Сварочные технологии
Осветим проблемы важнейшего производственного процесса - сварки

Валерий Райский: "Сейчас нет смысла делать самим абсолютно все"

Как показали предыдущие статьи "Корабела" из цикла "Каким сварочным оборудованием пользуются отечественные верфи", российские предприятия, в основном, работают на сварочных аппаратах и применяют сварочные материалы иностранного производства. В том числе и при строительстве военных кораблей. Этот факт резко выбивается на фоне всех разговоров об импортозамещении.
Возможно ли импортозамещение в сварке, и вообще так ли оно необходимо – об этом мы поговорили с генеральным директором ООО "Свар Технолоджи" Валерием Григорьевичем Райским.

На ваш взгляд, в каком состоянии находится сварочная отрасль в России?

Ситуация достаточно тяжелая не только в сварке и не только в судостроении. Она тяжелая в целом во всей отечественной промышленности.
Причины этого кроются не в санкциях и не в кризисе, они уходят корнями в политику и историю развития нашей страны. В 50-60х годах советская наука и промышленность на пике своего развития могла на равных соперничать с зарубежными конкурентами. Но жизнь по канонам осажденной крепости, которую вел тогда СССР, аукнулась нам в 80-х – мы просто не знали, что делается в мире.

И здесь показательна разница между качеством сварки в судостроении гражданском и военном. "Военные" в этом плане отстают довольно сильно. К сожалению, применение российских сварочных проволок не дает требуемого уровня качества.

Потом, все российские заводы, которые выпускают сварочную проволоку и электроды, производят только 10-15 самых общеупотребимых марок из тех, что предусмотрены ГОСТом. Никаких новых разработок никто не ведет – это очень большие деньги, наши предприятия просто не в состоянии организовать этот процесс.

Многие сейчас говорят об устаревании ГОСТов и ОСТов и глобально – о пересмотре всей системы стандартизации. Вы поддерживаете эти инициативы?

На самом деле, система стандартизации сильно зажимает отрасль сварки. ГОСТ регламентирует требования не только к безопасности изделия, но и описывает технологию изготовления. Из-за чего на многих предприятиях люди не могут внедрять высокопроизводительное оборудование, высокопроизводительные процессы.
Например, в нашем главном сварочном документе – ГОСТ 14771 (полуавтоматическая сварка в среде защитных газов) установлен диапазон толщин, и предполагается два вида разделки: под 30 градусов либо под 45 градусов. Не спорю, ГОСТ очень добротный, но принят он был в 1976 году и понятно, что давным-давно устарел.
Сейчас существует большое число импульсных сварочных процессов, которые позволяют уменьшить угол разделки до 5–15 градусов, с сохранением тех же свойств сварного соединения. Мало того, на определенных толщинах можно отказаться от разделки вовсе.
Получается: мы экономим на оборудовании, не переводим часть металла в стружку, повышаем качество – ведь на крупногабаритных деталях разделку кромок проводят совершенно варварскими методами.

Более того, мы пропустили одну вещь. В середине 90-х годов, подход к сварке изменился кардинально, как говорят марксисты – произошел переход количества в качество. Появилась новая электроника, инверторные источники и выяснилось, что методики расчетов режимов сварки, нормирования расхода сварочных материалов которыми пользовались ранее, уже не работают. Например, при расчете материалов тогда мы закладывали 25% сварочной проволоки на угар и разбрызгивание, сейчас этот показатель не превышает 0,5%.
Сейчас предприятия вынуждены переходить на те методики расчетов, которые им дают производители оборудования или производители материалов. Это правильные методики, они опробованы, внедрены на сотнях предприятий. Но получается, что предприятие находится в тисках: с одной стороны есть обязательные, но неверные ГОСТы и ОСТы, с другой – правильные методики, которые государством не утверждены.
 
Выборгский судостроительный завод. Сварочное оборудование / Корабел.ру

Не менее обсуждаемая тема — импортозамещение. В сварке возможно ли его реализовать?

Тут также ситуация получается двойственная. Мы в 90-х годах, особенно производя заказы для иностранных заказчиков, приобрели серьезный опыт работы с порошковыми проволоками, керамическими подкладками, научились применять импульсные технологии. Почему бы не применить все это для боевых кораблей, что даст скачок качеству и позволит снизить себестоимость готового изделия.

Поймите, пройдет не один десяток лет, будет потрачен не один триллион рублей, прежде, чем мы создадим свои сварочные аппараты и материалы аналогичные, тем, что сейчас производят американские, шведские или немецкие фирмы. Я не сомневаюсь: мы сделаем хорошее оборудование, но в 2025 году оно будет уже устаревшее. Сейчас нет смысла делать самим абсолютно все, потому что весь мир взаимосвязан.

Как работают в той же Европе?

