От главного редактора
От главного редактора
блог Николая Ивакина

Весеннее обострение. Продолжение

43 15912 2 мин
И вновь в воздухе запахло весной. День увеличивается, солнышко светит, начальники начинают делиться с нами «сокровенным». После прошлогодних откровений высших руководителей ВПК и ВМФ, о чем я писал в феврале 2012 года (https://www.korabel.ru/news/newsid/35388.html и https://www.korabel.ru/news/newsid/35291.html), мы дождались и новых вестей, теперь от Министра обороны.

28 января сего года РИА «Новости» распространило информацию о том, что «Власти РФ постараются воссоздать крейсер "Аврора" в первозданном виде и поставить судно на ход, сообщил министр обороны Сергей Шойгу в программе "Вести в субботу" на телеканале "Россия-1".» и приводят прямую речь Сергея Кожугетовича: «Сейчас мы смотрим, как поставить на ход, чтобы судно могло ходить, а не стоять. Уже работают специалисты, смотрят, оценивают, считают, что можно для этого сделать. Если восстанавливать, то в первозданном виде — с паровыми котлами. Есть ли для этого возможности в современных условия? Если такие возможности есть, то будем восстанавливать. Мое твердое убеждение, что у армии, как и у страны, должны быть символы, неприкосновенные, на которые мы должны равняться, ценить и на которых мы должны учиться, в конце концов».

Касательно символов – кто бы спорил, мысль очень правильная. Но все остальное – как в старом анекдоте, когда Л.И.Брежнев узнал о высадке американцев на Луне, и распорядился лететь на Солнце. Когда же ученые «напомнили» о высоких температурах на светиле, руководитель ответил, мол, не дураки, понимаем, поэтому полетим ночью.

Напомню для несведущих. Корабль №1 советского, а затем российского Военно-Морского флота крейсер «Аврора» к 70-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции, т.е. к 1987 году было решено отремонтировать и сохранить в веках как тот самый символ, о котором сказал Министр. Даже тогда, более четверти века тому назад, никому в голову не приходила мысль о полном восстановлении корабля. Потому что все понимали, что этого сделать НЕЛЬЗЯ. Оборудование, выслужившее свой срок, заменять нечем, а если попытаться что-то воссоздавать по старым чертежам, то «Аврора» будет даже не золотой, а бриллиантовой.
Поэтому была поставлена задача – максимально воссоздать внешний облик корабля, его интерьеры, и обеспечить безопасное нахождение на плаву в условиях вечной стоянки у Нахимовского училища в Ленинграде. Именно эта задача и была реализована. Причем с огромными усилиями, с привлечением сотен предприятий. В течение более 2 лет крейсер находился на заводе им. А.А. Жданова (ныне «Северная верфь»), на нем работали тысячи человек. Только орденами и медалями за проведенную работу было награждено 500 человек.

Не буду описывать те скандалы, которые сопровождали этот процесс – по поводу исторической достоверности и сохранности того, что сохранить не представлялось возможным. Обращу лишь внимание на то, что подводную часть корпуса пришлось отрезать и утилизировать, т.к. тот «слоеный пирог» из стали, дерева, меди и брони, который был для корабля родным, давно превратился в труху. И при транспортировке корабля на завод и постановке его в док были самые серьезные опасения, что корпус просто развалится.
Взамен старого корпуса был изготовлен новый, стальной, по-моему, из корабельной стали толщиной 30 мм, с тем, чтобы обеспечить его непотопляемость без ремонтов и окрасок на длительное время. Естественно, что при создании нового корпуса, исходя из поставленных задач, никому в голову не приходило делать коридор гребного вала, цистерны и многое другое, что кораблю, стоящему у стенки, запитанному всеми средами и энергией с берега, просто не нужно. Но без чего «вдохнуть жизнь» в этот музей просто не реально.

Повторю то, что писал прошлом году. Очень большим начальникам совсем не обязательно знать тонкости того или иного дела (хотя и не вредно), но в общих чертах ориентироваться необходимо. И для этого у них есть помощники. В данном случае они, эти помощники, либо полные бездельники, либо просто враги Министру. А может быть и то, и другое. Да и не понятно, что же это за «специалисты» «…смотрят, оценивают, считают, что можно для этого сделать.»
Опять же. Если вернуть в строй все танки и самолеты, которых в изобилии было расставлено на постаментах по всей стране, у нас появятся новые эскадрильи и танковые армии. «Бриллиантовые» армии живых музейных экспонатов. Крайне устрашающее, должно быть, будет зрелище.

Посмотрим, что будет дальше, ведь весной только повеяло…..


