Васильев Евгений Евгеньевич: "Сейчас мы пытаемся "раскачать" молодежь"

5 4034 6 мин


 

Корабел.ру продолжает тему профсоюзных организаций и сегодня мы познакомим наших читателей с Васильевым Евгением Евгеньевичем, председателем Межрегионального профсоюза работников судостроения и судоремонта, который любезно согласился ответить на вопросы нашего портала.
Евгений Евгеньевич, расскажите немного о себе, как давно вы в судостроительной отрасли и как в нее попали?
Абсолютно случайно. Когда-то я работал на Ижорском заводе, в тот период завод испытывал большие затруднения: зарплаты маленькие, а премий никаких. У меня рос ребенок, нужно было содержать семью и в 1979 году я перешел на Средне-Невский судостроительный завод строителем кораблей. По образованию я инженер-электрик по системам автоматики и телемеханики, поэтому для меня там все было ново, непонятно и очень интересно. На Ижорском все было очень бюрократично, начальника отдела я видел не чаще, чем раз в полгода. Чтобы решить какую-либо проблему, надо было написать кучу бумаг и сносить ноги по колено, согласовывая эти бумаги. На новом месте можно было спокойно обратиться напрямую к руководителю, включая директора, количество бумаг минимальное. Специфика, естественно, абсолютно другая, я ничего не понимал и потому поставил себе цель, если за год не освоюсь, тогда уйду. Но через год меня назначили ответственным сдатчиком, а еще через год уже командировали за границу руководителем гарантийной группы. В 86-м году "толкнули" в завком. Вот так и попал в профсоюзы. Думал на два года, а оказалось на всю жизнь. Закалка, приобретенная в отделе строителей, помогла решать возникающие проблемы оптимально и в положенный срок любыми доступными, но законными способами. Были конечно и кризисные ситуации, несколько раз собирался уходить, но кто-то или что-то всегда останавливало.

Что изменилось с тех пор? Какими профсоюзные организации был раньше и какие сейчас? 
Раньше профсоюз - это была чуть ли не обязательная структура предприятия, никто не ставил под сомнение его необходимость. Профсоюз занимался всем, от рождения человека до прощального слова. Занимались и яслями, и садиками, вся “социалка” была замкнута на нас. Решались и производственные задачи, организовывали соц.соревнования, движения наставничества и многое другое. Государственная функция социального страхования тоже была передана профсоюзу. Но сейчас другой период. Акцент сместился в сторону контроля за условиями и оплатой труда, заключением тех или иных соглашений, коллективных договоров, повышения профессиональной подготовки проф. актива, соблюдением права работников на охрану труда.

Сейчас профсоюзы намного меньше занимаются социальной стороной на предприятии. Как вы считаете, надо ли ее вообще развивать?
Надо конечно, потому что у коллектива уже есть какие-то сложившиеся предпочтения и профсоюзный лидер знает о них, по крайней мере, должен знать. Поэтому у нас на заводе на культмассовую и оздоровительную сторону тратится 0,4 % от фонда оплаты труда, не знаю, поступает еще кто-нибудь так. Дальше через профком заключаются договоры на аренду спортивных залов, экскурсий, частичную компенсацию санаторно-курортного лечения и т.д. Это один путь. Но есть и другие. Например, ЦКМБ Алмаз, (руководитель Шлехтенко Александр Васильевич, председатель профкома Полубояринова Галина Валентиновна), более двух десятков миллионов тратит на “социалку”, а именно на аренду спортзала, на санаторно-курортное лечение, на стоматологию, доплаты проживающим в пригороде и т.д. Эти деньги предприятие закладывает в коллективный договор. Поэтому я не могу сказать какая система лучше, выделять какой-то определенный процент или сразу крупную сумму закладывать в коллективный договор, а может быть использовать иной способ. Социальное обеспечение это возобновление рабочих ресурсов твоих сотрудников, поэтому если руководитель умный, он идет на это, если нет, тогда мы имеем то, что имеем.