Скажем в Италии работают около трех десятков компаний, которые производят автоматизированное оборудование для сварки: сварочные колонны, вращатели, роликоопоры.
Все фирмы очень маленькие, штатом не более 20-30 человек. Но если взять каталог их продукции, то он гигантский.
Подход у них очень простой: они вместе договариваются, каждый делает что-то своё, а на выходе получается готовый аппарат. Подобный взаимообмен – он нормален, естественен, помогает людям экономить деньги.

В соседней Финляндии, например, нет автомобильной промышленности. Но, по-моему, они от этого не страдают. Зато шины для всего мира делают.

Можно, конечно, пойти по китайскому пути. КНР производит оборудование хорошего качества, добротное, надежное. Но когда речь идет о том, что нужно сделать что-то уникальное, инновационное, то тут китайцы пасуют. А у нас наоборот – раз проблемы с серийной продукцией, опытные образцы мы доводим до идеала.

60% всех методов сварки придумано в Советском Союзе. Сварка штучным электродом — Николай Гаврилович Славянов, сварка плавящимся электродом в среде защитных газов и сварка под флюсом – Евгений Оскарович Патон. И можно этот список продолжать долго. Давайте это совершенствовать. Давайте не тратить деньги, время и усилия на то, что уже сделано. Есть хороший продукт, сделанный в Германии, Швеции, Франции – называется сварочный аппарат. Давайте мы его купим и будем на нем производить другой, более высокотехнологичный продукт.

Я прекрасно помню, как в Минсудпроме было разделение по заводам и КБ. Каждый делал то, на чем специализировался.
ОСК не нужно придумывать велосипед, а просто использовать наш советский опыт, дополнив его европейскими наработками. Выделить заводы, на которых установить высокопроизводительное оборудование которое будет работать не только для себя, но и для рядом расположенных предприятий. Тем самым загрузить дорогостоящие станки.
Не надо стремиться к тому, чтобы делать все, нужно использовать мировой опыт, но использовать с умом.
 
Севмаш / Корабел.ру

А что касается кадров, есть людской потенциал?

Положение с кадрами очень плачевное. Для начала, давайте мы забудем, что в Советском Союзе было хорошее высшее образование. Мы не можем так говорить, потому что сравнить не с чем. В США всего три технических университета, и они готовят кадры для половины мира. У нас сколько технических ВУЗов?

Несколько лет назад я читал спецкурс в Корабелке. В программе обучения фигурируют те же учебники, по которым я учился сам. Жизнь шагнула вперед, а образование осталось на том же месте. Но самое страшное, что у нас молодежь не хочет учиться, потому что не чувствует связи "хорошее образование — хорошая работа".

Потом, у нас никогда у нас не будет сквозной системы образования, пока в стране существует призывная армия. Я уже не говорю о том, что за год невозможно подготовить солдата.

Нам необходимо резко поднимать престиж инженерных специальностей, делая упор на техников, которые могут выполнять большую часть инженерных задач. Тогда у нас на Балтийском заводе будет работать не 150 инженеров, а 30 и зарплата у них будет намного выше, и престиж профессии появится.
 
Беседовал Владислав Букин
"Объединенная Судостроительная Корпорация", АО Москва
+7 (495) 617-33-00
"Свар Технолоджи", ООО Санкт-Петербург
+7(812)903-50-40



Комментарии   11.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович
20.03.2015, 22:46
Ну вот опять хаят нашу молодежь. А что сделано для того чтобы учились и работали??? Я закончил речное училище потом институт все дипломы красные. Краснее почти не бывает и что? У меня в городе з.п. по моей специальности 20 т.р. а то и меньше (инженер-конструктор на предприятии водного транспорта). И куда деваться вот и пришлось с товарищем признание получить в РРР на проектные работы. А государство в меня почти 9 лет вкладывало (я на бюджете учился всегда). А зачем вкладывало? Непонятно. Я то свои обязательство выполнил учился старался. Профессия нравится и государство вроде выполнило свои обязательства-выучило. И не пользуется. А из отрасли уходить в другую отрасль тоже инженером-конструктором или технологом не хочу. А Вы говорите нет молодежи. Скажу так есть! И не один я такой. Как минимум еще человека три знаю. Один мой коллега а второй бывший коллега но ушел с флота. Надоело отсутствие денег и наличие большого объема работы за эти деньги. И многие так уходят. Я когда учился (в инст далее...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
21.03.2015, 05:40
"В США всего три технических университета, и они готовят кадры для половины мира." - чушь какая-то...
-0+
#Пашинин Александр Петрович
22.03.2015, 08:10
Статья , на мой взгляд, интересная и полезная !  Комментирование отдельных тезисов , вырванных из общего контекста - считаю здесь явно неуместным и нецелесообразным .  За год можно подготовить солдата !  Все дело в том, что необходимо точно знать, для каких целей ЕГО готовить. !  И кто этим МОЖЕТ заниматься .  Кадры - решают все !   А готовить кадры, и потом их грамотно использовать - сейчас явно никто не заинтересован !  ПОЧЕМУ ?  Это уже совсем другой вопрос...
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович
23.03.2015, 08:21
что это за ересь? ГОСТы не являются для верфей обязательными, обязательными являются одобренные Классом сварочные процедуры. Импортозамещение, по крайней мере частичное, возможно, было бы желание. Преподаешь в университете и не хватает учебников, НАПИШИ ИХ! Статья не несет никакой сути, какой в ней смысл?
-0+
#Владимир Северодвинск
23.03.2015, 08:46
Вот Рогозин доложил Президенту, что в оборонке ипортозамещение прошло успешно и мы теперь строим корабли из всего отечественного.  Это получается за пол-года создали производство того, что покупали на Украине? Не просто создали, а начали выпускать, провели испытания оборудования, военная приёмка это одобрила, проектные организации откорректировали документацию, заводы заключили договора на поставку и изменили свои технологии? Газпром тоже бросается в импортозамещение и думает о проектировании и производстве оборудования в РФ. Совершенно правильно сказал автор: и спроектируют, и построят к 2025 году. Но это будет опытный образец того велосипеда, на котором иностранные операторы нефтегазовых месторождений ездят сейчас. Психоз с импортозамещением, который насаждается сверху, обернётся потерей, времени и денег. Импортозамещение, как и технологии нельзя внедрить.
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович
23.03.2015, 15:30
А то что касается ГОСТов то тут я согласен с г-ном Кислициным. Никто не обязан соблюдать ГОСТ. Он носит рекомендательный характер. Хочешь бери за основу в своем изделии используй стандартные изделия не хочешь применяй свои изделия и материалы выполненные по собственным разработкам (иначе технические условия). Главное чтоб технология или изделие не противоречило действующим нормам классификационных обществ. Это яркий тому пример водогазонепроницаемые судовые крышки. На них есть ГОСТ однако на каждом предприятии есть ТУ на их изготовление которые согласованы с РРР (это то что я знаю про РРР думаю и у РМРС тоже самое). И если надумаешь производить крышки и скажешь что делаешь их в строгом соответствии с ГОСТ ничего не выйдет. Надо еще чтоб РРР тебе разрешил их делать и одобрил твои ТУ.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
23.03.2015, 18:16
Опять танцорам неймется — все звенят и звенят своим причинным местом. По-видимому они на столько молоды и сопливы, что не помнят того времени когда любой ГОСТ начинался фразой: «Не соблюдение стандарта преследуется по закону». Но с повышением грамотности эта фраза перестала спасать ГОСТы от произвольных комментаторов и появились те службы, которым государство доверило комментировать ГОСТы, в частности оба Регистра. В реальном изделии очень много нюансов которые не возможно отразить в ГОСТе на продукцию и поэтому допущенные комментаторы выпускают свои ТУ и ОСТы. Возьмите те же водонепроницаемые крышки, в них столько нюансов, что в никаком ГОСТе не отразишь. А делать правильно надо. Вот и выпускают ТУ и дополнительно одобряют в Регистре документацию и организуют приемку готовых изделий. Лишь бы не слышать звон.
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович
23.03.2015, 19:02
а вы Алексей Викторович еще вспомните что было при динозаврах. сейчас такой фразы в ГОСТ не встречается. а то что касается ГОСТа на крышки там есть все необходимое чтоб знать каким требованиям должно удовлетворять изделие.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
24.03.2015, 02:56
Жаль, что сейчас такой фразы в ГОСТах не встречается — вот и расплодились «танцоры». К сожалению в ГОСТ25309-94 на крышки отсутствуют некоторые важные для ее работоспособности конструктивные вещи без которых Регистр вряд ли, а вернее никогда, их не одобрит.
-0+
#Калинин Владимир Алексеевич
24.03.2015, 16:57
Вряд ли сегодня стоит рассматривать сварочное оборудование в качестве объекта на импортозамещение.У всех ещё в памяти
время, когда всё судостроение держалось на полуавтоматах А-547, кто сегодня захочет вернуть назад эту "радость"?,да и
производительность сварки упадёт. Другое дело сварочные материалы: электроды,проволока, флюсы, угли,керамика.
По некоторым позициям наши производители не уступают конкурентам ни по цене, ни по качеству. Чем, например, не
объект на импортозамещение налаживание выпуска электродов диаметром 3,2 мм, ведь они закупаются зарубежом в
массовом количестве и др.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
24.03.2015, 18:27
Что такое стандарты и правила? Это лишь положительная практика, в формализованном виде. Практика меняется, и стандарты должны меняться вместе с ней. Если уровень техники позволяет обеспечить эффективность, безопасность, технологичность, эмтетику вне стандартов, то нужно это делать  - иначе не будет развития. Но самое сложное здесь, докзать правильность этих решений невеждам из туземных КО, у которых такой практики нет, но они стремятся нормировать каждый болт.
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: ГК "Р-Флот"
15:40 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025