Вентиляция, проверенная огнем и льдами

В рамках прошедшего Военно-Морского салона мы поговорили с ведущими специалистами компании "ВЕЗА" о судовом оборудовании вентиляции и кондиционирования, прошедшем испытания и мощным огнем, и суровыми северными водами.
Рассказывает Андрей Кудрявцев, технический директор обособленного подразделения "ВЕЗА" в городе Симферополе

"Руза-М" - это антиобледенительное устройство, не имеющее на данный момент отечественных аналогов. Оно предназначено для защиты вентиляционных шахт, окон, проходов на судах, кораблях и сооружениях береговой инфраструктуры ото всех видов осадков – снег, лед, ледяная крошка, мошка, ураганный ветер, дождь, пылевоздушные смеси и пр. Большая часть подобных воздействий присутствует в самых перспективных регионах нашей страны – Крайний Север, Ямал, Дальний Восток, Сахалин и на территории прочих районов, располагающихся вдоль побережья Северо-ледовитого или Тихого океанов, Каспийского, Балтийского и Черного морей. Поэтому "Руза-М" заслуженно привлекает внимание заказчиков. "Защитный механизм способен выдерживать условия даже при ветре в 40 м/с. Для сравнения - согласно шкале Бофорта ветер в 20 м/с уже классифицируется как шторм или буря, способная разрушать крыши зданий".
 
"Руза-М" в условиях эксплуатации / Фото: предоставил Андрей Кудрявцев

О конструкции 

Комплекс "Руза-М" оснащен специальной ветровой защитой и решеткой, которые могут быть обогреваемыми. Они обеспечивает защиту внутреннего пространства от ударного воздействия крупных кусков льда или града. За решеткой расположен каплеуловитель, который представляет собой нержавеющий профиль, улавливающий весь снег и лед. Он оснащен саморегулирующимся кабелем, с помощью которого осуществляется нагрев и, соответственно, таяние всех попадающих в устройство посторонних обьектов с последующим выносом всех отсеиваемых продуктов в поддон устройства и удалением их наружу. Дополнительно устройство оснащается воздухорегулирующим клапаном для регулировки обьемов наружного воздуха, подаваемого в обслуживаемое помещение. Вся комплектация устройства вариативна - определяется проектантом или заказчиком в зависимости от предполгаемого региона плавания или применения устройства.
 
"Руза-М" / Фото: предоставил Андрей Кудрявцев

Совершенствование классической модели

"Руза-М" - это модификация системы "Руза". Отличие этой сравнительно новой модели заключается в присутствии нагревательных электроэлементов и ветрозащиты. Если предыдущая версия устанавливается на суда, эксплуатирующиеся в Каспийском и Черном морях, то "Руза-М" - это агрегат для работы в самых суровых северных условиях. 

"Конечно, более сложная конструкция требует серьезного обслуживания и профессиональной подготовки персонала при регламентном обслуживании – это, примерно, раз в пять-семь лет. Если классическую "Рузу" можно прочистить просто "пройдясь щеточкой" по отсекам, то модернизированную версию необходимо разобрать и каждый элемент привести в порядок по отдельности. И, конечно, в идеале конструкцию нужно собрать обратно. Впрочем, ничего сложного в этом нет, все необходимые мероприятия подробно описываются в соответствующей инструкции, а при необходимости всему этому специалисты "ВЕЗА" обучают". 
 
"Руза-М" / Фото: предоставил Андрей Кудрявцев

"А почему у вас так дешево?" 

На стенде "ВЕЗА" помимо системы антиобледенения были представлены арматура и различные комплектующие. По словам сотрудников, клиенты периодически задаются вопросом - а почему у вас дешевле по сравнению с рынком? Чтобы развеять сомнения, что это не демпинговая политика и не дешевое китайское оборудование, специалисты демонстрируют не только сами устройства в конечном виде, но и их элементы, большинство из которых также производится силами предприятия. При этом "ВЕЗА" не использует литье или штампы в процессе производства. Технологии изготовления и сборки, на самом деле, выглядят достаточно просто, но, тем не менее, требуют весьма сложного в своем роде и высокоточного инженерного оборудования, а уникальность конструкций в большей степени базируется на остроумии и нетривиальной инженерной мысли. Кроме того, все ценообразование завязано на собственном поризводстве – зависимость от внешней кооперации практически отсутствует и, соответственно, вся стоимость конечного продукта определяется собственными материальными затратами и трудом.

