.
Разобрать регулятор частоты вращения, детали очистить, промыть. Заменить из СЗЧ пружины грузов. Снять наработки на обоймах, муфтах, заменить шарикоподшипники. Регулятор собрать, проверить и отрегулировать на стенде.
Трубопроводы, арматура и фильтры.
Заменить из СЗЧ фильтрующие элементы. Выправить, заварить дефектные участки трубопроводов. Перебрать, притереть клапаны, заменить сальниковую набивку. Очистить, продуть, испытать гидравлическим давлением, заменить 10% труб с фланцевыми и штуцерно-торцевыми соединениями.
Впускной и выпускной коллекторы.
Очистить, заварить трещины коллекторов, наплавить дефектные участки, зачистить. Заменить из СЗЧ протекторы и прокладки. Собрать коллекторы, испытать гидравлическим давлением, устранить дефекты.
Продувочный насос.
Разобрать насос, детали очистить, промыть. Снять наработки на цилиндре, штоке, направляющих станины. Заменить из СЗЧ кольца сальника, втулки штока и головного соединения. Собрать поршневое движение, отцентровать, установить масляные зазоры. заменить из СЗЧ 25% пластинчатых клапанов продувочного насоса. Собрать насос.
Отремонтированные детали и узлы доставить на судно. Собрать двигатель с заменой прокладок, 25% крепежа и пригонкой всех узлов и деталей. Установить реверс-редукторную передачу на двигатель (при ее наличии). Отцентровать двигатель с валом или генератором. Обжать болты крепления двигателя к фундаментной раме. Подсоединить трубопроводы, механизм управления, контрольно-измерительные приборы. Опробовать двигатель в работе, отрегулировать, испытать, сдать ОТК, подготовить к швартовным испытаниям.
Средний ремонт
Дополнительно к текущему ремонту произвести следующие работы:
Выбить фундаментные болты, снять двигатель с фундамента, доставить в цех на ремонт. Разобрать двигатель с выпрессовкой втулок цилиндров со снятием блока с картера.
Коленчатый вал. Рамовые и мотылевые подшипники.
Проточить и прошлифовать рамовые шейки, откалибровать и прошлифовать мотылевые шейки коленчатого вала. Перезалить 50% вкладышей рамовых и мотылевых подшипников (в том числе: вкладыши подшипников компрессора пускового воздуха и продувочного насоса) со станочной и слесарной обработкой. Если вкладыши тонкостенные, то заменить из СЗЧ, в остальных вкладышах вырубить и заплавить трещины и местные отставания белого металла. Пришабрить вкладыши по шейкам валов. Проверить прилегание вкладышей по постелям. Уложить коленчатый вал, отцентровать, установить масляные зазоры. Заменить из СЗЧ 50% шпилек крепления рамовых подшипников с гайками.
Блок цилиндров.
Пришабрить плоскости разъема и опорные поверхности блока цилиндров и картера. Очистить и окрасить зарубашечное пространство блока цилиндров, на остальных втулках снять наработки, пришабрить, притереть посадочные места. Установить блок на картер.
Поршни.
Заменить из СЗЧ 25% поршней, поршневых пальцев, 75% мотылевых болтов с гайками. Собрать поршни с шатунами с проверкой на плите.
Крышки цилиндров.
Заменить из СЗЧ пусковые, предохранительные, впускные и выпускные клапаны в сборе, направляющие и седла,50% крышек цилиндров с прокладками, 25% шпилек крепления крышек с гайками.
Распределительный вал.
Проточить и прошлифовать шейки распределительного вала, заменить из СЗЧ 50% кулачных шайб, остальные шайбы зашлифовать по контуру. Заменить из СЗЧ шестерни коленчатого и распределительного валов, промежуточные шестерни и шестерни привода навешенных механизмов.
Привод газораспределения.
Заменить из СЗЧ 50% штанг, гнезд, 25% осей, роликов, шаровых головок, втулок.
Воздухораспределитель.
Заменить из СЗЧ золотник, валик, шестерню, пружины. Изготовить и заменить втулки валика. Собрать воздухораспределитель и отрегулировать.
Форсунки и топливные насосы.
Заменить из СЗЧ с проверкой и регулировкой 25% форсунок и топливных насосов. Остальные форсунки и топливные насосы разобрать, детали очистить, промыть, притереть сопла и распылители. Собрать форсунки и топливные насосы с заменой из СЗЧ 75% плунжерных пар, игл форсунок с направляющими, распылителей, клапанов топливных насосов, пробок, штуцеров.
Масляные, топливоподкачивающие и охлаждающие насосы.
Заменить из СЗЧ шестерни, валы, клапаны шестеренного насоса. Заменить из СЗЧ рабочее колесо, вал центробежного насоса. Заменить из СЗЧ втулку цилиндра, поршень, вкладыши шатуна, клапаны поршневого насоса.
Регулятор частоты вращения.
Заменить из СЗЧ втулки, валик. Прошлифовать оси грузов и рычагов.
Трубопроводы.
Изготовить и заменить 40% трубопроводов с фланцами и штуцерно-торцевыми соединениями. Собрать трубопроводы, испытать гидравлическим давлением.
Продувочный насос.
