Наверняка в последнюю неделю многим попадались эффектные кадры горящего теплохода "Еруслан", широко разошедшиеся по СМИ и соцсетям. Есть даже несколько видеороликов, в том числе и вполне качественные, сделанные с помощью квадрокоптеров. Вмерзшее в лед судно горело полдня, и все это время к нему шло настоящее паломничество блогеров и фотолюбителей.
Помните в знаменитом романе Ильфа и Петрова "Золотой теленок" главу под названием "Конец Вороньей слободки?" Ее кульминацией является фраза "Дом был обречен. Он не мог не сгореть". С теплоходом "Еруслан" вышла похожая история. Нет, его не поджигали сознательно. Но судьба его с определенного момента была вполне предсказуема.
"Вандалы приехали, все попилили"
Арестованный за долги сухогруз бросил владелец, затем борт покинул отчаявшийся экипаж. Потом судно долго ржавело в Амурском заливе в нескольких километрах от Владивостока, пока в конце января 2017 года не попало в объективы "шипспоттеров" и под перо журналистов.
29 января в одном из приморских блогов появилось несколько фотографий теплохода, которые привлекли внимание СМИ. На следующий день сразу несколько ведущих местных порталов выложили статьи о "корабле-призраке". Полсотни сочных снимков, сопровождающих одну из публикаций, сделали свое дело — в Сети начался ажиотаж. В комментариях моментально предрекли нашествие мародеров, ищущих, где бы поживиться даровым металлом. "Газорез загрузили, скоро будем, — пошутил один из читателей. — Спасибо за наводку!" Пошутил ли?
В тот же день в соцсетях появилось еще несколько фотоподборок "Еруслана" — горожане пошли к судну по льду за красочными картинками. А вслед за ними, привлеченные этими картинками, на автомобилях рванули охотники за железом. Теплоход курочили всю ночь и еще полдня, а потом случилось неизбежное — судно загорелось. По одной из основных версий, причиной как раз и стал сварочный аппарат мародеров, которым они резали куски металла.
Огонь охватил брошенное в Амурском заливе судно 31 января приблизительно в 14.00. Горожане, заметившие поваливший с борта дым, принялись звонить в пожарную службу. Вызов диспетчеры приняли, но этим все и ограничилось — тушить теплоход пожарные не стали, объяснив, что для этого нет возможности. Оцепить судно или как-то еще оградить его от досужих зевак никто и не подумал. В результате аккаунты многих владивостокцев пополнились массой фотографий и видеороликов в жанре "Я и горящий корабль".
Мало того, под шумок, а вернее, под "дымок" судно продолжали растаскивать мародеры. На одном из роликов, снятых горожанами, видно, как от полыхающего судна отъезжает автомобиль, таща за собой кусок спасательного плота. "Да, вот так вот и пропадает российское судоходство, — комментирует при этом происходящее автор записи. — Вандалы приехали, все попилили".
Теплоход "Еруслан" / Кадры из передачи телеканала "ОТВ Приморье" |
Позже, часам к шести вечера отряд МЧС все же прибыл к "Еруслану", но не для того, чтобы ликвидировать огонь, а так — оценить обстановку.
– Мы приехали посмотреть, что здесь необходимо делать, – сообщил местным СМИ полковник МЧС Игорь Сарана. – Судно подвержено самовыгоранию, а пожарные машины мы на лед выгнать не можем. Так что производить любые операции – это только личный состав подвергать опасности. Ледовых мощностей для тушения с воды у нас нет, нужно запрашивать у капитана порта ледокол.
Помимо опергруппы МЧС на разведку направили дежурный караул 96-й пожарно-спасательной части 2-го отряда Федеральной противопожарной службы. Огнеборцы установили, что очаг пожара находится в кормовой части судна, горит верхняя палуба и автомобильная палуба. Огонь бушевал еще около часа и утих, когда надстройка практически полностью догорела. Как будет отмечено в вышедшем на следующий день отчете, возгорание "самоликвидировалось".
Пожар на "Еруслане" косвенно едва не стал причиной гибели 15-летнего подростка. Мальчик, как и многие горожане, пришел под вечер смотреть на горящее судно. Льдина, на которой он устроился, подтаяла, ее оторвало от основного припая и понесло в открытое море. Пришлось звонить в ГО и ЧС, благо телефон всегда под рукой.
Спасательная операция началась, когда уже совсем стемнело.
— В 20.26 группа спасателей на судне на воздушной подушке "Марс" вышли на морскую акваторию в район нефтебазы на Первой речке. В ходе поисков была обнаружена льдина и подросток на ней. Его сняли с льдины, состояние здоровье удовлетворительное, передан маме, — рассказали в Приморской поисково-спасательной службе.
Теплоход "Еруслан" / Кадры из передачи телеканала "ОТВ Приморье" |
Последний на борту
Сухогрузу "Еруслан" в нынешнем году исполняется ровно полвека — он был построен в Венгрии по проекту 1849 (тип "Тарту") в 1967-м. Дедвейт его составляет 1285 т, ширина — 11,3 м, длина 74,53 м. IMO — 8867387. В советские годы эксплуатировался в качестве военного транспорта, а в 1993 году был продан и переименован в "Василия Пономарчука". Приморцам он в те постперестроечные годы был хорошо знаком — именно на его борту во Владивосток привозили японские иномарки, которые тогда заполонили весь регион. В 1998 судну вернули прежнее название "Еруслан", но оно продолжило ходить все по тому же привычному маршруту Япония — Дальний Восток.
