– Александр Петрович, что подтолкнуло вас к созданию этого рейтинга?
– Если вы обратите внимание на английское название нашей работы, то там использовано слово ranking. Этот термин более соответствует заложенному смыслу. Потому что когда мы даем стране оценку, это называется рейтингом, а когда распределяем страны по местам согласно каким-то оценкам, это рэнкинг. Сейчас, к сожалению, у нас обычно путают эти термины. Почему мы за это взялись? На тему морской мощи написано очень много работ, но ведь количественно никто совокупных оценок не подсчитал. То есть, если вы спросите человека про экономическую мощь, экономический потенциал страны, он мгновенно вспомнит про ВВП. И взглянув на размер ВВП, сразу станет ясно, что из себя представляет та или иная страна, каково ее место в мировой экономике.
Когда же мы произносим слова "морская мощь", "великая морская держава", обычно никаких совокупных количественных оценок далее не следует. Кто-то может вспомнить, что у США 11 авианосцев, или что Катар крупнейший владелец газовозов СПГ – что-то свыше 60 судов. Однако если мы хотим получить обобщенную оценку, на такую выборочную статистику нельзя опереться. Вот мне с моим коллегой по ИМЭМО Павлом Гудевым и пришло в голову, каким образом можно это посчитать в совокупности. В 2021 году мы выпустили первую ежегодную оценку – индекс морской мощи (ИММ) для 100 стран мира, и на данный момент у нас уже есть ежегодные индексы за четыре года. В декабре вышла последняя версия (2.0) индексов 2023 года.
– Кто вошел в обновленный топ?
– В принципе, первая десятка стран за время нашего исследования не менялась, но некоторые изменения в распределении мест в топ-10 произошли: Китай два индекса назад немного подвинул США и стал самой крупной морской державой. После Второй мировой войны лидерство всё время принадлежало Соединенным Штатам, но бурное развитие Китая привело к тому, что КНР всё-таки обогнала США и в этой сфере.
В основном это произошло за счет гражданских компонентов морской мощи, которые у нас сведены в индекс морской деятельности. Россия достаточно уверенно держится в совокупном индексе на третьем месте, в основном благодаря советскому наследству в виде военно-морского флота, который в последние годы также пополняется и новыми кораблями. Это главная составляющая нашей морской мощи. Из других тенденций, которые мы обнаружили в последнем исследовании, Индия с десятого места поднялась на девятое, немного подвинув Францию. Мы ожидаем, что в обозримой перспективе Южная Корея обойдет Японию и станет четвёртой морской державой. Показатели Японии постепенно снижаются в последние годы, а у Республики Корея они достаточно сильные.
– Адмирал Горшков определял морскую мощь государства как "способность страны использовать военно-экономические возможности океана в своих целях". Ваш индекс морской мощи и прежде всего лидерство в нем Китая отражает этот подход?
– На тему морской мощи написано очень много, каждый автор по-своему формулирует это понятие. Мы в первую очередь принимали во внимание то, что можно практически посчитать. Горшков, наверное, был наиболее интересным для нас автором, поскольку он, по моему мнению, лучше всего структурировал представление о том, что такое морская мощь. Но поскольку наша задача была прикладной – придумать, каким образом всё посчитать, а не вступать в дискуссию с авторитетными писателями, мы определили морскую мощь как способность страны владеть морскими пространствами, их защищать, исследовать и использовать в своих целях. И для целей подсчета мы условно сформировали морскую мощь из трех компонентов: морские ресурсы, морские силы и средства, а также морская деятельность. Но ещё раз подчеркну: если вы откроете любого другого автора, то у каждого будет немного своя структура морской мощи. Поскольку до нас никто не посчитал ничего именно в совокупности и мало у кого можно было что-то взять с точки зрения именно методологии, мы выработали свой трёхопорный подход. Наша методология достаточно простая, и если кто-то полагает, что в морскую мощь входит что-то ещё, кроме учтенного нами, он может легко добавить это к нашему индексу. Но самостоятельно, конечно.
– Что означает первое место Китая в ИММ?
