В целом общественность отчасти права. В стране действительно катастрофически мало отечественных производителей необходимого оборудования для "рыбаков". Однако нашему корреспонденту повезло встретиться с представителями завода "Орелхолодмаш", который только-только вошел в судостроение и начинает для себя открывать рынок. Что это за предприятие, чем занимается и как начало работу с "Северной верфью", отвечает начальник отдела маркетинга и продаж АО "Орелхолодмаш" Ольга Солоухина.
—
Ольга, мы совершенно незнакомы с вашим заводом. Допускаю, что отрасль вообще об "Орелхолодмаше" не слышала. Предлагаю начать со знакомства. Расскажите подробнее о вашем предприятии. Сколько человек работает?
— Годом основания завода принято считать 1943 год. На территории бывшего бронетанкового училища был основан Орловский моторно-ремонтный завод, который специализировался на запасных частей к тракторам и сельхозмашинам, а также на ремонте автотракторных моторов. Через 31 год предприятие было переименовано в Орловский ремонтно-механический завод.
В 1989 году по приказу Минсельхозпрода СССР завод приступил к освоению новой для себя продукции — холодильного и вентиляционного оборудования. Через четыре года в результате приватизации завод переименовывают в известный сегодня "Орелхолодмаш". На первых этапах своей деятельности в области освоения нового направления, предприятие развивало производство традиционного холодильного и теплообменного оборудования — испарителей и аккумуляторов холода трубчатого и панельного типов, воздухоохладителей, которые работают на рассолах и аммиаке, кондиционеров пищевых производств и конденсаторов воздушного охлаждения.
Наличие собственного КБ на предприятии позволяет постоянно вести работу над модернизацией оборудования с целью улучшения технических характеристик продукции. К примеру, сегодня в мире на рынке холодильного оборудования широко применяются в качестве хладагентов различные фреоны. Наиболее распространенным в системах холодоснабжения судов на сегодняшний день является однокомпонентный фреон R-22. Однако не следует забывать, что в силу Пекинской поправки Монреальского протокола с предстоящего 2020 года для нашей страны предусмотрено резкое снижение производства, а следовательно и ограничение потребления фреона R-22. К тому же в силу федерального законодательства (Постановление Правительства № 228 от 24 марта 2014 года) оборот фреона R-22 в одноразовой таре запрещен с 2015 года. А до полного закрытия производства фреона R-22 осталось всего 10 лет. Все это неизбежно приведет к ситуации сложившейся с фреоном R-12. На момент закрытия его производства в 2000 году цена хладона составляла не более 40 руб./кг. Через 10 лет отпускная цена заводского R-12 увеличилась в 30 раз! Переход на новые многокомпонентные смесевые хладагенты, такие как R-404a, R-407c, R-410a, R-507a, R-417, R-419, R-422d, R-438, R-458, R-38 и т.п., до сих пор в среде холодильщиков вызывает много споров и опасений. О достоинствах смесей много сказано в рекламных проспектах, но вот информация о сложностях и рисках работы с ними доступна далеко не всегда. Но это уже тема отдельной дискуссии.
Именно поэтому мы по-прежнему остаемся сторонниками природного хладагента аммиака, но делаем акцент на снижении аммиакоемкости оборудования. Так продукция становится более привлекательной для заказчика за счет выхода из поднадзорности контролирующих органов и снижения рисков при эксплуатации аммиачного оборудования.
На заводе работает порядка ста человек. Стоит заметить, что основную силу представляют высококвалифицированные сварщики. Они аттестованы и имеют свидетельства о допуске РМРС и НАКС. Предприятию выдано свидетельство РМРС об одобрении технологического процесса сварки 19.09493.120. А соглашение об освидетельствовании 19.09501.120 позволят предприятию самостоятельно оформлять свидетельство (сертификат) РМРС по форме 6.5.31 со штампом о соответствии объекта морского транспорта требованиям технического регламента.
—
Чем занимается "Орелхолодмаш"? Какие имеет основные направления деятельности?
— АО "Орелхолодмаш" — это завод — изготовитель холодильного и теплообменного оборудования. Нашими непосредственными клиентами являются мясокомбинаты, молочные и те же самые рыбоперерабатывающие заводы, холодильные комбинаты. То есть те предприятия, где необходим холод для хранения и переработки своей продукции. Кроме того, у нас есть опыт работы с нефтехимией. Особое место в нашем портфеле заказов занимают госзаказы — это холодильные склады Росрезерва. Наше производство находится в городе Орле. Мы обладаем полным технологическим процессом от закупки материала до отгрузки продукции. Отметим, что в основном используем отечественное сырье, кроме нержавеющих сталей
. Их мы закупаем либо в Азии, либо в Европе.
Вся продукция сертифицирована — наш отдел управления качеством проводит тщательные проверки, сто процентов оборудования проходит все необходимые испытания на прочность и герметичность. АО "Орехолодмаш" предлагает рынку испарительные конденсаторы, воздухоохладители, системы подготовки ледяной воды, которая нужна при первичном охлаждении молока, рыбы, а также используется в консервной промышленности. Наше предприятие работает по всей России и ближнему зарубежью.
—
Как давно вы на морском рынке? Кто ваши основные заказчики в отрасли?
— На самом деле, на морской рынок мы вышли сравнительно недавно. Однако имели опыт поставок на рыбоперерабатывающие заводы. Это Калининградский морской рыбный порт, Калининградский морской торговый порт, компания "Портовый холодильник" в Санкт-Петербурге, компания "Хладокомбинат" в Мурманске, Комсомольский хладокомбинат в Комсомольске-на-Амуре, Группа компаний "Лазурный океан", "Черноморская рыбодобывающая компания" в Симферополе. На Сахалин поставляли свои конденсаторы, наше оборудование можно встретить на предприятиях Карелии. В 2015 году выиграли тендер и поставили на рыбоперерабатывающий завод Владивостокского морского рыбного порта воздухоохладители с ДХ-расширением.
—
Раз вы новый игрок на морском рынке, хотелось бы поближе познакомиться с вашей номенклатурой. Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей продукции.
— Если говорить об уникальных позициях, то мы производим стальные секции, в которых надежная защита от коррозии осуществлена методом горячего цинкования. Толщина покрытия металла цинком не менее 100 мкм. Уникальность технологии заключается в том, что секции цинкуются полностью в сборе с калачами и коллекторами. Это гарантирует качество заводских сварных швов и целостность цинкового покрытия всего изделия, чем выгодно отличает от продукции других производителей, осуществляющих поэлементное цинкование с последующей сваркой элементов. Такие регистры в России никто не производит. У АО "Орелхолодмаш" их заказывают государственные службы – военные хладокомбинаты Росрезерва. Подобные секции мы поставляли и на "Северную верфь" через компанию "БаренцКул". На Международном рыбопромышленном форуме к этой продукции был проявлен интерес со стороны судостроителей из Норвегии. В кратчайшие сроки нами были подготовлены ТКП с чертежами.
|
Закладка ярусолова-процессора "Гандвик-1" / Корабел.ру |
Модельный ряд включает в себя аппараты в двух исполнениях. Это воздухоохладители с теплообменными блоками из нержавеющей трубы с алюминиевым оребрением и горячеоцинкованными блоками из углеродистой стали, что позволяет расширить диапазон их применения. Воздухоохладители работают как на аммиаке, так и на фреонах, рассолах и других хладоносителях. При этом воздухоохладители обладают максимальной защитой от коррозии на долгие годы.
—
Сколько времени занимает процесс производства подобного оборудования?
— Мы отрабатываем заказы довольно оперативно — 30 рабочих дней, это самый максимальный срок отгрузки. Подобный подход к работе помогает нам расширять список клиентов и сохранять прежнее сотрудничество.
—
Скажите, отгрузка для "Северной верфи" — это ваш первый заказ в отрасли?
— Совершенно верно. Мы впервые участвуем в подобном проекте.
—
Более 25 лет вы успешно работали вне судостроения. Сейчас вы выходите на этот рынок. Какие у вас ожидания? Почему вообще обратили внимание на отрасль?
— Одним из наших девизов, которые мы даже размещали на своем стенде на МРФ-2019, является фраза "Расширяя горизонты". Раньше наш завод был полностью сконцентрирован на, скажем так, наземных предприятиях. Сейчас мы хотим найти себя в другой области промышленности, тем более, что первый опыт в судостроении мы искренне считаем успешным. Это только начало, потому что наше оборудование заложили в серию. Мы хотим наладить сотрудничество не только с "Северной верфью", но и с другими судостроительными заводами.
|
Закладка доска судна "Гандвик-1" / Корабел.ру |
—
Вы сказали, что оборудованием завода "Орелхолодмаш" заинтересовались норвежцы. Что под этим подразумевается?
— Они обратили внимание на тендер, проводимый в России и намерены в нем победить. Лот содержит в том числе продукцию, аналогичную нашей. ТКП уже подготовлено, надеемся выйти на договорные отношения.
В сентябре планируем посетить выставку "НЕВА 2019", чтобы в ее рамках обсудить с норвежской стороной наше сотрудничество и дальнейшие перспективы. В целом интересно побывать на "НЕВЕ", чтобы найти там возможные контакты для бизнеса.
—
Сейчас реализация программы инвестквот находится на активной стадии. Можно сказать, что вы попали в самое горячее время. Как вы вышли на "Северную верфь"? На каких конкретно судах будет стоять ваше оборудование?
— Мурманская компания "БаренцКул" вышла на нас как на производителя теплообменного и холодильного оборудования. В России таких заводов немного, в основном используют импортное оборудование. Сейчас речь идет о поставках оборудования на серию ярусоловов-процессоров проекта MT1112XL - "Гандвик-1", "Гандвик-2", "Гандвик-3". Помимо этого, "БаренцКул" участвует еще в одном тендере на строительство трех судов, мы планируем туда поставлять наши воздухоохладители. Сейчас как раз занимаемся их сертификацией в Морском регистре.
—
А что еще вы можете предложить судостроительному рынку страны?
— АО "Орелхолодмаш" может предложить свои решения и успешно их применить — там, где имеется заморозка, хранение, охлаждение биоресурсов. Стоит отметить, что сейчас активно работает программа Минпромторга об импортозамещении, поэтому наши предложения могут быть вполне актуальны для отечественных корабелов и судовладельцев. Сам Минпромторг помогает нам развиваться, ежегодно принимаем участие в субсидиарных программах.
—
Насколько известно, рыбаки — очень требовательны к своим судам. Они хотят строить максимально эффективный и максимально дешевый теплоход, на котором будут установлено определенное оборудование. И тут импортозамещение как бы не работало...
— Не факт. Дело в том, что заказчик покупает у нас не столько оборудование, сколько температурный режим. Если камеры хранения будут обеспечивать температуру до -30 — ту самую шоковую заморозку, — то судовладельцу будет все равно, какая именно фирма это предоставила. Главное — обеспечение температурного режима и, безусловно, цена на оборудование.
А наши цены, очевидно, ниже заграничных, потому что нет никаких таможенных сборов и прочих нюансов. Плюс ко всему, мы всегда готовы к обсуждению цены.
—
Предлагаю перейти к перспективам. Понятно, что вы не собираетесь останавливаться на достигнутом и продолжите постепенно выходить на судостроительный рынок. Может, у вас уже есть наметки на новые тендеры? Как планируете дальше действовать в отрасли?
— Цель участия на нашей первой отраслевой выставке — Международном рыбопромышленном форуме — познакомиться с ведущими заводами, рассказать о своих возможностях и побольше узнать о новостроях. Мы уже познакомились с ОСК, с "Пеллой", обсудили их планы. Видимо, надо еще выходить на проектные институты и КБ. Наши представители побывали в командировке в 51-м ЦКТИС. На самом деле перспектив достаточно много, в том числе и на ВМФ, потому что сейчас увеличивают обязательный процент присутствия отечественного оборудования на флоте. А многое в России не производится. Думаем, что наше оборудование займет свою нишу на этом рынке.
—
А ваша продукция имеет гарантии, постобслуживание?
— В основном, наша номенклатура является элементом системы холодоснабжения, обеспечения. То есть часть комплекса.
Но все равно у нас есть гарантийный срок — 12 месяцев с момента поставки и не больше 24 месяцев с момента монтажа. Если происходит форс-мажор, то мы, естественно, выезжаем и исправляем. Однако вероятность ЧП сводится к минимуму, потому что перед запуском все несколько раз испытывается под высоким давлением. Срок службы, к примеру, наших батарей — до 40 лет на судах.
Материалы по теме:
Первый шаг сделан: на "Северной верфи" заложили ярусолов-процессор "Гандвик-1" (репортаж о церемонии закладке "Гандвика-1")
Что строят рыбаки Северо-Запада? (статья о строительстве рыболовного флота на заводах Северо-Запада)
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Первый результат "квот под киль" (о закладке траулера проекта ST-118L-ATF на Выборгском СЗ)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь")
Холод над водой (интервью с гендиректором "ВНИИХОЛОДМАШ")