Судостроение и судоремонт всегда ставят рядом, однако это разные отрасли. Как думаете, их нужно все-таки вместе рассматривать, как единое целое или разделять?
Это не разные отрасли, а разные направления одной. Конечно же они отличаются, судоремонт сложнее. Я думаю в отношении профсоюзов они идут вместе, потому что никто так не ставил вопрос. Теоретически возможна ситуация, если нашелся бы лидер в судоремонте, который убедил бы коллектив в том, что сможет лучше защищать работников, тем самым образовав новый профсоюз. Однако, на самом деле надо не разделяться, а объединяться и не только в одной отрасли. Объединение возможно и между различными отраслями. Так на Западе, в частности в Германии профсоюз металлистов (IG METALL) объединяет судостроителей, авиастроителей и многие другие отрасли. В октябре с.г. прошла отчетно-выборная конференция Ассоциации профсоюзов оборонных отраслей промышленности РФ, где была высказана мысль проработать возможности объединения нескольких профсоюзов входящих в Ассоциацию одного.

Иногда я слышу, что на судоремонтных предприятиях условия лучше и оплата труда в том числе, так это?
Может быть и так, если лучше это же хорошо, есть к чему стремиться.

А как обстоят отношения с другими профсоюзными организациями, иногда бывают ситуации, когда договориться очень сложно, хотя цели одинаковые?
Это во многом зависит от лидеров. Если лидеры по 20-30 лет «рулят» отраслью, тогда конечно, никто никому не хочет уступать. К сожалению, это у нас так сложилось. На западе совсем другая система и способы назначения другие. Руководитель знает о том, что он, например, 5 лет отработал, а дальше другой придет на смену. У них система больше напоминает выборы.
У нас несколько иначе. С начала 90-х годов и практически до настоящего времени, отыскать кандидатуру на должность председателя профкома предприятия было весьма непросто. Никто не шел. Да и сейчас практически никто «на пятки» не наступает, к сожалению. Видимо не видят в этом интерес. Только последнее время появляются какие-то первые ростки, но это, скорее всего, дело времени. По большому счету сейчас председателям уже в районе 60 лет и по-хорошему мы кому-то должны передать управление, начинать готовить смену, но пока особо некому.

То есть у вас, как и в судостроении проблема с молодежью есть?
Есть, мы пытаемся сейчас молодежную политику пропагандировать, как то их «раскачать», но честно говоря, пока особо не удается. Многие не понимают даже, чем профсоюз занимается. Для меня это очевидно, профсоюз пытается изменить условия и (или) оплату труда, но молодое поколение этого не понимает или не хочет понимать.

А как обстоит дело с властями. Помогают и содействуют?
Профсоюз это ведь не партийная организация. Я достаточно аполитичный человек, но это мое личное мнение. У нас кто-то поддерживает “Единую Россию”, кто-то коммунистов и так далее, но это личное дело каждого. А какой-то особой поддержи от партий, я не вижу. Чтобы судостроение лоббировала какая-то конкретная партийная организация – этого нет.

В последнее время мы часто слышим о том, что собираются поднимать судостроение, что Вы об этом думаете?
Говорить можно все что угодно. Например, на «Севмашпредприятии» (крупнейшем в отрасли) все, что касается текущего планирования, худо-бедно финансируется, но далее задержки. Металл закупать не на что, закладывать программу, которая на 2015 - 2020 года не на что. А далее электромонтажное предприятие «Арктика» на несколько лет остается без работы. Народ мыкается по другим предприятиям. И где те самые обещанные триллионы, про которые все время говорят? Это к сожалению, только слова. Часто набирают руководителей отрасли или предприятия людей, которые ничего не понимают в судостроении, но хорошо понимают куда и как двигать денежные потоки. Однако помимо этого есть технология постройки судов, в которой они мягко выражаясь, нулевые.

А почему у нас особо не следят за качеством руководства? Почему в отрасли нет личного позиционирования и мы не слышим о каких- либо хороших руководителях или отличных инженерах, которых бы хотелось перетянуть к себе на завод?

Это риторический вопрос

Сейчас по статистике наблюдается увеличение или уменьшение членов профсоюзных организаций?
Особого скачка нет, но плавное снижение численности наблюдается. Происходит это потому, что как правило, члены профсоюза это работники с возрастом, которые сейчас уходят на пенсию, а молодежь с большим трудом вступает в профсоюз.