– Китай – крупнейшая держава, которая в наибольших масштабах использует морские пространства для получения экономических выгод. Поэтому соответствующий индекс морской деятельности Китая ошеломляюще велик, он намного превосходит Японию, находящуюся на втором месте в индексе морской деятельности (ИМД). При этом силовой компонент у Китая примерно вдвое слабее, чем у США, и соответственно, мы можем сказать, что на данный момент Китай в морской сфере больше ориентируется на экономические, гражданские компоненты. У Соединенных Штатов, соответственно, получается наоборот. Это крупнейшая военно-морская держава, в два раза превосходящая Китай.
– Т.е. лидерство в вашем рэнкинге морской мощи не означает, что эта страна самая мощная. С вульгарной точки зрения самый мощный тот, кто способен любого поставить на место....
– Весь вопрос в том, как мы используем свой потенциал. Пускаем в ход бицепсы для того, чтобы поставить всех на место или поднять груз? Можно иметь маленькие кулаки, но быть очень наглым, и наоборот, крепкие руки помогают нам быстро копать грядки. Мы не можем прогнозировать, что страна будет делать с потенциалом, имеющимся у неё в морской сфере, мы лишь стремимся точнее подсчитать то, что у неё есть. В индексе морской деятельности в девяти из восемнадцати категорий у Китая первое место. Он – крупнейший владелец морского торгового флота, у его портов наибольший оборот, он больше всего производит электроэнергии в море и так далее. Если рассматривать рэнкинг с точки зрения "кто кого может поставить на место", то надо смотреть на силовые компоненты. И очевидно, что у США они гораздо больше. Но с точки зрения морской экономики всё ровно наоборот.
– Методики количественной оценки торговых флотов, фрахта, деятельности портов, судостроения существуют давно. Можно подсчитать запасы ресурсов на шельфе, число кораблей или подводных лодок. А как вам удалось свести воедино экономическое и военное начала? Получить качественную оценку ВМФ той или иной страны?
– Вы правильно поставили вопрос, в части морской сферы существует много различной статистики. Она даже принадлежит к разным наукам. Там используются разные единицы измерения, различные методологии, нередко они между собой не сходятся. Ещё одна проблема заключается в том, что большая часть морской деятельности происходит вне территории конкретных государств и эта деятельность или нигде не учитывается, или, наоборот, учитывается сразу в двух-трех государствах. Это сильно искажает статистику. Даже если мы возьмем какую-то одну категорию, например, владение торговым флотом, то измеряя эту категорию разными единицами (например, дедвейтом или валовой вместимостью) мы получим у стран разные позиции. По дедвейту преимущество получат страны, владеющих танкерами и балкерами, а по валовой вместимости больше очков будет у владельцев круизных лайнеров и контейнеровозов.
Мы понимали, что никакие коэффициенты пересчёта не могут быть объективными, и поэтому пошли по старой, можно сказать, школьной практике. На уроке физики оценку выставляют согласно методике физики, на уроке химии – химии, а затем все оценки складывают, и получается общая картина, что собой представляет ученик. Подобным образом и мы в каждой категории статистики определили долю страны в мировых показателях, затем за каждый процент такой доли начислили этой стране 1000 баллов и наконец эти баллы во всех категориях сложили. Получилась и суммарная позиция страны в индексе морской мощи, и ее позиции в подындексах. Такой метод можно назвать долевым, мы складывали доли по странам, чтобы получить общую оценку каждой из них.
– Как отреагировали на публикацию вашего рэнкинга в странах, которые в него вошли?
– Поскольку это академический труд, то он не распространяется ни по дипломатическим, ни по межгосударственным каналам. Это научная работа, находящаяся в открытом доступе. Когда мы начали его выпускать, геополитическая обстановка сильно ухудшилась,поэтому у нас нет каких-то иллюзий, что этот индекс станет сейчас таким же известным, как, например, индексы известных финансовых центров.
– Какие результаты рэнкинга были для вас неожиданными?
– Высокая позиция России. Мы часто обоснованно слышим критику в адрес определенных аспектов нашей морской деятельности. Но когда мы свели большие массивы статистических данных вместе, оказалось, что Россия занимает третье место в мире. Хотя это и благодаря военно-морской компоненте, но всё-же достаточно уверенно наша страна идет третьей. Традиционно считается, что между военными и гражданскими компонентами морской мощи есть некая пропорция, но на самом деле мы увидели, что такой пропорции нет. Например, небольшая Норвегия заняла восьмое место в десятке крупнейших морских держав за счет гражданских компонентов, где она шестая, тогда как ее военно-морской флот занял очень скромную тридцать вторую позицию. То есть мы обнаружили, что страны развиваются несимметрично в различных категориях морской мощи.
– В индексе морских ресурсов Россия опустилась со второй на четвертую строчку...
– Индекс морских ресурсов (ИМР) сильно зависит от пересмотра запасов этих самых ресурсов. К примеру, запасы нефти и газа на шельфе пересматривают каждый год, иногда это делается и задним числом. Когда стала доступна свежая статистика, выяснилось, что у США и России меньше таких ресурсов на шельфе, чем ранее оценивалось, поэтому места перераспределили. Изменения происходят в разных категориях. Например, в военно-морском индексе Индия поднялась в 2023 году на пятое место, обогнав даже Великобританию.
Основная причина – строительство кораблей в последние годы и особенно ввод в строй второго авианосца в 2022 г. У России вопрос с гражданским судостроением достаточно сложный. Мы пока не понимаем, что будет по итогам минувшего года. 2022 год статистически был хорошим, и это дало свои очки и не позволило России выпасть из десятки в индексе морской деятельности. Мы ожидали, что из-за санкций Россия покинет десятку, но оказалось, что у некоторых стран в этом индексе падение было ещё большим, Например, за 2022 год сокращение этого индекса у Германии составило 8,6%, у Великобритании – 5,1%, а у России только 3,6%. Это и позволило России удержаться в десятке. Причем Германия здесь едва не упала ниже России. Не надо также забывать, что экономическая статистика ещё и пересматривается спустя год-два, поэтому, возможно, будет пересматриваться и наш индекс. Здесь мы ничего поделать не можем.
– Насколько сложно было оценивать военно-морской флот?
– Каждый корабль – это, по сути, своя вселенная. Идти по пути чрезмерной математизации, когда каждый корабль описывается какими-то коэффициентами, мы не могли, у нас не было столько данных, потому что в военно-морской тематике мы опираемся исключительно на информацию, имеющуюся в свободном доступе. Поэтому мы всегда честно говорим, что на самом деле здесь всё может быть и не так, как у нас посчитано. Для этого индекса мы попытались выделить несколько основных видов боевых действий в войне на море – воздушные, подводные, противоминные и так далее. Разнесли туда соответствующие корабли с их вооружением (указанным в открытых источниках). Получилось много статистических рядов в каждой категории, поэтому доли стран в каждой из этих категорий являются средними. Также добавили категории военного кораблестроения и военных моряков. Сумма всех этих долей дала нам индекс военно-морских флотов (ИВФ).
В результате получилась как бы материальная оценка тех сил и средств, которые могут вести войну на море. Или, по-другому, ИВФ это количественное выражение видимой военно-морской мощи страны. Также надо пояснить: когда мы используем термин ВМФ, имеется в виду не конкретная организация с таким называнием. Во многих странах военно-морских флотов просто нет, там есть береговая охрана, которая частично выполняет функции ВМФ. В других странах, наоборот, нет береговой охраны и ее функции выполняет ВМФ. При этом часть кораблей военно-морских флотов этих стран не в состоянии вести войну на море. Это просто корабли, способные только заниматься поддержанием правопорядка в море. И естественно, их нельзя считать составляющей именно военно-морской мощи.
Поэтому у нас они входят в отдельную от ВМФ категорию сил поддержания правопорядка на море, но вместе с ВМФ и ещё тремя другими категориями они составляют, так сказать, инструменты морской мощи. Их мы учитываем вместе с ВМФ в более общем индексе морских сил и средств (ИМС).
– Что включает ваш субиндекс морской деятельности?
– ИММ – это прямая сумма трех подындексов. Соответственно, в каждом подындексе есть определенное количество статистических категорий. В индексе морских ресурсов их четыре, в индексе морских сил и средств – восемнадцать, столько же в индексе морской деятельности (ИМД). Сначала мы подсчитываем эти субиндексы, затем их суммируем и получаем индекс морской мощи. Поскольку военно-морской флот представляет определенный интерес, мы внутри индекса морских сил и средств (ИМС) выделили для него отдельный субиндекс из четырнадцати категорий, которые назвали индексом военно-морского флота.
– А "морская деятельность"?
– Морская деятельность – это субиндекс, который характеризует масштабы невоенной деятельности страны в Мировом океане с целью получения экономических или неэкономических выгод, но не для достижения военных целей. Здесь восемнадцать категорий. семнадцать – экономические, в восемнадцатой мы попытались охарактеризовать пристрастие населения к морю, она касается парусного спорта. Статистических категорий хотелось бы туда добавить больше, но пока есть проблемы с доступной статистикой. В настоящий момент индекс морской деятельности в первую очередь охватывает морской транспорт, вылов морских биоресурсов и производство аквакультуры. Помимо этого он включает масштаб деятельности портов, добычу нефти и газа на шельфе. Также сюда входит электрогенерация в море и, конечно, гражданское судостроение. В каждой из этих категорий мы рассчитываем долю страны, начисляем ей баллы, в сумме это дает индекс морской деятельности конкретной страны.
– Как в России с "пристрастием населения к морю"?
– Мы оценивали это по рейтингу спортсменов от Международной федерации парусного спорта. Поскольку уже два года Россия отстранена от международных соревнований (участвовали в них только наши спортсмены, допущенные в независимом статусе), очков на соревнованиях мы набрали немного, и соответственно, в этой категории наша страна получила небольшие баллы. Так, в начале 2023 г. Россия расположилась на сорок первом месте, тогда как в начале 2020 и 2021 гг. занимала шестнадцатую позицию.
– Важная вещь для потенциала развития – это связанная с морской деятельностью наука.
– Вы правы. Пока мы не придумали, как включить все относящиеся к ней направления в свою работу. Например, кажется очевидным включение в рэнкинг данных о количестве студентов морских специальностей по странам, но оказалось, что выделить их из доступной вузовской статистики очень сложно. Тем не менее, у нас есть такая категория, как научно-исследовательский флот, которая характеризует способность страны изучать Мировой океан. Это отдельная категория в индексе морских сил и средств. Научно-исследовательский флот в реальной жизни в разных странах разнесен по разным организациям, в том числе где-то он относится и к ВМФ, но у нас он сведен в отдельную категорию.
– ИММ имеет практическое значение? Какие выводы стоит сделать из вашей работы России?
– ИММ, в первую очередь, это инструмент быстрой аналитики морской мощи стран по компонентам. Он позволяет сразу понять, в каких компонентах страна сильнее , в каких слабее. Конечно, оценка будет примерная, но тем не менее это адекватный анализ. Глядя на позиции России в разных компонентах, можно быстро понять, где у нас сильные позиции. Например, мы занимаем второе место по числу моряков с сертификатом IMO в мировом торговом флоте, в обеих категориях – командного состава и рядовых. Есть, правда, много других людей, которые в этой сфере заняты, но данного сертификата не имеют, да и пропорция моряков с сертификатами и без оных в разных странах различная. Тем не менее, эти категории хорошо отражают способность страны укомплектовать торговый флот национальными кадрами. Однако по владению торговым флотом наша страна только на восемнадцатом месте.
Можно вспомнить, что 150 лет назад было ещё хуже. У Российской Империи был мизерный торговый флот, соответственно, в этом торговом флоте было занято небольшое количество моряков. Теперь же у нас много квалифицированных людей в этой отрасли. Конечно, многие из них ходят под иностранными флагами, но тем не менее, это также и показатель состояния нашей образовательной сферы в части морских дисциплин. Теперь остается только построить национальный торговый флот соответствующего размера.
Полный вариант статьи читайте в журнале WWW.KORABEL.RU 2024 №1
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|