Параллельно с развитием отечественного рыболовецкого и пассажирского флота уверенными шагами идет строительство новых судов на подводных крыльях на смену старым "Восходам" и "Кометам". Только за 2017-2018 годы построены два амбициозных СПК - "Комета 120М" и "Валдай 45Р". Первое уже ушло в коммерческие рейсы, а второе пока ждет своего часа.
Если с новой "Кометой" пока не свезло познакомиться, то "Валдай" от ЦКБ по СПК им. Алексеева решил сам нанести нам визит, пришвартовавшись к Университетской набережной Санкт-Петербурга.
О "Валдае"
Речное мелкосидящее СПК "Валдай 45Р" проекта 23180 предназначено для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток. Спустили на воду его в сентябре 2017 года. И уже тогда определилась судьба судна - после Чемпионата мира по футболу 2018 года в России СПК должен уйти к заказчику, успев принять участие в ПФЭМ-18 в Санкт-Петербурге и предоставив возможность гостям Северной столицы насладиться внешним видом новейшего "Валдая".
Основные характеристики проекта 23180:
Слово капитану
Точнее будет сказать начальнику службы обеспечения испытаний. Геннадий Игнатьев является капитаном, механиком и испытытелем "Валдая 45Р" с первых дней строительства. А начинал свой путь в ЦКБ по СПК им. Алексеева Геннадий Иванович еще при Ростиславе Евгеньевиче. На новейшем СПК работает в паре с матросом-мотористом. Для подобного судна этого более чем достаточно.
По мнению капитана, ему есть с чем сравнить опыт работы на СПК "Валдай 45Р", потому что он ходил на всех типах СПК, кроме "Буревестника". "Валдай" наиболее современный, комфортабельный и экономичный по сравнению с теми судами, которые эксплуатировались и строились в Советском Союзе:
"В тех судах, которые эксплуатировались на Северо-Западе, не было такой заботы о пассажирах, как на "Валдае". Я говорю о системе кондиционирования воздуха в салоне, а в прохладную погоду - о хорошем отоплении. Основная беда нашего скоростного флота - прожорливость двигателя и маленькие ресурсы. К сожалению, двигатели "Звезды", которые сейчас выпускаются, недостаточно повысили свои характеристики. В отличие от них, силовая установка MAN имеет очень большой запас по мощности, установленный в экономичных режимах. Допустим, в ходе испытаний в Петербурге он на скорости 52 км/ч, с какой здесь ходят "Метеоры", показал расход не больше 80-85 литров за час работы. В заявленном режиме 65 км/ч он будет расходовать порядка 116-120 литров в час. Можно спокойно на одной заправке около 9 часов идти, может, даже больше".
Геннадий Игнатьев рассказал о том, что "Валдай" хорошо себя чувствует на заявленной высоте волны 0,7 м в полевом режиме и 1,2 м водоизмещающих. Бывали случаи, когда волны достигали полутора метров, но СПК проходило и их, хоть и жестковато:
"Откровенно говоря, ни разу не видел, чтобы судно на подводных крыльях при циркуляции набирало скорость. Обычное СПК в конце циркуляции садится на корму, а на "Валдае" за счет применения новой примененной крыльевой схемы - нового профиля заднего крыла - тормозной эффект сводится к минимуму. Судно, наоборот, начинает разгоняться, например, при повороте на скорости 60 км/ч оно выходит на 67 км/ч". ?
Чтобы понять, какой главный двигатель стоит на СПК "Валдай 45Р", мы обратились к компании "Морская Техника" - эксклюзивному представителю фирмы "MAN":
"Судовой дизельный двигатель MAN D2842LE410 (1100 л.с./2100 об/мин) имеет высокий крутящий момент на разгоне и способен поддерживать постоянный крутящий момент в диапазоне от 1300 до 1900 об./мин., что делает его наиболее оптимальным для судов на подводных крыльях. Этот двигатель поставляется на российский рынок уже более 15 лет и зарекомендовал себя высокой надежностью, экономичностью и способностью работать на всех производимых российских ГСМ. Ресурсные показатели двигателя MAND2842LE410 одни из самых высоких в мире в своем классе, до первой переборки / капитального ремонта 25/40 тыс. моточасов соответственно. Двигатель удовлетворяет всем требованиям Речного и Морского Регистров, а также экологическому классу Tier II.