Есть еще вторая крайность, она прослеживается, например, в проектных учреждениях. Как только начинают получать высокую зарплату, по 100 тыс., например, так начинают выходить из профсоюза, потому что становится жалко с тех же 100 тыс. отдавать 1000 в профсоюз.

Что бы Вам хотелось перенять у иностранных коллег?
Дело в том, что у нас разное законодательство и менталитет. Если на западе они говорят: “чем мы еще можем помочь профсоюзу?” То у нас первый вопрос это “что вы нам можете дать?” С этого все и начинается. Профсоюз - это единственный коллегиальный орган, созданный самими работниками для самозащиты, защиты своих прав и человеческого достоинства. На Западе это поняли. Хотелось, чтобы у нас было такое же понимание.


Ольга Солгалова



Комментарии   5.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
26.11.2012, 17:26
"Аргументированные, яркие ответы на вопросы корреспондента, отражающие сильную позицию и динамичный настрой на борьбу за права трудящихся" лидера Межрегионального профсоюза наглядно иллюстрируют причины, по которым молодежь (и не только) не понимает чем занимается профсоюз и не видит смысла это выяснять.
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич
27.11.2012, 09:35
Короче, рано понял, что на работе надо работать и стал мечтать устроиться так, чтобы ничего не делать. И вот, мечта сбылась!
-0+
#Ермакова Екатерина
27.11.2012, 09:50
Никак не могу понять, откуда такой настрой в отношении профсоюзных организаций? Я стараюсь быть объективной и настроена менее скептически. Наивная? Пусть так, но до сих пор ни один работник нашей отрасли не привел мне наглядный пример, когда бы он обратился в профсоюз, а ему там отказали в помощи или ещё что-нибудь подобное. Я привыкла верить фактам, но пока таковых нет. А вот новое отраслевое соглашение, которое заключил профсоюз с более выгодными условиями для сотрудников я лично держала в руках.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
27.11.2012, 15:21
А меня очень тронули высказывания Евгения Евгеньевича, не связанные с деятельностью профсоюза. Они больше всего, кажется, относятся к профессионализму в судостроении и тому, какие кадры нам нужны.
 
Вот, к примеру, «в 1979 году я перешел на Средне-Невский судостроительный завод строителем кораблей. По образованию, я инженер-электрик по системам автоматики и телемеханики, поэтому для меня там все было ново, непонятно и очень интересно». И «Специфика, естественно, абсолютно другая, я ничего не понимал и потому поставил себе цель, если за год не освоюсь, тогда уйду». Интересно, да?
 
Как раз в 1978 года вышел приказ по МСП о кадрах, где весьма полно прописывались профессиональные требования на занятие вакантных мест. В частности, для должностей «строитель судна», «ответственный сдатчик судна», «Главный строитель судна» оговаривались обязательные квалификационные требования: Высшее образование по специальности «Судостроение и судоремонт» без ограничений и допускалась специальность «Судовые силовые установки», но с оговоренными ограничениями. Также вводился определенный ценз. Также допускалось у претендента и среднетехническое образование, но при этом обязательным было окончание судостроительного техникума и большой стаж работы на должностях по специальности (обычно мастер). далее...
-0+
#Михаил К.
27.11.2012, 18:45
Когда я был студентом, в конце второго курса меня избрали председателем профсоюзного бюро факультета. Сразу же, с секретарем комсомольского бюро раздели функции: комсомолу отдали учебу, ДНД, воспитательную деятельность. Профсоюзу: спорт, быт, худсамодеятельность. В первый год - дубль, первое место по спорту и худсамодеятельности. В конце третьего курса попросил, чтобы меня переизбрали. Потому как стал заниматься научной работой, хотелось глубже  познать специальность.  А ведь впоследствии мог бы пойти по профсоюзной лестнице. Теперь, остается лишь кусать локти, ну не дураком ли был?
Свежие новости
КМЗ разработал контроллер управления якорно-швартовными устройствами
09:29 , 23 Ноября 2024 / пресс-релизы
рекламаПодписка 2025