Экспедиционная группа "Корабела" вернулась из очередной поездки по стране. В позапрошлом году мы обследовали верхнюю и нижнюю Волгу, в прошлом – Крым, а в этом решили посмотреть север европейской части России. За две недели проехали около 7 тыс. километров.
Наш маршрут пролегал из Санкт-Петербурга через Вологду, Киров, Пермь, Казань, Нижний Новгород, Тверь и завершился в точке старта. Естественно, мы старались посетить всё, что как-то связано с судостроением, судоходством и судоремонтом. Содержательные репортажи об этих предприятиях сейчас готовит наш корреспондент Владислав Букин, и по мере готовности они будут опубликованы, а я поделюсь эмоциональными впечатлениями от этой поездке.
Во-первых, Россия действительно велика и везде живут люди. Где-то побогаче, где-то победнее, но живут, растят детей, обустраивают свой быт и что-то делают, т.е. производят. Везде народ доброжелателен и дружелюбен, готов рассказать о своем крае и обычаях, показать местные достопримечательности. А посмотреть везде есть что. Будь это Вологда или Котельнич, Киров или Кунгур, Елабуга или Городец, не говоря уж о Казани или Нижнем Новгороде.
Во-вторых, реки в России необыкновенной красоты! Мы пересекали Волхов, Шексну, Вятку, Каму, несколько раз Волгу и десятки рек поменьше. К сожалению, судоходства на них не заметили. На крупных реках навигационная обстановка стоит, но судов не видно, а Вятка и многие другие реки вообще производят впечатление не судоходных. Да и как им быть судоходными, если мы не встретили ни одного земснаряда. В Кирове, с высокого берега Вятки мы наблюдали как по середине реки, когда порывом ветра с лодки сорвало парус, экипаж этой лодки тащил мачту всего лишь по колено в воде. А когда-то там ходили прогулочные теплоходы. В Нижнем, в районе слияния Оки и Волги два года назад были песчаные острова. Сегодня на этих островах отчетливо видна растительность. Если так продолжится еще пятилетку, там можно будет выдавать дачные участки. В управлении "Камводпуть" нам тоже жаловались на обмельчание рек, но списывают это на стихию и природные аномалии. Правы ли они? И вот тут у меня возникает вопрос – что же первично, отсутствие судоходства вследствие обмельчания рек или отсутствие дноуглубления потому что это никому не нужно? Конечно, за последние десятилетия построены железные и автомобильные дороги, мосты и дамбы, что сделало некогда безальтернативный водный путь всего лишь одним из возможных, но о какой конкуренции водного транспорта можно говорить, если на Городецком шлюзе для прохода барж через него надо производить перегрузку товара. Понимаю, что пока башкирская и татарская нефть продается на экспорт танкеры по Волге ходить будут, ведь в Питер для загрузки на морские суда железнодорожными цистернами её не навозишься, а вот другие грузы, судя по всему, уже прочно "пересаживаются" на другие виды транспорта.
Очевидно, вышеописанное стало причиной того, что некогда процветающие и являвшиеся градообразующими судостроительные и судоремонтные предприятия, уже не первый год переживают не лучшие времена. Коммерческих заказов явно недостаточно для планомерной и прибыльной работы. Спасает государственный заказ, как оборонный, так и гражданский. От Минтранса или других ведомств. Но и его маловато. А, между тем, везде где мы побывали, потенциал есть, сохранены и люди, и оборудование, на некоторых предприятиях проведено техническое перевооружение. Везде есть желание работать, строить суда и корабли. Это касается предприятий и в Сосновке, и в Чкаловске, и в Городце, и в Зеленодольске, и в Нижнем Новгороде.
Надеюсь, наши путевые заметки и репортажи помогут потенциальным заказчикам судов определиться с местами строительства новых и ремонтами или модернизациями существующих плавсредств.
Ждите подробных отчетов о предприятиях от Владислава Букина в ближайшие дни.