Тем не менее завод - изготовитель высокооборотных двигателей MAN не стоит на месте, постоянно совершенствует свой продукт и в качестве альтернативы двигателю D2842LE410 предлагает судовой дизельный двигатель нового поколения V-new (модель D2862LE432 (1200 л.с./2100 об/мин), имеющая улучшенные экономические и экологические характеристики). Концепт MAN D2862LE4xx уже также представлен на отечественном рынке и имеет положительные отзывы судовладельцев", - рассказал руководитель Инженерного центра ГК "Морская Техника" Павел Куликов.
Как все начиналось
Об СПК, о ходе строительства, испытаниях и планах компании мы поговорили с членом правления Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Алексеева Сергеем Королевым.
– Сергей Алексеевич, что из себя представляет судно? Расскажите об истории его создания.
– "Валдай 45Р" - это логичное продолжение знаменитого в свое время СПК "Полесье", нашего же проекта. Всего таких судов было построено порядка 16 единиц, и они эффективно работали на местных перевозках. При создании "Валдая" мы ориентировались на "Полесье", потому что оно является той золотой серединой в отношении водоизмещение/пассажировместимость/стоимость.
Отмечу, что помимо "Валдая" мы совместно с судостроительным заводом "Вымпел" строили "Комету 120М". Судно уже встало на линию, работает между Севастополем и Ялтой. Так что этот год богат на события вокруг скоростного флота.
История создания "Валдая 45Р" долгая. Сначала мы провели маркетинговый анализ рынка, определили типоряд необходимых на наш взгляд судов. В 2010 году выиграли конкурс в рамках Федеральной целевой программы развития морской гражданской техники в части разработки эскизного проекта речного СПК нового поколения, после чего приступили непосредственно к проектированию судна. По отдельному ОКР "Разработка технических проектов речных и морских пассажирских судов на подводных крыльях" (шифр "Крыло-РМ") наши специалисты занимались разработкой подводного крыла. Параллельно мы проводили постоянный анализ рынка.
Наша позиция всегда была такова, что толчком к развитию пассажирских перевозок по воде должно быть государство.
Последние суда на подводных крыльях, которые сошли со стапелей Зеленодольского завода им. Горького, были построены в 2002 году. В 2003 году на Феодосийском заводе "Море" построили самый крайний "Восход". Поэтому можно смело сказать, что за 20 лет ничего нового в СПК-флоте не придумали и не реализовали. А проекты "Комета 120М" и "Валдай 45Р" - это абсолютно новое слово на рынке с точки зрения экологии, эргономике и безопасности.
Нам удалось убедить государство в том, что оно должно нам помочь немного продвинуться вперед. И уже в новой госпрограмме "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы" мы выиграли конкурс на строительство головного образца СПК "Валдай 45Р".
Немного забегая вперед, могу сказать, что сейчас в Нижнем Новгороде достраивается еще один "Валдай 45Р", готовится к сдаче заказчику. В 2018 году наше предприятие будет закладывать еще два судна "Валдай 45Р" со сроком сдачи в 2019 году.
– У СПК "Полесье" пассажировместимость была 53 пассажира, у "Валдая" 45. С чем связана разница?
– "Валдай 45Р" может вмещать 53 пассажира. Но из-за того, что судно рассчитано на эксплуатацию в условиях Севера, где людям необходим комфорт для перемещения на далекие расстояния - 400-500 км, мы снизили показатель пассажировместимости. Существующие требования рынка таковы, что во главе всего стоят комфорт и безопасность. Остальное — это уже отступление.
– Кто значится заказчиком "Валдая"?
Судно не принадлежит ЦКБ по СПК им. Алексеева, оно построено с привлечением государственных средств и принадлежит Минпромторгу РФ.
Сейчас это опытный образец, и судном он станет тогда, когда на него будут получены правообладающие документы. По решению Минпромторга, скорее всего, "Валдай" уйдет работать в Ханты-Мансийский автономный округ в Северречфлот. Но пока этот вопрос находится на стадии проработки.
Кроме того, мы прорабатываем новый облик "Метеора", у нас есть уже первые эскизы. Для этого сотрудничаем со всеми судовладельцами, которые до сих пор эксплуатируют такие суда. Потому, что никто не сформирует ТЗ лучше людей, которые работают на таких судах в совершенно разных условиях.
– С петербургскими судовладельцами тоже поддерживаете связь?
– Конечно. Перед тем, как приступать к любой проектной работе, мы проводим опрос среди всех отечественных судовладельцев. Их мнение мы определенно учитываем, чтобы в будущем построить востребованный продукт, отвечающий всем требованиям рынка.
– На каких мощностях вы сейчас строите свои СПК?
– Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях – не только КБ, мы еще и полноценный завод-строитель. Единственное, "Комету 120М" мы строили на СЗ "Вымпел", потому как в 2013-2104 годах, когда заключался контракт, у нас не было своих площадей. В 2015 году мы выкупили испытательную базу, которая в советские годы принадлежала ЦКБ по СПК. Она находится в Горьковском водохранилище в устье реки Троца. В прошлом там испытывали модели экранопланов и проводились испытания аэро- и гидродинамики. Сейчас там организован весь цикл производства СПК.
– Получается, что вы полностью выстроили собственное судостроительное производство?
– Хочу отдать должное прошлому собственнику, площадка нам перешла в хорошем состоянии. Мы провели первичную модернизацию, обновили парк сварочной техники, купили новые станки с ЧПУ, новое оборудования для резки металла. Возможно, мы смонтируем дополнительные эллинги для работы с судами большего водоизмещения. Но пока мы большей степени ориентируемся на "Валдай" и "Комету".
– Какое оборудование и чьего производства стоит на "Валдае"?
– Более 70% всего оборудования, которое стоит на "Валдае" – отечественного производства. Отделка салона — это полностью российские материалы, все композитные элементы нашего производства.
Из импортной техники стоит отметить силовую установку производства MAN. К сожалению, отечественных двигателей, которые бы отвечали всем требованиям по ресурсу, мощности, весу, на рынке нет.
– Проводили ли испытания "Валдая" с имитацией полной нагрузки?
– Конечно, это один из обязательных элементов ходовых испытаний. Мы испытывали СПК как с максимальной нагрузкой, так и с минимальной на всех ходовых режимах на разных диапазонах скорости с разными оборотами двигателя. Это очень трудоемкая работа. Порой на нее уходит не один месяц, сама программа корректируется, дополняется. Кроме того, мы испытывали "Валдай" в разных погодных условиях, с разной волновой нагрузкой до 1 метра, с разными ветровыми нагрузками.
Могу сказать, что "Валдай 45Р" превзошел даже заданные технические требования и наши ожидания. Мы отчетливо зафиксировали расход топлива на 30% меньше, чем закладывали в базовое техническое задание. Поэтому с учетом этого показателя дальность хода СПК увеличилась до 600 км, вместо 400 заданных в ТЗ.
– Достигнута в рамках испытаний контрактная скорость?
- Да, скорость судна изначально рассчитывалось на 65 км/ч. Сейчас СПК спокойно ходит со скоростью до 74-75 км/ч. На воде эта скорость приличная. Для пассажира разница в 10 км/ч незаметна, но она существенно влияет на безопасность. Лично я считаю, что речные пассажирские суда не должны ходить больше 70 км/ч. Это просто не нужно.
– Как обстоят дела с шумовыми нагрузками в пассажирском салоне "Валдая"?
- В пассажирском салоне не ощущаются ни шумов, ни вибрации. Мы организовывали много демонстрационных поездок для разных гостей и все были приятно удивлены. Шумоизоляция даже на стадии проектирования была под особым контролем, мы специально выбирали материалы, технологию монтажа. Поэтому сейчас даже на скоростях в 65-70 км/ч пассажиры могут общаться между собой без всяких затруднений.
– Поделитесь ощущениями от поездки на "Валдае". Может, кто-то из гостей делился своими впечатлениями.
– Нам очень большое содействие оказывает комитет транспорта Санкт-Петербурга в части демонстрации судна, привлечения потенциальных заказчиков или знакомства потенциальных судовладельцев с СПК. Так, на "Валдае" мы проводили выездное совещание комитета транспорта Санкт-Петербурга. Приглашали представителей всех крупных компаний-операторов Северо-Запада. На совещании я спросил: что в этом судне, по вашему мнению, необходимо изменить. В ответ не поступило ни одного замечания. Все подчеркнули, что соотношение цены и качества не требует обсуждений. Приобретение этого судна - уже другая история, потому что в России не до конца проработаны финансовые инструменты, которые позволяют покупать новые суда и интегрировать уже в существующий бизнес, но соотношение цены и качества "Валдая" говорит за себя.
– Вы затронули интересный момент. Сколько сейчас стоит подобное СПК?
- В зависимости от комплектации с учетом полноценного сервиса этого судна на три года оно будет стоить порядка 100 млн рублей. Но по запросу заказчика мы можем смонтировать и индивидуальные блоки освещения, и кресла с поворотными спинками – в отделке есть где разгуляться. Равно как и в цене.
– Уже есть заинтересованные компании, которые готовы купить судно?
– Наверняка если бы интереса не было, то сразу после Петербургского международного форума судно вернулось бы обратно. Сейчас преждевременно говорить о тех договоренностях, которые достигнуты в рамках первой нашей презентации, но уверяю вас, что в ближайшем будущем вы обязательно об этом узнаете. Скажу одно: мы всерьез намерены выходить на серию "Валдая", потому что считаем, что рынок готов принять это судно. Добавлю, что у нас есть принципиальные договоренности и с иностранными заказчиками – возможно, один "Валдай 45Р" отправится в Евросоюз.
– Расскажите подробнее о композитных материалах, которые применяются в отделке судна.
– Постепенно приходится осваивать и композитное производство. Но композит, с одной стороны, хорош, с другой стороны, нет. Например, для меня, человека с техническим образованием до сих пор не ясно, как можно просчитать местную прочность композитных материалов. Что касается внешних элементов корпуса, то о применении композита слышал как положительные отзывы, так и отрицательные. В отрасли обсуждается производство композитных судов, композитных крыльев. Безусловно, их можно делать и производить, но тогда возникает вопрос ремонтопригодности, надежности и прочности этих элементов. Поэтому наше производство идет к этому постепенно, пока мы осваиваем композитные материалы исключительно в интерьере. Сейчас мы представили "Валдай" с полностью композитной ходовой рубкой и салоном, а сам корпус алюминиевый клепанный и сварной.
– Наша редакция присутствовала на презентации катамарана "Грифон" на СНСЗ. Показалось, что это вполне жизнеспособный проект.
– Катамаран "Грифон" мне показался интересным. Ведь Средне-Невский судостроительный завод славится композитным судостроением. Субъективно обсуждать судно не готов, однако абсолютно убежден, что у него есть своя ниша и место на рынке. Опять остается вопрос о ремонтопригодности судна. Пробоину композитных материалов просто так не залатаешь, нужно вносить изменения в саму структуру. Для этого необходимо раскрывать отверстие, где образовалась пробоина, затем вносить в это место элементы композита, все это опять же заклеивать, вставлять, выкрашивать. Это длительный процесс и судно выбывает на большой срок по сравнению с алюминиевыми судами.
Катамаран качает. Скажем, это меньший комфорт за меньшие деньги и многие компании развиваются в этом направлении. Возможно, они дешевле, но СПК комфортнее.
– Как себя чувствует ЦКБ по СПК им. Алексеева сегодня? Как развивается?
- С 2009 года, когда изменился состав акционеров предприятия и появилась более тесная кооперация с Научно-производственным предприятием "Радар ММС", у КБ открылось новое дыхание, появились новые видения, в компании прописали стратегию развития, привели в порядок инженерный корпус, сделали ремонт всех производственных помещений, конструкторам предоставили современное ПО. В развитие ЦКБ был вложен большой капитал, который, надеюсь, позволит предприятию двигаться вперед с уверенностью.
– Сколько человек работает в КБ?
– Сейчас в активе ЦКБ Алексеева есть инженерный корпус в Нижнем Новгороде, где выстроен весь процесс проектирования, опытно-экспериментальное производство, находится опытный бассейн, где проводятся испытания моделей на открытой воде. Плюс в Чкаловске находится производственная база с газодинамическим стендом и слипом, на котором можно испытывать даже экранопланы. Помимо этого, предприятие имеет филиалы в Санкт-Петербурге и Москве. Суммарно во всех филиалах компании работает около 600 человек.
– Откуда черпаете кадры?
– В квалифицированных кадрах всегда испытываем потребность. Все высокотехнологичное в России всегда в дефиците. Наука - дело тонкое, требует профессионалов из совершенно разных областей. К сожалению, в отрасли не так много молодежи, не горит она желанием идти в судостроение.
Но мы стараемся ее завлечь. У нас есть целевые программы взаимодействия с вузами в Санкт-Петербурге и в Нижнем Новгороде. Мы продвигаем программу получения второго высшего образования. По данной программе у нас успешно обучаются менеджеры среднего звена. Приобретенные ими знания и опыт уже очевидны при решении ряда профессиональных и административных вопросов.
Преддипломную практику на нашем предприятии проходит около 50 студентов ежегодно. Около 30% остаются у нас в дальнейшем.
Материалы по теме:
Флот, вставший на крыло (первая часть серии публикаций Михаила Францева об СПК)
О бедном "Валдае" замолвите слово (вторая часть серии публикаций Михаила Францева об СПК).
О "Валдае"
Речное мелкосидящее СПК "Валдай 45Р" проекта 23180 предназначено для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток. Спустили на воду его в сентябре 2017 года. И уже тогда определилась судьба судна - после Чемпионата мира по футболу 2018 года в России СПК должен уйти к заказчику, успев принять участие в ПФЭМ-18 в Санкт-Петербурге и предоставив возможность гостям Северной столицы насладиться внешним видом новейшего "Валдая".
