Использование ЭКНИС способствует обеспечению безопасности мореплавания благодаря автоматическим обновлениям, верификации маршрута и отправке автоматических оповещений. Команды на борту должны с уверенностью обращаться с ЭКНИС: устанавливать конфигурацию настроек безопасности системы, распознавать символику электронных навигационных карт и понимать, каким образом различные настройки ЭКНИС отображаются на экране, на который выводится ЭНК.
Команда судна должна регулярно проходить ознакомительные тренинги по работе с электронными навигационными картами и ЭКНИС.
Важно соблюдение всех стандартов МГО, в том числе относящихся и к разработке электронных навигационных карт, безопасности и отображению информации в ЭКНИС. Частью этой задачи является оценка сообщений о таких чрезвычайных ситуациях, как посадка судна на мель. Данные сообщения не только выявляют вопросы безопасности, связанные с использованием электронных навигационных карт или ЭКНИС, но и позволяют нам распознать возможные недостатки в технических стандартах МГО, которые необходимо изучить или незамедлительно устранить. Мореплаватели могут или неправильно интерпретировать символику карт, или посчитать, что, например, символ "отдельная опасность" не служит предупреждением о настоящей опасности для судна. Данный символ (англ. “Isolated Danger”), представленный ярким маджентовым восьмиугольником, отображается в ЭКНИС и показан ниже:
Символ "отдельная опасность" обозначает изолированные опасности (препятствия, скалы, обломки затонувших судов) на глубинах, меньших безопасной изобаты, а также лежащие в безопасной акватории, определяемой этой линией. Если мореплаватели не знакомы с какими-либо символами электронных навигационных карт, отображаемыми в ЭКНИС, ECDIS Chart 1 (легенда всего набора символов, используемых в электронных навигационных картах) устанавливается на все системы утвержденного типа.
Ситуация может улучшиться, если мы будем проводить регулярные тренинги по работе с электронными навигационными картами и ЭКНИС. Согласно заявлению, сделанному ИМО в феврале 2017 года, мореплаватели не обязаны предоставлять документы, подтверждающие прохождение данных обучающих тренингов, при этом судоходные компании несут ответственность за знакомство моряков с ЭКНИС. Гидрографическая служба Великобритании
разработала множество бумажных и электронных публикаций, с помощью которых можно провести обучающие тренинги и ознакомиться с использованием электронных навигационных карт и ЭКНИС: