Наши интересы сформулированы в Стратегии развития деятельности РФ в Антарктике на период до 2020 года, которая была принята 30 октября 2010 года. Там прописаны конкретные задачи для РФ по трем направлениям.
Во-первых, обеспечение национальной безопасности — это всестороннее содействие развитию и укреплению международной системы Договора об Антарктике, которая обеспечивает безопасность работы в данном регионе.
Второе направление - определение роли и места Антарктики в глобальных природных изменениях, в частности в климате. Это важно для России, потому что более 60% территории РФ находится в зоне вечной мерзлоты. Изменения климата повлекут за собой определенную глубину оттаивания этой территории. За этим последует разрушение фундаментов зданий, линий электропередач, газо- и нефтепроводов, шоссейных и железных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов. То есть эффект соизмерим с последствиями ядерной войны.
Климат меняется от двух основных факторов: антропогенного воздействия и космофизических явлений. Ведь в основном климат зависит от притока солнечной радиации, основного эффекта теплового баланса. А в Антарктиде пока нет ни промышленности, ни сельского хозяйства, как и крупных урбанизированных поселений. Значит, мы можем практически в чистом виде регистрировать космофизическую составляющую климата. Поэтому наша деятельность в Антарктиде дает нам объективную реальность климатических изменений вне воздействий человека.
Третье - наземное обеспечение космической деятельности нашей страны. В свое время у нас существовала очень мощная структура космического морского флота, которая занималась вопросами связи, управлением полетов, в южном полушарии, в водах Атлантического и Тихого океана, где мы не можем обеспечить прямое наблюдение с земли по понятным причинам. Долгое время Роскосмос вел переговоры об установке подобных станций и других космических средств слежения в различных странах Африки, Южной Америки, Австралии. Но политические неурядицы, проблемы дипломатии нам постоянно мешали, и оказалось, что Антарктида - наиболее подходящий вариант для постоянного присутствия российской аппаратуры и персонала, его обслуживания.
Дальше - вопросы экономического процветания. Это возрождение океанического рыболовного промысла в водах южных океанов. Работа, которая сейчас активно ведется, потому что в свое время именно Советский Союз был первопроходцем в данном направлении. Но в силу известных причин в конце 80-х эта деятельность была практически свернута.
И наконец, международный престиж. Например, исследование озера Восток и выполнение обязательных природоохранных мероприятий.
Однако Статьей 7 Протокола об охране окружающей среды Договора об Антарктике установлено, что любая деятельность в отношении минеральных ресурсов на континенте, кроме научной, в том числе и геологоразведка и добыча полезных ископаемых, запрещена.
А почему геологоразведка включена сюда?
Поскольку эта процедура, напрямую связанная с добычей полезных ископаемых. Это не научная деятельность, как оговорено в Протоколе и ратифицировано и нашей страной. Я сам не являюсь приверженцем этого закона, но должен им руководствоваться. Естественно, оценка перспектив в полезных ископаемых нам доступна. Это важно, чтобы иметь правильный политико-экономический прогноз для принятия определенных выводов и решений Правительством РФ, а также для нахождения своих союзников, когда мы будем иметь реальный мониторинг состояния природных ресурсов на мировых рынках, как минерального так и углеводородного сырья. Мы сможем выступать с какими-то грамотными, продуманными предложениями для пересмотра этой статьи, но конечно, не в одностороннем порядке.
НЭС "Академик Трешников" / www.korabel.ru |
Есть ли у государства все необходимое для выполнения поставленных задач?
Конечно, для выполнения всех поставленных задач нам нужно содержание определенной инфраструктуры. Это число станций, морских судов, воздушных судов, аэродромов. В этом же документе, о котором я говорил, в Стратегии развития деятельности РФ в Антарктике, это все написано. Безусловно, можно подходить к вопросу развития подобной инфраструктуры с двух позиций. Можно говорить о создании абсолютно новой инфраструктуры для обеспечения всех вышеуказанных целей и задач. А можно решать поставленные задачи с помощью реконструкции и модернизации существующей. Мы сделали экономический анализ этих стратегий. В результате было определено, что экономически выгоден второй путь. Как минимум, потому, что в соответствии с вышеназванным Протоколом окружающей среды Договора об Антарктике мы должны уничтожить и вывезти все следы своей предыдущей деятельности.
Так, какими ресурсами располагает Россия, чтобы проводить исследования в Антарктике?
Есть два научно-экспедиционных судна, построенных непосредственно для обеспечения экспедиции, не для полярной науки или исследований, а конкретно для нас. Научно-исследовательское судно Роснедр «Академик Александр Карпинский», выполняющий морские геофизические исследования. Также к нам относится арендуемая Россией авиация, обеспечивающая внутриконтинентальные перевозки. Полеты с судна на берег - это четыре вертолета и два самолета среднего и малого класса, взлетно-посадочные полосы. Также сотрудники зимовочной и сезонной экспедиции, не считая экипажи морских и воздушных судов. Сезонной - 110 человек, а зимовочной — 120. Все эти вещи, что я назвал, раз в пять лет утверждаются правительством РФ в виде специального распоряжения. Последнее такое распоряжение было выпущено 21 января 2013 года за номером 208р, которое утвердило эти параметры и план мероприятий по обеспечению Российской Антарктической экспедиции на период с 2013 по 2017 год включительно.
Исходя из каких параметров формируется бюджет для финансирования экспедиций?
Это не просто параметры, это по сути дела исходные данные для расчета бюджета. Потому что с 1998 года финансирование Экспедиции обеспечивается через отдельную строку федерального бюджета. У Арктического и Антарктического Института, в состав которого входит Антарктическая экспедиция, своей строки в бюджете нет, а у Экспедиции непосредственно - есть.
Что такое численность экспедиции? Это зарплаты, начисления на нее, страхование людей, питание, одежда, медикаменты - все по нормам, а также командированные расходы. Что такое число станций и сезонных полевых баз? Это необходимое топливо, расходные материалы, запчасти и агрегаты на станции. Что такое число судов? Это средства для круглогодичной эксплуатации этих судов для рейса в Антарктиду, межрейсового ремонта и простоя. Для авиации - это стоимость топлива и деньги на аренду. Вот мы и получили почти всю смету для нашей экспедиции. Остается подставить туда официально принятые сейчас цены на вышеуказанные товары. Здесь есть определенная проблема. Например, к первому апреля мы уже закончили формирования заявки на 2014 год. Уровень цен мы использовали существующий на конец марта. Что будет через год - никого не волнует, выкручивайтесь.
Фотографии с первого рейса НЭС "Академик Трешников" Из архивов участников экспедиции |
Хотелось бы уточнить, каков средний возраст сотрудников экспедиции, много ли молодежи?
Я бы не сказал, что у нас есть тенденция к омоложению состава. Но это практически для любой сферы деятельности событие, за исключением, положим, банковской деятельности или продажи недвижимости. Во всей индустрии у нас существует потерянное поколение. Мы были бы счастливы, если бы они избрали эту сферу в качестве профессии, как мы когда-то, но слишком много соблазнов.
Какие еще организации принимают участие в работе Российской Антарктической экспедиции?
Естественно, в работах Российской Антарктической экспедиции принимают участие сотрудники других организаций. Например, в последней 58 экспедиции приняли участие представители 28 научно-исследовательских, научно-производственных, образовательных учреждений нашей страны, которые подготовили заявки и свои программы для работы. Они представляют Росгидромет, Роснедра, Росрыболовство, Роскосмос, Министерство образования и науки, Министерство обороны.
Никаких военных задач мы там не решаем, это запрещено, но исторически все гидрографическое обеспечение мореплавания, вся картографическая продукция навигационных карт выполняется Управлением навигации и океанографии Министерства обороны. Потому гидрографы ездят от них. Вот почему эта Экспедиция является межведомственной, а не просто какая-то инициатива сотрудников ААНИИ, под которую они придумали программу, получили деньги и поехали путешествовать.
Фотографии с первого рейса НЭС "Академик Трешников" Из архивов участников экспедиции |
Очевидно, какие интересы в Антарктике у Росгидромета, у Роснедр. А остальные ведомства - чем они занимаются?
Роскосмос - наземное обеспечение спутниковой группировки в составе ГЛОНАСС. На трех станциях установлены станции дифференциальной коррекции параметров орбит спутниковой группировки системы ГЛОНАСС, которые резко повышают точность определения координат в Южном полушарии, и на всей Земле в принципе.
Министерство образования представлено Санкт-Петербургским минерально-сырьевым университетом, Горным институтом, которые занимаются всеми буровыми работами на станции Восток. От СПбГУ принимают участие кафедра физической океанографии и кафедра биолого-почвенного факультета, которая занимается проблемами изучения почв Антарктиды. Росрыболовство занимается вопросами океанографического обеспечения промысла в водах этого региона. Росреестр, в структуру которого сейчас входит бывшая Роскартография, занимающаяся геодезическим, топографическим и картографическим обеспечением деятельности, потому что без карт осуществлять деятельность невозможно. Они работают на материке, в море работает УНИО – это петербургская организация Аэрогеодезия.
Мы сейчас занимаем шестое место в мире по объемам финансирования, в пересчете на доллар. На первом США, на втором - Япония, далее Германия, Великобритания, Китай и мы. При этом мы даже выше таких стран, которые расположены рядом с Антарктидой - Австралии, Новой Зеландии, Аргентины, Чили.
Участвуют ли в экспедициях ученые из других стран?