СПК "Валдай 45Р" / "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" |
Основные характеристики проекта 23180:
Длина габаритная, м | 21,3 |
Ширина габаритная, м | 5,2 |
Высота габаритная (от уровня воды) при ходе на крыльях, м | 6,3 |
Осадка габаритная на плаву, м | 1,1 |
Водоизмещение, т: полное | 21,4 |
Пассажировместимость, чел. | 45 |
Численность экипажа, чел. | 2 |
Скорость хода, эксплуатационная скорость на тихой воде при h в 1% до 0,05 м, км/ч | 65 |
Дальность хода в полном водоизмещении по запасам топлива, км | 400 |
Автономность плавания (продолжительность одного рейса), час | 8 |
Марка главного двигателя | дизель-редукторный агрегат D2842LE410 "MAN" |
Мощность ГД, кВт | 610 |
Часовой расход топлива, кг/час | 208 |
Слово капитану
Точнее будет сказать начальнику службы обеспечения испытаний. Геннадий Игнатьев является капитаном, механиком и испытытелем "Валдая 45Р" с первых дней строительства. А начинал свой путь в ЦКБ по СПК им. Алексеева Геннадий Иванович еще при Ростиславе Евгеньевиче. На новейшем СПК работает в паре с матросом-мотористом. Для подобного судна этого более чем достаточно.
Геннадий Игнатьев, начальник службы обеспечения испытаний ЦКБ по СПК им. Алексеева / Корабел.ру |
По мнению капитана, ему есть с чем сравнить опыт работы на СПК "Валдай 45Р", потому что он ходил на всех типах СПК, кроме "Буревестника". "Валдай" наиболее современный, комфортабельный и экономичный по сравнению с теми судами, которые эксплуатировались и строились в Советском Союзе:
"В тех судах, которые эксплуатировались на Северо-Западе, не было такой заботы о пассажирах, как на "Валдае". Я говорю о системе кондиционирования воздуха в салоне, а в прохладную погоду - о хорошем отоплении. Основная беда нашего скоростного флота - прожорливость двигателя и маленькие ресурсы. К сожалению, двигатели "Звезды", которые сейчас выпускаются, недостаточно повысили свои характеристики. В отличие от них, силовая установка MAN имеет очень большой запас по мощности, установленный в экономичных режимах. Допустим, в ходе испытаний в Петербурге он на скорости 52 км/ч, с какой здесь ходят "Метеоры", показал расход не больше 80-85 литров за час работы. В заявленном режиме 65 км/ч он будет расходовать порядка 116-120 литров в час. Можно спокойно на одной заправке около 9 часов идти, может, даже больше".
Машинное отделение "Валдая 45Р" / Корабел.ру |
Геннадий Игнатьев рассказал о том, что "Валдай" хорошо себя чувствует на заявленной высоте волны 0,7 м в полевом режиме и 1,2 м водоизмещающих. Бывали случаи, когда волны достигали полутора метров, но СПК проходило и их, хоть и жестковато:
"Откровенно говоря, ни разу не видел, чтобы судно на подводных крыльях при циркуляции набирало скорость. Обычное СПК в конце циркуляции садится на корму, а на "Валдае" за счет применения новой примененной крыльевой схемы - нового профиля заднего крыла - тормозной эффект сводится к минимуму. Судно, наоборот, начинает разгоняться, например, при повороте на скорости 60 км/ч оно выходит на 67 км/ч". ?
Чтобы понять, какой главный двигатель стоит на СПК "Валдай 45Р", мы обратились к компании "Морская Техника" - эксклюзивному представителю фирмы "MAN":
"Судовой дизельный двигатель MAN D2842LE410 (1100 л.с./2100 об/мин) имеет высокий крутящий момент на разгоне и способен поддерживать постоянный крутящий момент в диапазоне от 1300 до 1900 об./мин., что делает его наиболее оптимальным для судов на подводных крыльях. Этот двигатель поставляется на российский рынок уже более 15 лет и зарекомендовал себя высокой надежностью, экономичностью и способностью работать на всех производимых российских ГСМ. Ресурсные показатели двигателя MAND2842LE410 одни из самых высоких в мире в своем классе, до первой переборки / капитального ремонта 25/40 тыс. моточасов соответственно. Двигатель удовлетворяет всем требованиям Речного и Морского Регистров, а также экологическому классу Tier II.