"На разных выставках можно на все комплектующие посмотреть, пощупать, покрутить в руках и убедиться - крепко и надежно. Из "чужого" - закупаются электроприводы, завертки, фланцы, двигатели, гермовводы – то есть малозначительный обвес, который пренебрежительно влияет на стоимость конечного продукта".

Канальная вентиляция - ставить или нет? 

Как признается Андрей Кудрявцев, долгое время разработчики были против того, чтобы поставлять канальную вентиляцию в морском исполнении. Дело в том, что срок гарантии этого вида оборудования в общепромышленном виде - всего два года, что для флота недостаточно. 

Но, подойдя к поиску путей решения плотнее и детальнее, проработав несколько решений по видоизменению, в компании пришли к мысли, что морской вариант в отличие от бытового будет значительно отличаться. Иные колеса, моторы, материалы и прочее позволили увеличить гарантию до пяти лет. 

Многим такой концепт ближе - систему просто монтируют в корпус без лишних операций - никаких проводов подключать не надо, в обслуживании они также проще альтернатив. Хотя КПД немного снижается. "Но нужно признать, что это уже не та канальная вентиляция, которую мы привыкли видеть в общепроме – это уже вполне надежное и серьезное оборудование весьма высокого класса и ответственного назначения".

Противопожарные клапаны - для огня и воды

Противопожарные клапаны в морском исполнении регламентируются кодесом ПИО. Такие клапаны принципиально имеют два типа огнестойкости: А-60 для условно "обычного" пожара и Н-120 – углеводородный пожар с высокотемпературным горением и ударным тепловым воздействием на конструкцию клапана, то есть в условиях танкеров, нефтехранилищ, нефтяных платформ и т. д. На сегодняшний день "ВЕЗА" – единственный отечественный производитель противопожарных клапанов класса огнестойкости Н120. "Когда мы только начали осваивать это направление пять лет назад, мы точно были единственными. Тогда в стране даже не было лабораторий, которые имели бы аккредитацию Морского регистра на проведение таких испытаний".

В итоге подходящая лаборатория все же нашлась, когда специально под этот проект удалось убедить руководство Московского Государственного строительного университета, на базе которого была противопожарная лаборатория с достойным технически  богатым испытательным оборудованием, получить необходимую аккредитацию. "Испытания проводились в течение года, работа была проделана весьма сложная, за время этих испытаний мы сожгли порядка четырех образцов, чтобы добиться нужного результата. Итогом стало создание идеального, прочного огнестойкого изделия. Это был долгий, эволюционный путь, включающий серьезную инженерную работу. Для понимания - температура плавления металла составляет 1700-1800°C, а температура испытаний была - 1200°C - это были пороговые значения температур". 

Как этого удалось добиться? Путем применения всяческих ноу-хау, остроумия и смекалки! "Конструкция клапана симметрична, она, условно, делится ровно пополам специальной термостойкой проставкой, в которой размещаются лопатки поворотного типа. То есть конструкция клапана в закрытом состоянии исключает образование тепловых мостов – тепло не передается с одной стороны на другую, и это при сохраняется общая жесткость конструкции, защищающая ее от разрушения при самом серьезном ударном тепловом воздействии". В общем, здесь есть на что посмотреть, чему удивится и что взять на вооружение другим изготовителям подобного оборудования. 

Перспективы и новые рынки

Сейчас компания получает сертификаты Речного Регистра. "Ранее мы не получали заказов, которые могли бы окупить сертификационные затраты. Сейчас же ситуация изменилась, возник спрос, и в этом году мы начали испытания, экспертизы". Речные суда сейчас востребованы не менее, чем морские. Развиваются внутренние грузовые и речные перевозки, строятся круизные речные лайнеры, создается инфраструктура для дноуглубления. Так что, развернуться сейчас есть где, уверены, что разработки "ВЕЗА" будут востребованы и в этом сегменте. 
"ВЕЗА", ООО Москва
+7 (495) 223-01-92, +7 (495) 223-01-88



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Завершаем юбилейную навигацию лайнера "Мустай Карим" вместе с Викторией Корабеловной!
14:57 / судоходство
рекламаПодписка 2025