Да, но это не значит, что они являются нашими сотрудниками. Существуют межправительственные соглашения о сотрудничестве, и их много. Есть международные проекты, в которых наша экспедиция принимает участие, и в частности, в этом сезоне у нас гостили, либо мы принимали участие в работе других экспедиций по заявкам этих стран. Белоруссия, Украина, Германия, Южная Корея, США - с этими странами мы в этом году имели совместные работы.
Фотографии с первого рейса НЭС "Академик Трешников" Из архивов участников экспедиции |
Известно, что в Антарктике работают инспекции некоторых стран мира. Что входит в их обязанности и организует ли Россия такие инспекции?
В Договоре об Антарктике, в Протоколе о защите окружающей среды есть такой инструмент для контроля деятельности экспедиций других стран. И периодически страны имеют возможность и право на организацию инспекции своих партнеров по Договору. Сегодня в Антарктиде эффективно оперируют 28 стран, они носят название консультативных сторон, и имеют право на принятие решений в системе Договора об Антарктике, и наложение вето на принятие данных решений. Но получить этот статус может только страна, имеющая активно действующую антарктическую программу и несколько станций. Поэтому 28 стран, представляющие все континенты земного шара, и наиболее экономически и научно развитые, осуществляют эту деятельность.
Они рассматривают соблюдение требований Договора, поскольку договор запрещает любые военные действия в регионе или выполнение работ в интересах своих Министерств обороны. Также проверяют наличие научных исследований - станция не должна иметь исключительно политический характер присутствия. Договор об Антарктике обозначает Антарктику регионом мира, международного сотрудничества и науки. Мира - значит, отсутствие любой военной деятельности, международного сотрудничества - значит, стабильной кооперации представительств различных стран. Науки - значит страна должна выполнять научные программы.
В этом году впервые в российской истории, то есть с 1992 года, РФ провела такую инспекцию по предложению американских коллег. Одновременно и нас проверяла совместная инспекция Великобритании, Нидерландов и Испании.
По поводу природоохранных обязательств. Вы упоминали, что со станции Беллинсгаузен увезли некоторое количество мусора. Сколько еще осталось?
Много, достаточно много. В этом году мы вывезли рекордный объем отходов - порядка 560 тонн. Теперь у нас два судна. Но нельзя забывать также, что вывоз отходов - это дополнительные расходы. Если у нас есть эти деньги, мы можем забрать еще какое-то количество груза. Дело в том, что для погрузки на судно отходов нужны дополнительные вертолетные часы, потому что в основном мусор грузится с помощью вертолета. Только на станции Беллинсгаузен есть возможность загружаться с помощью баржи. А вертолет стоит денег, и достаточно больших. И сказать: «Вывезите нам тысячу тонн» - мы не можем.
А Россия как-то ограничена по срокам в деле освобождения Антарктики от своего мусора?
Нет, никак. Мы обязаны предпринимать меры, и мы, как и остальные страны, этим занимаемся.
На станциях и судах, относящихся к Российской Антарктической Экспедиции, туристы бывают?
Нет, никогда. Мы получаем полное финансовое обеспечение наших судов на 12 месяцев в году. И если мы начнем заниматься коммерцией, с нас снимут эти деньги. И поэтому никогда в РАЭ не будет никаких туристов. Прямо скажу: когда объединяют понятия «государственный бюджет» и «коммерческое использование», начинается «Оборонсервис». Этот путь - не для нас. Более того, я категорически возражаю против перевозки разнообразных «попутных грузов», потому что, согласившись на подобное предложение, мы сразу потеряем статус государственного судна.
Фотографии с первого рейса НЭС "Академик Трешников" Из архивов участников экспедиции |
Океанический промысел как сейчас развивается на этой территории?
Если говорить об активном вылове, то в Антарктике этот вылов можно весьма активно развивать. И не только рыб, но и других морепродуктов. Это светящиеся анчоусы, антарктический краб, тот же криль. И у нас уже закуплены новые суда, я знаю, в Мурманске, Норвегии, с автоматической добычей криля. Его насосами закачивают на борт, очень эффективное средство добычи.
Мы не занимаем ведущих позиций в этой области, ведут азиатские страны, в первую очередь Япония, Южная Корея, Китай, но чтобы ограничить эту деятельность, пытаются организовать определенные, морские заповедники, где следует запретить промысел. Мы в принципе не против, но требуем, чтобы подобное заявление не носило ни политического, ни экономического характера. Любая политизация проблемы недопустима.
Является ли морской путь самым выгодным способом освоения Антарктики?
Традиционно, морской флот является самым экономически эффективным способом доставки персонала и грузов в Антарктику. Авиация никогда не станет более рентабельной. Топливо авиация для заправки сама себе привезти не может. Поэтому для любой страны, даже расположенной вблизи Антарктиды, морской флот будет наиболее удобным вариантом для доставки грузов и персонала, если мы там собираемся работать.
Анна Абрамова
Анастасия Судникова