Машинное отделение СПК "Валдай 45Р" / Корабел.ру |
Тем не менее завод - изготовитель высокооборотных двигателей MAN не стоит на месте, постоянно совершенствует свой продукт и в качестве альтернативы двигателю D2842LE410 предлагает судовой дизельный двигатель нового поколения V-new (модель D2862LE432 (1200 л.с./2100 об/мин), имеющая улучшенные экономические и экологические характеристики). Концепт MAN D2862LE4xx уже также представлен на отечественном рынке и имеет положительные отзывы судовладельцев", - рассказал руководитель Инженерного центра ГК "Морская Техника" Павел Куликов.
Как все начиналось
Об СПК, о ходе строительства, испытаниях и планах компании мы поговорили с членом правления Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Алексеева Сергеем Королевым.
Сергей Королев, член правления ЦКБ по СПК им. Алексеева / Корабел.ру |
– Сергей Алексеевич, что из себя представляет судно? Расскажите об истории его создания.
– "Валдай 45Р" - это логичное продолжение знаменитого в свое время СПК "Полесье", нашего же проекта. Всего таких судов было построено порядка 16 единиц, и они эффективно работали на местных перевозках. При создании "Валдая" мы ориентировались на "Полесье", потому что оно является той золотой серединой в отношении водоизмещение/пассажировместимость/стоимость.
Отмечу, что помимо "Валдая" мы совместно с судостроительным заводом "Вымпел" строили "Комету 120М". Судно уже встало на линию, работает между Севастополем и Ялтой. Так что этот год богат на события вокруг скоростного флота.
История создания "Валдая 45Р" долгая. Сначала мы провели маркетинговый анализ рынка, определили типоряд необходимых на наш взгляд судов. В 2010 году выиграли конкурс в рамках Федеральной целевой программы развития морской гражданской техники в части разработки эскизного проекта речного СПК нового поколения, после чего приступили непосредственно к проектированию судна. По отдельному ОКР "Разработка технических проектов речных и морских пассажирских судов на подводных крыльях" (шифр "Крыло-РМ") наши специалисты занимались разработкой подводного крыла. Параллельно мы проводили постоянный анализ рынка.
Наша позиция всегда была такова, что толчком к развитию пассажирских перевозок по воде должно быть государство.
Фото: "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" |
Последние суда на подводных крыльях, которые сошли со стапелей Зеленодольского завода им. Горького, были построены в 2002 году. В 2003 году на Феодосийском заводе "Море" построили самый крайний "Восход". Поэтому можно смело сказать, что за 20 лет ничего нового в СПК-флоте не придумали и не реализовали. А проекты "Комета 120М" и "Валдай 45Р" - это абсолютно новое слово на рынке с точки зрения экологии, эргономике и безопасности.
Нам удалось убедить государство в том, что оно должно нам помочь немного продвинуться вперед. И уже в новой госпрограмме "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы" мы выиграли конкурс на строительство головного образца СПК "Валдай 45Р".
Немного забегая вперед, могу сказать, что сейчас в Нижнем Новгороде достраивается еще один "Валдай 45Р", готовится к сдаче заказчику. В 2018 году наше предприятие будет закладывать еще два судна "Валдай 45Р" со сроком сдачи в 2019 году.
"Валдай 45Р" / Корабел.ру |
– У СПК "Полесье" пассажировместимость была 53 пассажира, у "Валдая" 45. С чем связана разница?
– "Валдай 45Р" может вмещать 53 пассажира. Но из-за того, что судно рассчитано на эксплуатацию в условиях Севера, где людям необходим комфорт для перемещения на далекие расстояния - 400-500 км, мы снизили показатель пассажировместимости. Существующие требования рынка таковы, что во главе всего стоят комфорт и безопасность. Остальное — это уже отступление.
– Кто значится заказчиком "Валдая"?
Судно не принадлежит ЦКБ по СПК им. Алексеева, оно построено с привлечением государственных средств и принадлежит Минпромторгу РФ.
Сейчас это опытный образец, и судном он станет тогда, когда на него будут получены правообладающие документы. По решению Минпромторга, скорее всего, "Валдай" уйдет работать в Ханты-Мансийский автономный округ в Северречфлот. Но пока этот вопрос находится на стадии проработки.
Кроме того, мы прорабатываем новый облик "Метеора", у нас есть уже первые эскизы. Для этого сотрудничаем со всеми судовладельцами, которые до сих пор эксплуатируют такие суда. Потому, что никто не сформирует ТЗ лучше людей, которые работают на таких судах в совершенно разных условиях.
"Валдай 45Р" / "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" |
– С петербургскими судовладельцами тоже поддерживаете связь?
