Третий квартал текущего года запомнится очередными трагедиями, связанными с водой. 17 августа на реке Иртыш вблизи поселка Новая Станица Ленинского района Омской области теплоход на подводных крыльях "Полесье-8" врезался в баржу и затонул. Теплоход "Полесье-8", на борту которого находилось 60 человек вместе с экипажем, выполнял регулярный рейс "Омск - Ачаир". Погибли 4 человека, 42 были госпитализированы. Капитан пассажирского судна был пьян!
А в июле на Дальнем Востоке начался паводок, который продолжается до сего дня и уже нанес огромный ущерб. Каковы будут дальнейшие его последствия, по-моему, сейчас никто даже и не задумывается. Между тем не за горами первые заморозки и наступление зимы. Что делать людям в подтопленных регионах? Как жить в промокших домах, без урожая, без заготовленных дров, с уничтоженными дорогами и мостами? Сколько сил и средств понадобится на ликвидацию последствия этой катастрофы?
Почему я объединил эти два события? Да потому что, как мне кажется, причины у них весьма схожи, и называются эти причины «надежда на авось» и «обыкновенный непрофессионализм». В первом случае капитан пассажирского судна, который по определению должен быть профессионалом, допускает возможность выхода в рейс в состоянии алкогольного опьянения, причем, судя по информации СМИ не в первый раз. Люди, которые в силу своих служебных обязанностей должны следить за состоянием капитана, закрывают глаза на это принципиальное нарушение. Ведь не с неба же он в ходовую рубку свалился, должны были его видеть перед рейсом и начальники, и коллеги. Все надеялись на авось. Авось пронесет! Нет, не пронесло. Погибли люди.
В случае с паводком, конечно, не все так прямолинейно. Безусловно, сыграли свою трагическую роль и ливневые дожди невиданной силы, и таяние ледников. Однако повышение уровня воды в 9 метров – это за гранью моего понимания. Я родился и всю жизнь живу в Питере, знаю, что такое наводнение. До строительства дамбы бывали подъемы воды и на 2 с половиной метра, и на 2,8 метра в 1975 году – это стихия огромной мощи! А вот 9 метров, представить себе не могу! Это же напор почти в атмосферу! Почему вода не уходила? Что ей мешает? Может быть, поднялся уровень Мирового Океана? Нет, не поднялся. Значит, русло реки почему-то не справляется с объемом воды, где-то есть препятствия.
Мой друг, который уже длительное время живет в Комсомольске-на-Амуре на мой вопрос о том как следят за руслом Амура ответил буквально следующее: «За 8 лет, которые я тут нахожусь, ни разу не видел на Амуре земснаряд. Напротив речного вокзала в Комсомольске выросла песчаная коса протяженностью с полкилометра и поросла кустарником. Поскольку судоходства по Амуру нет, кроме небольших судов типа "Московский" и "Метеор", судовой ход никто не чистит, думаю, что Амур обмелел на те самые 9 метров». Вот такие «вести с мест».
Действительно, зачем чистить фарватер? Зачем следить за руслом, если прямо сейчас это ничем не грозит? Зачем тратить деньги? Непрофессионалы отдаленных последствий своих действий или бездействий не видят. Зачем учить физику и задумываться о будущем? Авось все будет нормально!
Но жизнь ошибок не прощает. Позволяешь себе выходить пьяным в рейс – обязательно попадешь в аварию. Не будешь следить за руслом – обязательно случится катастрофа, как это уже было в прошлом году в Крымске, как происходит это сейчас на Дальнем Востоке. Экономия на ежедневном поддержании порядка всегда приводит к огромным расходам при ликвидации последствий беспорядка!
Не мной сказано, что каждая катастрофа имеет имя, фамилию и отчество. Это я не из кровожадности, а лишь в напоминание тем, от кого зависит наша с Вами жизнь.
С уважением, Николай Ивакин.
Почему я объединил эти два события? Да потому что, как мне кажется, причины у них весьма схожи, и называются эти причины «надежда на авось» и «обыкновенный непрофессионализм». В первом случае капитан пассажирского судна, который по определению должен быть профессионалом, допускает возможность выхода в рейс в состоянии алкогольного опьянения, причем, судя по информации СМИ не в первый раз. Люди, которые в силу своих служебных обязанностей должны следить за состоянием капитана, закрывают глаза на это принципиальное нарушение. Ведь не с неба же он в ходовую рубку свалился, должны были его видеть перед рейсом и начальники, и коллеги. Все надеялись на авось. Авось пронесет! Нет, не пронесло. Погибли люди.
В случае с паводком, конечно, не все так прямолинейно. Безусловно, сыграли свою трагическую роль и ливневые дожди невиданной силы, и таяние ледников. Однако повышение уровня воды в 9 метров – это за гранью моего понимания. Я родился и всю жизнь живу в Питере, знаю, что такое наводнение. До строительства дамбы бывали подъемы воды и на 2 с половиной метра, и на 2,8 метра в 1975 году – это стихия огромной мощи! А вот 9 метров, представить себе не могу! Это же напор почти в атмосферу! Почему вода не уходила? Что ей мешает? Может быть, поднялся уровень Мирового Океана? Нет, не поднялся. Значит, русло реки почему-то не справляется с объемом воды, где-то есть препятствия.
Мой друг, который уже длительное время живет в Комсомольске-на-Амуре на мой вопрос о том как следят за руслом Амура ответил буквально следующее: «За 8 лет, которые я тут нахожусь, ни разу не видел на Амуре земснаряд. Напротив речного вокзала в Комсомольске выросла песчаная коса протяженностью с полкилометра и поросла кустарником. Поскольку судоходства по Амуру нет, кроме небольших судов типа "Московский" и "Метеор", судовой ход никто не чистит, думаю, что Амур обмелел на те самые 9 метров». Вот такие «вести с мест».
Действительно, зачем чистить фарватер? Зачем следить за руслом, если прямо сейчас это ничем не грозит? Зачем тратить деньги? Непрофессионалы отдаленных последствий своих действий или бездействий не видят. Зачем учить физику и задумываться о будущем? Авось все будет нормально!
Но жизнь ошибок не прощает. Позволяешь себе выходить пьяным в рейс – обязательно попадешь в аварию. Не будешь следить за руслом – обязательно случится катастрофа, как это уже было в прошлом году в Крымске, как происходит это сейчас на Дальнем Востоке. Экономия на ежедневном поддержании порядка всегда приводит к огромным расходам при ликвидации последствий беспорядка!
Не мной сказано, что каждая катастрофа имеет имя, фамилию и отчество. Это я не из кровожадности, а лишь в напоминание тем, от кого зависит наша с Вами жизнь.
С уважением, Николай Ивакин.