28 января сего года РИА «Новости» распространило информацию о том, что «Власти РФ постараются воссоздать крейсер "Аврора" в первозданном виде и поставить судно на ход, сообщил министр обороны Сергей Шойгу в программе "Вести в субботу" на телеканале "Россия-1".» и приводят прямую речь Сергея Кожугетовича: «Сейчас мы смотрим, как поставить на ход, чтобы судно могло ходить, а не стоять. Уже работают специалисты, смотрят, оценивают, считают, что можно для этого сделать. Если восстанавливать, то в первозданном виде — с паровыми котлами. Есть ли для этого возможности в современных условия? Если такие возможности есть, то будем восстанавливать. Мое твердое убеждение, что у армии, как и у страны, должны быть символы, неприкосновенные, на которые мы должны равняться, ценить и на которых мы должны учиться, в конце концов».
Касательно символов – кто бы спорил, мысль очень правильная. Но все остальное – как в старом анекдоте, когда Л.И.Брежнев узнал о высадке американцев на Луне, и распорядился лететь на Солнце. Когда же ученые «напомнили» о высоких температурах на светиле, руководитель ответил, мол, не дураки, понимаем, поэтому полетим ночью.
Напомню для несведущих. Корабль №1 советского, а затем российского Военно-Морского флота крейсер «Аврора» к 70-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции, т.е. к 1987 году было решено отремонтировать и сохранить в веках как тот самый символ, о котором сказал Министр. Даже тогда, более четверти века тому назад, никому в голову не приходила мысль о полном восстановлении корабля. Потому что все понимали, что этого сделать НЕЛЬЗЯ. Оборудование, выслужившее свой срок, заменять нечем, а если попытаться что-то воссоздавать по старым чертежам, то «Аврора» будет даже не золотой, а бриллиантовой.
Поэтому была поставлена задача – максимально воссоздать внешний облик корабля, его интерьеры, и обеспечить безопасное нахождение на плаву в условиях вечной стоянки у Нахимовского училища в Ленинграде. Именно эта задача и была реализована. Причем с огромными усилиями, с привлечением сотен предприятий. В течение более 2 лет крейсер находился на заводе им. А.А. Жданова (ныне «Северная верфь»), на нем работали тысячи человек. Только орденами и медалями за проведенную работу было награждено 500 человек.
Не буду описывать те скандалы, которые сопровождали этот процесс – по поводу исторической достоверности и сохранности того, что сохранить не представлялось возможным. Обращу лишь внимание на то, что подводную часть корпуса пришлось отрезать и утилизировать, т.к. тот «слоеный пирог» из стали, дерева, меди и брони, который был для корабля родным, давно превратился в труху. И при транспортировке корабля на завод и постановке его в док были самые серьезные опасения, что корпус просто развалится.
Взамен старого корпуса был изготовлен новый, стальной, по-моему, из корабельной стали толщиной 30 мм, с тем, чтобы обеспечить его непотопляемость без ремонтов и окрасок на длительное время. Естественно, что при создании нового корпуса, исходя из поставленных задач, никому в голову не приходило делать коридор гребного вала, цистерны и многое другое, что кораблю, стоящему у стенки, запитанному всеми средами и энергией с берега, просто не нужно. Но без чего «вдохнуть жизнь» в этот музей просто не реально.
Повторю то, что писал прошлом году. Очень большим начальникам совсем не обязательно знать тонкости того или иного дела (хотя и не вредно), но в общих чертах ориентироваться необходимо. И для этого у них есть помощники. В данном случае они, эти помощники, либо полные бездельники, либо просто враги Министру. А может быть и то, и другое. Да и не понятно, что же это за «специалисты» «…смотрят, оценивают, считают, что можно для этого сделать.»
Опять же. Если вернуть в строй все танки и самолеты, которых в изобилии было расставлено на постаментах по всей стране, у нас появятся новые эскадрильи и танковые армии. «Бриллиантовые» армии живых музейных экспонатов. Крайне устрашающее, должно быть, будет зрелище.
Посмотрим, что будет дальше, ведь весной только повеяло…..