Расточить цилиндр продувочного насоса, прострогать и пришабрить направляющие станины. Заменить из СЗЧ поршень, шток, ползуны крейцкопфа, втулку шатуна, втулки крышки и промежуточные днища, 50% пластинчатых клапанов. Прошлифовать цапфу крейцкопфа.
Собрать двигатель с заменой 75% крепежа. Испытать на стенде, отрегулировать, окрасить. Доставить двигатель на судно. Установить двигатель с пригонкой по подрамнику фундаментной рамы.
Капитальный ремонт
Дополнительно к среднему ремонту произвести следующие работы:
Коленчатый вал.
Рамовые и мотылевые подшипники.
Перезалить 50% рамовых и мотылевых подшипников (в том числе: вкладыши компрессора пускового воздуха и продувочного насоса) со станочной и слесарной обработкой. Заменить из СЗЧ 50% шпилек крепления рамовых подшипников с гайками.
Блок цилиндров.
Заменить из СЗЧ 50% втулок цилиндров.
Поршни.
Заменить из СЗЧ 50% поршней, поршневых пальцев.
Распределительный вал.
Заменить из СЗЧ 50% кулачных шайб. Если вал цельнокованный, то заменить вал из СЗЧ.
Привод газораспределения.
Заменить из СЗЧ 50% штанг, осей, роликов, шаровых головок, втулок.
Форсунки и топливные насосы.
Заменить из СЗЧ с проверкой и регулировкой 75% форсунки и топливные насосы.
Заменить из СЗЧ регулятор частоты вращения, насосы масляный и топливоподкачивающий, насос водяного охлаждения.
Изготовить и заменить 50% трубопроводов c фланцевыми и штуцерно-торцовыми, заменить клапаны.
Продувочный насос.
Заменить из СЗЧ вкладыши шатуна, клапанные коробки пластинчатых клапанов в сборе.
Типовая номенклатура сменно-запасных частей, поставляемых в централизованном порядке для ремонта вспомогательных двигателей внутреннего сгорания
N п/п
|
Сменно-запасные части
|
Единица измерения
|
Расчетное количество заменяемых деталей и узлов при ремонте, %
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Капитальном
|
Среднем
|
Текущем
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рама фундаментная
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1
|
Вкладыши рамового подшипника
|
к-т
|
100
|
50
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2
|
Вкладыши опорно-упорного подшипника
|
к-т
|
100
|
100
|
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3
|
Шпильки рамового подшипника с гайкой
|
к-т
|
100
|
50
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Цилиндр
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4
|
Крышка
|
шт
|
100
|
50
|
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5
|
Прокладка
|
шт
|
100
|
100
|
100
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6
|
Шпилька с гайкой
|
к-т
|
100
|
50
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7
|
Втулка
|
шт
|
100
|
50
|
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8
|
Протектор
|
шт
|
100
|
100
|
100
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9
|
Кольцо резиновое уплотнительное
|
шт
|
100
|
100
|
100
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Поршень
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10
|
Поршень
|
шт
|
100
|
50
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11
|
Палец
|
шт
|
100
|
50
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12
|
Кольцо компрессионное
|
шт
|
100
|
100
|
100
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13
|
Кольцо маслосъемное
|
шт
|
100
|
100
|
100
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Шатун
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14
|
Втулка верхней головки
|
шт
|
100
|
100
|
100
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15
|
Болт мотылёвого подшипника с гайкой
|
к-т
|
100
|
100
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16
|
Вкладыши мотылёвого подшипника
|
к-т
|
100
|
50
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Клапаны впускные и выпускные
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17
|
Клапан впускной
|
шт
|
100
|
100
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18
|
Клапан выпускной
|
шт
|
100
|
100
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19
|
Направляющая
|
шт
|
100
|
100
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20
|
Пружина
|
шт
|
100
|
100
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Клапан предохранительный
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21
|
Клапан в сборе
|
шт
|
100
|
100
|
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22
|
Пружина
|
шт
|
-
|
-
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Кран индикаторный
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23
|
Кран в сборе
|
шт
|
100
|
100
|
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Клапан пусковой
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24
|
Клапан в сборе
|
шт
|
100
|
100
|
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25
|
Пружина
|
шт
|
-
|
-
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Воздухораспределитель
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26
|
Золотник
|
шт
|
100
|
100
|
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27
|
Пружина
|
шт
|
-
|
-
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Привод клапанов
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28
|
Толкатель клапанов
|
шт
|
100
|
50
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29
|
Головка шаровая
|
шт
|
100
|
50
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30
|
Направляющая толкателя
|
шт
|
100
|
50
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31
|
Втулка
|
шт
|
100
|
50
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Привод газораспределения
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32
|
Шестерня коленчатого вала
|
шт
|
100
|
100
|
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33
|
Шестерня промежуточная
|
шт
|
100
|
100
|
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34
|
Шестерня распределительного вала
|
шт
|
100
|
100
|
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35
|
Шестерня привода навешенных механизмов
|
шт
|
100
|
100
|
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вал распределительный
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36
|
Вкладыши подшипников
|
к-т
|
100
|
50
|
25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37
|
Шайба кулачная
|
шт
|
100
|
50
|
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38
|
Шайба кулачная топливного насоса
|
шт
|
100
|
50
|
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Комментарии 13.
Свежие новости |