– Конечно. Перед тем, как приступать к любой проектной работе, мы проводим опрос среди всех отечественных судовладельцев. Их мнение мы определенно учитываем, чтобы в будущем построить востребованный продукт, отвечающий всем требованиям рынка.
– На каких мощностях вы сейчас строите свои СПК?
– Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях – не только КБ, мы еще и полноценный завод-строитель. Единственное, "Комету 120М" мы строили на СЗ "Вымпел", потому как в 2013-2104 годах, когда заключался контракт, у нас не было своих площадей. В 2015 году мы выкупили испытательную базу, которая в советские годы принадлежала ЦКБ по СПК. Она находится в Горьковском водохранилище в устье реки Троца. В прошлом там испытывали модели экранопланов и проводились испытания аэро- и гидродинамики. Сейчас там организован весь цикл производства СПК.
– Получается, что вы полностью выстроили собственное судостроительное производство?
– Хочу отдать должное прошлому собственнику, площадка нам перешла в хорошем состоянии. Мы провели первичную модернизацию, обновили парк сварочной техники, купили новые станки с ЧПУ, новое оборудования для резки металла. Возможно, мы смонтируем дополнительные эллинги для работы с судами большего водоизмещения. Но пока мы большей степени ориентируемся на "Валдай" и "Комету".
– Какое оборудование и чьего производства стоит на "Валдае"?
– Более 70% всего оборудования, которое стоит на "Валдае" – отечественного производства. Отделка салона — это полностью российские материалы, все композитные элементы нашего производства.
Рубка СПК "Валдай 45Р" / Корабел.ру |
Из импортной техники стоит отметить силовую установку производства MAN. К сожалению, отечественных двигателей, которые бы отвечали всем требованиям по ресурсу, мощности, весу, на рынке нет.
– Проводили ли испытания "Валдая" с имитацией полной нагрузки?
– Конечно, это один из обязательных элементов ходовых испытаний. Мы испытывали СПК как с максимальной нагрузкой, так и с минимальной на всех ходовых режимах на разных диапазонах скорости с разными оборотами двигателя. Это очень трудоемкая работа. Порой на нее уходит не один месяц, сама программа корректируется, дополняется. Кроме того, мы испытывали "Валдай" в разных погодных условиях, с разной волновой нагрузкой до 1 метра, с разными ветровыми нагрузками.
Могу сказать, что "Валдай 45Р" превзошел даже заданные технические требования и наши ожидания. Мы отчетливо зафиксировали расход топлива на 30% меньше, чем закладывали в базовое техническое задание. Поэтому с учетом этого показателя дальность хода СПК увеличилась до 600 км, вместо 400 заданных в ТЗ.
– Достигнута в рамках испытаний контрактная скорость?
- Да, скорость судна изначально рассчитывалось на 65 км/ч. Сейчас СПК спокойно ходит со скоростью до 74-75 км/ч. На воде эта скорость приличная. Для пассажира разница в 10 км/ч незаметна, но она существенно влияет на безопасность. Лично я считаю, что речные пассажирские суда не должны ходить больше 70 км/ч. Это просто не нужно.
– Как обстоят дела с шумовыми нагрузками в пассажирском салоне "Валдая"?
- В пассажирском салоне не ощущаются ни шумов, ни вибрации. Мы организовывали много демонстрационных поездок для разных гостей и все были приятно удивлены. Шумоизоляция даже на стадии проектирования была под особым контролем, мы специально выбирали материалы, технологию монтажа. Поэтому сейчас даже на скоростях в 65-70 км/ч пассажиры могут общаться между собой без всяких затруднений.
Фото:"ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" |
– Поделитесь ощущениями от поездки на "Валдае". Может, кто-то из гостей делился своими впечатлениями.
– Нам очень большое содействие оказывает комитет транспорта Санкт-Петербурга в части демонстрации судна, привлечения потенциальных заказчиков или знакомства потенциальных судовладельцев с СПК. Так, на "Валдае" мы проводили выездное совещание комитета транспорта Санкт-Петербурга. Приглашали представителей всех крупных компаний-операторов Северо-Запада. На совещании я спросил: что в этом судне, по вашему мнению, необходимо изменить. В ответ не поступило ни одного замечания. Все подчеркнули, что соотношение цены и качества не требует обсуждений. Приобретение этого судна - уже другая история, потому что в России не до конца проработаны финансовые инструменты, которые позволяют покупать новые суда и интегрировать уже в существующий бизнес, но соотношение цены и качества "Валдая" говорит за себя.
– Вы затронули интересный момент. Сколько сейчас стоит подобное СПК?
