В настоящее время отраслевым сообществом ведутся работы по созданию речных информационных систем (РИС), позволяющих обеспечить планирование и управление движением судов и перевозками на внутренних водных путях, взаимодействие с другими видами транспорта. Ключевым моментом является разработка компонентов РИС, имеющих возможность автоматизированного ввода/вывода, обработки, архивирования, анализа, распространения, передачи информации, автоматического обмена информацией между пользователями системы (диспетчерские пункты управления, суда, судовладельцы, службы портов и гидросооружений, государственные органы, бассейновые центры РИС, коммерческие партнеры).
Это позволит в реальном времени формировать базы навигационной обстановки, управленческих решений, грузопотоков, необходимых для анализа и планирования высокоэффективных, безопасных перевозок на ВВП. Разработка инженеров кафедры радиоэлектроники ВГУВТ Александра Базылева, Михаила Мельникова и заведующего кафедрой радиоэлектроники профессора Валерия Плющаева успешно прошла первые испытания.
В рамках испытаний было развернуто автоматизированное рабочее место диспетчера и макет судового терминала связи. На теплоходе "Петр Андрианов" смонтирован второй судовой терминал связи. В процессе испытаний продемонстрирована возможность автоматического обмена информацией в направлениях берег – судно, судно – берег и судно – судно по расписанию и в реальном времени, в широковещательном и адресном форматах, подготовки сообщений и бюллетеней диспетчером и вахтенным начальником на судне, приема, архивации и печати принятых сообщений. Для передачи и приема информации использовались штатные автоматические идентификационные системы (АИС) судов и АИС диспетчерского пункта (обмен возможен и по сотовым сетям). Ресурсы АИС позволяют передавать дополнительную информацию, не регламентированную стандартами АИС, без затрат на поддержание дополнительных каналов связи, а также диспетчеру получать динамические, статические и рейсовые данные о всех судах в зоне действия АИС диспетчера.
В составе комиссии присутствовали представители ВГУВТ и отраслевых организаций-партнеров: начальник Информтехцентра ФБУ "Администрация Волжского бассейна" Александр Туркин, заместитель директора Верхне-Волжского филиала ФАУ "Российское классификационное общество" Алексей Соловьев и главный эксперт филиала Николай Кшталтный, руководитель группы главного штурмана АО "Судоходная компания "Волжское пароходство" Владимир Шабров.
В процессе испытаний подтверждено, что система обеспечивает обмен информацией в направлениях судно – берег, берег - судно и судно – судно в полном объеме, регламентируемом "Порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях РФ", сообщает Федеральное агентство морского и речного транспорта.
В настоящее время на судах российского флота отсутствует полная автоматизация процессов передачи, обмена, обработки и хранения управленческой и технологической информации. Цифровизация пока еще не охватывает обмен информацией судна с диспетчерскими пунктами администраций бассейнов, портов, шлюзов, ведения бортовой документации (судовой, машинный журналы), формирования и передачи отчетов, заявок, технической информации судовладельцам и другим службам, распространения дифференциальных поправок для спутниковых систем навигации и корректуры электронных карт.
"Для двухсторонней передачи данных на ВВП используются два канала связи – радиотелефонная связь в ОВЧ диапазоне и сотовая связь. Эти способы обмена имеют существенные недостатки: работа в режиме радиотелефонии отвлекает судоводителя от управления судном, требуется ручная фиксация принятой информации и перенос ее в судовые документы, затруднена достоверная передача в направлении судно-берег больших объемов данных. Думаю, что наша уникальная разработка будет очень полезной для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях", - рассказал зав. кафедрой радиоэлектроники ВГУВТ Валерий Плющаев.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |