"Спрос на доки, в настоящее время превышает предложение почти в два раза, что дает сигнал для судостроительных предприятий о необходимости строительства новых или модернизации существующих мощностей. В настоящее время частные и государственные предприятия уже вкладывают средства в развитие судоподъемных мощностей — например группа компаний "Оптимист" модернизировала док", — говорит Смирнов.
Однако это не решает вопрос кардинально. Судоремонтной базы все также недостаточно и есть необходимость в строительстве новых доков высокой грузоподъемности.
"Уже сейчас необходимы доки грузоподъемностью от 6 до 12 тысяч тонн, для морских судов ледового класса, обеспечивающих круглогодичную транспортировку грузов для проектов в Арктике. Единственный крупный док, сегодня у нас в Архангельске, грузоподъёмностью 9 тысяч тонн принадлежит "Красной кузнице". Занят он на 2-3 года вперед. В мурманске также есть док грузоподъемностью на 20 тысяч тонн, но он принадлежит "Атомфлоту" и практически не выполняет коммерческие заказы", — пояснил Смирнов.
Процесс развития судоремонтных предприятий в данном направлении тормозит высокая стоимость плавучих доков. Цена доходит до 5 млрд рублей, а установка дока, с учетом дноуглубительных работ и создания необходимой инфраструктуры достигает 50% от названной суммы и выше.
Итоговая окупаемость подобных вложений доходит до 12-15 лет, что совершенно непривлекательно и экономически нерентабельно. В связи с этим директор судостроительного кластера предлагает ввести поддержку по субсидированию дноуглубительных работ и предусмотреть возможность льготного кредитования для судостроительных предприятий.