- В зависимости от комплектации с учетом полноценного сервиса этого судна на три года оно будет стоить порядка 100 млн рублей. Но по запросу заказчика мы можем смонтировать и индивидуальные блоки освещения, и кресла с поворотными спинками – в отделке есть где разгуляться. Равно как и в цене.
– Уже есть заинтересованные компании, которые готовы купить судно?
– Наверняка если бы интереса не было, то сразу после Петербургского международного форума судно вернулось бы обратно. Сейчас преждевременно говорить о тех договоренностях, которые достигнуты в рамках первой нашей презентации, но уверяю вас, что в ближайшем будущем вы обязательно об этом узнаете. Скажу одно: мы всерьез намерены выходить на серию "Валдая", потому что считаем, что рынок готов принять это судно. Добавлю, что у нас есть принципиальные договоренности и с иностранными заказчиками – возможно, один "Валдай 45Р" отправится в Евросоюз.
"Валдай 45Р" / Корабел.ру |
– Расскажите подробнее о композитных материалах, которые применяются в отделке судна.
– Постепенно приходится осваивать и композитное производство. Но композит, с одной стороны, хорош, с другой стороны, нет. Например, для меня, человека с техническим образованием до сих пор не ясно, как можно просчитать местную прочность композитных материалов. Что касается внешних элементов корпуса, то о применении композита слышал как положительные отзывы, так и отрицательные. В отрасли обсуждается производство композитных судов, композитных крыльев. Безусловно, их можно делать и производить, но тогда возникает вопрос ремонтопригодности, надежности и прочности этих элементов. Поэтому наше производство идет к этому постепенно, пока мы осваиваем композитные материалы исключительно в интерьере. Сейчас мы представили "Валдай" с полностью композитной ходовой рубкой и салоном, а сам корпус алюминиевый клепанный и сварной.
– Наша редакция присутствовала на презентации катамарана "Грифон" на СНСЗ. Показалось, что это вполне жизнеспособный проект.
– Катамаран "Грифон" мне показался интересным. Ведь Средне-Невский судостроительный завод славится композитным судостроением. Субъективно обсуждать судно не готов, однако абсолютно убежден, что у него есть своя ниша и место на рынке. Опять остается вопрос о ремонтопригодности судна. Пробоину композитных материалов просто так не залатаешь, нужно вносить изменения в саму структуру. Для этого необходимо раскрывать отверстие, где образовалась пробоина, затем вносить в это место элементы композита, все это опять же заклеивать, вставлять, выкрашивать. Это длительный процесс и судно выбывает на большой срок по сравнению с алюминиевыми судами.
Катамаран качает. Скажем, это меньший комфорт за меньшие деньги и многие компании развиваются в этом направлении. Возможно, они дешевле, но СПК комфортнее.
"Валдай 45Р" / "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" |
– Как себя чувствует ЦКБ по СПК им. Алексеева сегодня? Как развивается?
- С 2009 года, когда изменился состав акционеров предприятия и появилась более тесная кооперация с Научно-производственным предприятием "Радар ММС", у КБ открылось новое дыхание, появились новые видения, в компании прописали стратегию развития, привели в порядок инженерный корпус, сделали ремонт всех производственных помещений, конструкторам предоставили современное ПО. В развитие ЦКБ был вложен большой капитал, который, надеюсь, позволит предприятию двигаться вперед с уверенностью.
– Сколько человек работает в КБ?
– Сейчас в активе ЦКБ Алексеева есть инженерный корпус в Нижнем Новгороде, где выстроен весь процесс проектирования, опытно-экспериментальное производство, находится опытный бассейн, где проводятся испытания моделей на открытой воде. Плюс в Чкаловск
– Откуда черпаете кадры?
– В квалифицированных кадрах всегда испытываем потребность. Все высокотехнологичное в России всегда в дефиците. Наука - дело тонкое, требует профессионалов из совершенно разных областей. К сожалению, в отрасли не так много молодежи, не горит она желанием идти в судостроение.
Но мы стараемся ее завлечь. У нас есть целевые программы взаимодействия с вузами в Санкт-Петербурге и в Нижнем Новгороде. Мы продвигаем программу получения второго высшего образования. По данной программе у нас успешно обучаются менеджеры среднего звена. Приобретенные ими знания и опыт уже очевидны при решении ряда профессиональных и административных вопросов.
Преддипломную практику на нашем предприятии проходит около 50 студентов ежегодно. Около 30% остаются у нас в дальнейшем.
Материалы по теме:
Флот, вставший на крыло (первая часть серии публикаций Михаила Францева об СПК)
О бедном "Валдае" замолвите слово (вторая часть серии публикаций Михаила Францева об СПК).