 




Комментарии   43.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
28.01.2013, 19:11
В российско-чиновничьем понимании специалист - это тот, кто не противоречит начальству. Отсюда всеобщая деградация и профессионализм.
-0+
#Antonas Kukushkas
31.01.2013, 18:26
Полностью согласен - всеобщая деградация и "профессионалы" типа Донского.....
-0+
#Antonas Kukushkas
31.01.2013, 18:34
И тема какая-то странная - все признают что не хватает средств на ремонт и новострой, что в военно-морском, что в речном, что в сухогрузном морском флоте и вдруг - такой проект.... весна, однако...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
28.01.2013, 21:28
Николай Николаевич! Ну что ж Вы так на Новоадмиралтейцев и Ижорцев наехали! ))) Всем бы кораблям корпус такого качества, каким был "родной" корпус Авроры. "Трухлявый слоеный пирог" был вполне успешно спущен обратно на воду и отведен в Лужскую губу, где и по сей день выполняет функции оградительного сооружения в Старой Гавани Ручьи.  
А насчет министра - это ж Москва. "По квитанции" - в Ленинграде стоит крейсер. Там не написано, что крейсер выброшен на свалку и построен плавмузей в виде корабля с использованием элементов старого крейсера. Это ж какой смелостью надо обладать, чтобы правду наверх доложить... Много хотим ))))))
-0+
#Крестьянинов Валерий Вячеславович
28.01.2013, 23:25
Интересно, и во сколько "посчитают" эти "специалисты"?
-0+
#Достоевский Федор Михайлович
29.01.2013, 00:09
не, ну а чего, хорошая идея! восстановить крейсер, и потом, по исторической аналогии, из главного калибра..:)
-0+
#Antonas Kukushkas
29.01.2013, 13:50
А что - отличная тема для очередного распила. "Восстановление Авроры" звучит не так дерзко как "Озеленение Луны", поэтому можно смело объявить даже сбор всенародных средств. Подходят к человеку на улице тревожные парни в кожанках и с маузерами и предлагают сдать добровольно деньги на "ремонт Авроры". Не удивлюсь, если следующей темой будет "восстановление целкости Клары Цеткин".... Весна, однако.........
-0+
#evgen
30.01.2013, 00:22
А в это время СРЗ "Нерпа" борется за сохранение первой советской АПЛ К-3, в Интернете идет сбор подписей за сохранение атомного ледокола "Арктика" - это тоже "символы", причем символы реальных достижений страны, символы неоспоримые, но к ним такого внимания власти нет...
Кстати, интересно было бы узнать мнение сообщества корабел.ру об идее сохранения этих двух объектов.
-0+
#Абрамова Анна Александровна
30.01.2013, 11:24
Согласитесь, что одно дело - символ сохранять, другое дело - заставить мемориал снова ходить на парадах.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
30.01.2013, 14:25
Поскольку о сохранении Авроры, начиная с 1987 года речь уже можно не вести (практически это новострой), то технически в этом нет ничего невозможного. Вопрос чисто политико-экономический.
А сохранять то, что еще можно сохранить безусловно нужно, включая К-3, Арктику, Ирбенский и т.д. Нужно подключать Музей Мирового Океана, они за это сражаются. Может возьмете интервью у С.Г.Сивковой?
-0+
#Михаил К.
30.01.2013, 16:23
Я долго молчал, ждал, когда выскажутся специалисты-корабелы. Я также считаю, что паровой котел отечественные  корабелы способны изготовить и смонтировать, как, впрочем, и все остальное. В сельхозмашиностроении, например,   если плуги делают, сделают и соху. Другое дело точь- в-точь, как раньше. А нужно ли, чтобы именно точь-в точь?
-0+
#Antonas Kukushkas
31.01.2013, 15:35
Просто уму непостижимо, как люди могут "на полном серьезе" обсуждать очередной распил в этот раз через тему "самоходного революционного .....лядовоза". Видимо, Аврора опять чего-то куда-то засадит....и, вновь - понеслась.... Весна, однако....
-0+
#Донской Алексей Владимирович
31.01.2013, 17:03
Предполагаете, что вас будут на нем возить? Если нет - следите за речью.
-0+
#Antonas Kukushkas
31.01.2013, 18:15
Ты что - фсб-шный тролль? Меня на нем уж точно возить не будут - я с медвепутами, извините, в одном гальюне ...... не сяду. Насчет речи - следите за своей, видимо фсбшные привычки писать не дают - хочется следить за всеми и сразу...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
31.01.2013, 18:49
Испугался маленький? Сразу ФСБ померещилось и в гальюн потянуло? )))))
Вот и подуиай там, какие слова к заслуженным кораблям применимы.
-0+
#Antonas Kukushkas
31.01.2013, 20:03
Представляете - не испугался. Насчет применения слов: к Авроре - на свалку истории, насчет вас напару с ФСБ- в гальюн истории.
-0+
#Букин Владислав
31.01.2013, 20:07
Ну, Аврору многие пытались на свалку истории отправлять. Она пока на месте, а вот отправители...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
31.01.2013, 20:20
Что-то у вас сплошные свалки, гальюны, выбор толчка по политическим мотивам... Профессиональное?
 
P.S. Приношу извинения Главному Редактору за эту ветку комментов. Больше в ней не комментирую.
-0+
#Antonas Kukushkas
31.01.2013, 20:58
Насчет гальюнов и сортиров - это к Вове Пукину - он большой спец по этим делам....
-0+
#Ивакин Николай Николаевич
31.01.2013, 15:38
Вообще-то я писал не об "Авроре", а о том, что излагают (не хочу говорить "несут") люди, наделенные правом решать судьбу страны (а уж какие мысли бродят в их головах, даже представить страшно), и насколько компетентны их суждения.
Но уж коль комментаторы начали обсуждать сам корабль, выскажу свое мнение.
Из "Авроры" было решено сделать музей. Именно эту задачу и решали в середине восьмидесятых. И решили. Максимально полно, насколько это было возможно, воссозданы интерьеры, видимые части технических средств того времени, создана музейная экспозиция. Да, часть оборудования заменена макетами, что невозможно было востановить (корпус) сделано заново, но для музейных целей все это подходит. Ведь не устраиваем же мы споры о том, надо или не надо в Зимнем дворце или Цвингере сохранять систему отопления или канализации соответствующую середине 19 века. Музей он и есть музей, его функция - дать общее представление о предмете экспозиции, в нашем случае - корабле на котором служили и жили не худшие люди своей эпохи, который прошел из Кронштадта до Цусимы, участвовал в обороне Ленинграда, на котором сформирровалось несколько поколений военных моряков СССР и России. Но совершенно другое дело если из музея возникло желание сделать тот же самый объект, с теми же функциями что и раньше, да еще и максимально достоверно. Например в интерьерах Зимнего снять фильм о том как там жила семья Александра третьего. Тут уж радиаторы парового отопления надо снимать, и начинать топить печки и камины, как это было в конце 19 века. далее...
-0+
#Михаил К.
31.01.2013, 16:45
Речь шла о котлах, и причем здесь "которые к сведению не владеющих вопросом" и что имел под этим министр? Меня как-то раз подвозил на ГАЗ-24  зам директора фильма "Ярославна" - королева Франции, когда он еще снимался, в фильме судно шло под веслами. Спрашиваю, что так и гребли. Да говорит, были весла, все как нужно, но винт-то работал. Это я все к тому же.
А эти самые "несведущие" всегда следили за тем, чтобы на плавучей бункербазе всегда были мазут, дизтопливо и даже вапор. Уголь, правда был, по соседству, на угольном причале. Но тогда почему-то его на пароходах никто не спрашивал. А то бы и уголька дали. Вот я и ждал, что скажут <сведущие>. Некорректно, как-то получается.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
31.01.2013, 16:53
Уважаемый Николай Николаевич! Поразмыслив над статьей, решил подискутировать, т.к. пришел к выводу, что ничего такого «весеннего» в словах министра обороны нет.
 
В случае политического желания и достаточного финансирования, крейсер вполне можно «поставить на ход». Обосную.
 
1. Предыстория
 
Ремонты и переоборудование крейсера «Аврора»:
 
В 1908-1909 - капитальный ремонт с частичной заменой артиллерии;
В 1916-1917 - капитальный ремонт с полной заменой котлов, ремонт главных машин и вспомогательных механизмов
В 1918 «Аврора» была разоружена и ее орудия были отправлены в Астрахань на вооружение плавбатарей .
В 1922-1923 - восстановительный ремонт с перевооружением (фактически капитальный). Установлено 10 - 130 мм орудий. Впоследствии 9 из них погибли в 1941 г. на батарее «А» под Ленинградом.
С конца 20-х корабль уже не ходил самостоятельно, машины и котлы были в порядке и теоретически крейсер мог ходить 13-14 узлов, но опасались за целостность корпуса. далее...
-0+
#Дубский Евгений Александрович
01.02.2013, 09:12
Что-то в хронологии у Вас - каша...
Аврора - музей, и пусть им остается. О каком "поставить на ход" может идти речь?!
А восстановить подводную часть - Вы представляете, что это такое? Это - просто глупо в данном случае. Лучше построить новое судно, которое будет работать.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
01.02.2013, 09:44
Если считаете, что каша в хронологии - поправьте, скажите где.
Я еще раз хочу подчеркнуть свое мнение. Я говорю только о том, что это мероприятие технически осуществимо, хотя очень трудно и дорого. Вопрос для обсуждения - целесообразно это или нет.  Давайте АРГУМЕНТИРОВАННО обсудим это, т.е. необходимо ли проводить сейчас какую-либо реконструкцию крейсера. Если Да, то в каком объеме?
С точки зрения "глупости" - все это не более "глупо", чем то, что выполнено в 1984-1987.
-0+
#Ивакин Николай Николаевич
01.02.2013, 10:07
Ну, Алексей Владимирович, ты меня разозлил. Придется сделать материал про этот крейсер. С акцентом на работы, проведенные в восьмидесятых.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
01.02.2013, 10:36
Вот! Наконец-то! Я честно старался, пять дней "уговаривал" ))) Умаялся...
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
31.01.2013, 20:28
А может быть с начала поставить "на ход" Владимира Ильича?
-0+
#Донской Алексей Владимирович
31.01.2013, 20:30
Ну все! )))) "Погнали наши городских!" ))))
-0+
#Antonas Kukushkas
31.01.2013, 20:59
Вот это - правильная мысль!!! Давно пора этого порхатого Бланка всем миром "на ход" пустить...
-0+
#Букин Владислав
31.01.2013, 22:53
А на его месте поставить очередной памятник Альфонсу Ребане или какому-нибудь его соратнику по оружию.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
01.02.2013, 08:51
Пришла в голову мысль о том, что в 2012 прошло ровно 25 лет с последнего "капитального ремонта".
Пора наверно проводить следующий. Не с этим ли связаны мысли Минобороны?
-0+
#Мореходов Александр
01.02.2013, 11:02
Вспомнил книгу "Гонец из Пизы" Веллера. Как раз про Аврору.
Пока русские спорят о "достоверности" и "распилах" - англичане восстанавливают. Достоверно. До последнего болта.
За державу - обидно :(
-0+
#Михаил К.
01.02.2013, 11:39
Когда сердце человек находится в критическом состоянии  и требуется пересадка клапана,  он заменяется искусственным, который 100%-но не копируется, да и материал другой, зато поддерживает жизнедеятельность организма, ведь тогда от этого человека никто не отрекается, что он совсем не тот. Что-то схожее может быть и в этом случае.
Еще от масштаба личности многое зависит. Министру пришлось видеть много чего, что пришлось восстанавливать: и котлы в кочегарках и даже блоки гидроэлектростанций.
А в данном случае министр особенно корректен: "Если такие возможности есть, то будем восстанавливать". Так в чем сыр-бор?  Пусть специалисты скажут, почему нельзя, а лучше, как это лучше сделать, если такие возможности есть? Аврора - символ нескольких поколений. И не вина корабля, что историю и современность, каждый хочет построить лично под себя. Как слева, так и справа. История такая, какая есть, а , вот, настоящее и будущее, это уже от нас зависит, какие мы.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
01.02.2013, 12:30
Искренне не желая злить, уважаемого Николая Николаевича, тем не менее добавлю следующее:
 
в 1984 году стоял вопрос о том, какую задачу следует решить, исходя из состояния крейсера и пр.вводных:
- сохранить исторический корпус и воссоздать максимальное историческое соответствие по состоянию на 1917 год
- создать плавучий стоечный корабль-музей с элементами исторического корпуса и установкой образцов механизмов и вооружения той эпохи.
 
Остановились на втором варианте, для осуществления которого была произведена разделка корабля с "утилизацией" значительной части корпусных конструкций, систем и механизмов, включая подводную часть корпуса длиной примерно 110 м и высотой примерно 6 м от основной плоскости.
Корабелы безусловно справились с этой задачей.
 
Я считаю, что нужно было остановиться на первом варианте, несмотря на то, что он был во много раз дороже и сложнее и занял бы в два раза больше времени. Но корабелы тоже бы с ним справились. далее...
-0+
#Мореходов Александр
01.02.2013, 18:07
Хотя... вот японцы со своей "авророй" тоже не очень церемонятся. (Аврора и Микаса - единственные корабли сохранившиеся после Цусимского сражения)
 
В ночь с 11 на 12 сентября (с 30 на 31 августа) 1905 года броненосец "Микаса" затонул от взрыва боезапаса, но через год был поднят, отремонтирован и вновь введен в строй в августе 1908 года. Он числился линкором до сентября 1921 года, когда его переклассифицировали в корабль береговой обороны. Любопытно, что буквально через несколько дней после своего "разжалования" "Микаса" налетел на камни у острова Аскольд под Владивостоком и получил тяжелые повреждения. Броненосец отбуксировали в Японию и вскоре разоружили. В 1926 году "Микаса" был превращен в музей: его ввели в специально вырытый котлован в Йокосуке и засыпали землей по ватерлинию. В таком виде он сохраняется по сей день - подобно своему противнику по Цусимскому бою - "Авроре". Правда, как и на "Авроре", пушки на "Микасе" стоят совсем другие, а главный калибр вообще сы далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
01.02.2013, 18:36
Есть более счастливые истории.
В частности броненосный крейсер «Георгиос Авероф».
Любопытно, что именно в 1984 году, когда наши власти приняли решение "резать", греческое правительство и командование ВМФ приняли решение сохранять и реконструировать максимально. Очень красивый корабль, ненамного моложе "Авроры". Греки молодцы.
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич
01.02.2013, 19:29
Теперь понятно, почему они в кризис рухнули!
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
01.02.2013, 21:06
Коль последовало такое буйное весеннее обострение, то предлагаю осуществить Дорожную карту «Авроре быть!»
Краткое содержание карты:
 
1. Поставить «на ход» Владимира Ильича. Без него, всем понятно, смысла в Авроре нет, даже как в музее. Для чего использовать новейшие мировые достижения в области создания роботов. Придется пригласить японцев, как лидеров в этом направлении. У наших кишка тонка. Зато будет на кого свалить в случае неудачи – месть за Курильские острова. Андроида назвать кратко - Владлен (чтобы не путать с прототипом)
 
2. Поставить «на ход» знаменитый броневик фирмы «Остин» (даже в революцию въехали на иностранной технике – где же наша патриотическая гордость?). Ну, здесь мы сами справимся. У нас же есть Уралвагонзавод!
 
3. Поставить «на ход» танк «Борец за Свободу товарищ Ленин», хранящийся на «вечной» стоянке не далеко от проходной завода «Красное Сормово». Вот здесь то впервые использовались новейшие Советские технологические разработки – содрали один к одному с французского «Рено». Эта технология стала основой для дальнейшего процветания страны – содрали атомную бомбу, вывели человека в космос, а ныне, правда в измененном виде, используется в постройке «Мистралей». А основу заложил тот самый Борец! И здесь, как и в п.2 нам помогут те же уральцы из Нижнего Тагила! – им только свистни. далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
02.02.2013, 00:18
Ах, Алексей Виктороич! Сколь полная иллюстрация Вашего состояния разума и привычного настроения!
-0+
#Мореходов Александр
01.02.2013, 21:25
Вам бы, Алексей Викторович книжки писать, нет серьезно, сатирические. Не тратьте себя на малолюдные дискуссии. Да и почитателей больше появится. А что?
В одном вы правы кажется - нет у нас нынче традиции - историю беречь и лелеять, какая бы ни была. Вот и про Бородинское поле застроеное коттеджами вспомнилось что то. Аврора не одинока в печальном списке, просто корабль заметный.
-0+
#Antonas Kukushkas
02.02.2013, 10:09
Все это - конечно смешно и весело, но я думаю, что истинная подоплека этого шойгу-шапито - очередная дымовая завеса для распила. Нет в России сегодня масштабных проектов типа БАМ, подъем целины и т.п. - только мелкие "дымовые завесы" для распила. Спросит народ у Вовы Пукина или Шойгу - а где наши народные деньги в виде налогов и поступлений от продажи углеводородов - а мудрые руководители им в ответ - дык вот они, на Аврору ушли - и закрыт вопрос. Весна, однако..........
-0+
#Донской Алексей Владимирович
02.02.2013, 12:39
НЕ КОРМИТЕ ТРОЛЛЕЙ !
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
01.04.2013, 09:17
Поставить "Аврору" на ход было бы хорошо с точки зрения окупаемости его содержания при условии, если демонстрировать в странах Европы. Правда нужно экономику посчитать. Совсем не обязательно восстанавливать угольные котлы, а паровую машину (одну) хорошо было бы иметь. Работа открытой паровой машины завораживает, как и движение паровоза. Помню с удовольствием ходил с дочкой смотреть как ходит "кукушка" рядом с улицей Ткачей. Вид работающего механизма повысить посещаемость. А вместе с "Авророй" демонстрировать и ледокол "Красин", том более, что он на ходу (по крайней мере был до недавнего времени).
Свежие новости
рекламаПодписка 2025