Судно старело, издержки росли. Как это обычно и бывает, судовладелец, стремясь максимально снизить убытки, перевел теплоход под "удобный флаг", сделав портом приписки "Еруслана" столицу Камбоджи Пномпень. Сама компания Claner Shipping Ltd., владеющая судном, тоже зарегистрирована в налоговом оазисе — китайском Гонконге. Но, видимо, чем старше становился теплоход, тем труднее было выжимать из него все соки. Начались задержки зарплаты экипажу, бесконечные жалобы моряков в прокуратуру, забастовки, аресты...
Летом 2015 года "Еруслан" был арестован и навсегда застрял на владивостокском рейде.
– По данным следствия, в период с октября 2014 по ноябрь 2015 года работодателем не производилась выплата заработной платы морякам судна "Yeruslan" при наличии реальной возможности ее выплаты. Установлено, что судно "Yeruslan" принадлежит японской компании "Claner Shipping Limited", занимающейся перевозкой грузов. Руководством компании денежные средства не выплачивались семи работникам из личной заинтересованности, выражающейся в расходовании денежных средств, предназначенных на выплату заработной платы, на осуществление коммерческой деятельности "Claner Shipping Limited, – сообщала в тот период пресс-служба Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ.
Однако уже тогда региональное отделение РПСМ весьма скептически относилось к перспективам этого дела. Доказать, что работодатель имел возможность заплатить, но прикарманивал деньги, задача крайне сложная. Особенно, когда задействованы офшоры. А даже если следователи сумеют разыскать судовладельца и привлечь его к ответственности, может выясниться, что формально с него просто нечего взять.
– Судно надо не просто арестовать, не просто принять судебное решение в пользу работников, а немедленно организовать аукцион по продаже судна. Это единственный верный источник, который поможет решить проблему моряков, – предлагал осенью 2016 года инспектор ITF во Владивостоке Петр Осичанский. – Но пока что "Yeruslan" уже год стоит на рейде Владивостока и никто не знает, что с ним делать. До недавнего времени на судне оставался моряк из Астрахани, дожидался заработанных денег. Но нужно учесть, что если деньги и будут, то очень нескоро, и лучше дожидаться их дома, или на другом судне. Где платят вовремя и достойно.
Моряк из Астрахани, о котором он говорил, – Дмитрий Евтеев. К августу остальные его товарищи покинули борт, устав дожидаться своих кровных зарплат. Дмитрию не хватало средств, чтобы добраться до дома, да и судно было жаль бросать совсем на произвол судьбы. Живя на нем, он одновременно был его охранником, поддерживал порядок, включал вечерами палубное освещение. Но спустя месяц и он все-таки тоже уехал. С тех пор "Еруслан" остался полностью без присмотра.
Теплоход "Еруслан" / Кадры из передачи телеканала "ОТВ Приморье" |
Позже, объясняя, как так получилось, что доступ на судно оказался открыт всем подряд, главный судебный пристав Приморского края Алексей Кузнецов говорил: "Наша служба обеспечивала запрет на выход в море, но охранять сам корабль и его имущество не относится к нашей компетенции, это обязанность судовладельца". Напомним, что судовладелец при этом находится неизвестно где и до судьбы "Еруслана" ему явно уже давно нет никакого дела.
Прекратить доступ
После пожара злоключения брошенного на рейде теплохода не кончились. Огонь повредил корпус и подтопил лед у кормы. В результате судно стало постепенно заваливаться кверху носом, оседая под воду. Поначалу это в глаза не бросалось. Но спустя два дня не заметить того, что "Еруслан" тонет, было уже нельзя. Тем более, что все это время судно по-прежнему активно использовалось в качестве крутого фона для "селфи" местных жителей. Посмотреть на новоиспеченную достопримечательность стали выбираться уже целыми семьями с маленькими детьми. И точно так же, как и раньше, а может быть, даже еще более нагло судно растаскивалось по кускам вандалами с горелками наперевес.
Отреагировав на многочисленные сигналы, поступающие от владивостокцев, специалисты МЧС отправились к "Еруслану", осмотрели его и выявили сильный крен на корму и правый борт. Проблема в том, что в топливных танка находится около полутора тонн дизельного топлива, которое может сильно загрязнить акваторию.
– В случае затопления судна произойдет разлив горюче-смазочных материалов, находящихся на борту. Кроме этого, судно стоит на пути следования морских судов, и если оно затонет, то это будет представлять опасность для судоходства в этом районе, – предупредил врио начальника ГУ МЧС по Приморскому краю Валерий Дзуцев на специальном совещании, состоявшемся во Владивостоке 5 февраля 2017 г.
Обсудить проблему "Еруслана" и найти пути ее решения в тот день собрались руководители портовых служб Владивостока, правительства Приморья, МЧС России по Приморскому краю, представители правоохранительных органов.
– Ситуация очень сложная, неоднозначная. Судно принадлежит другому государству, владелец скрывается за границей, много спорных юридических моментов. Губернатор поручил мне вмешаться и решить этот вопрос, хотя это не наша компетенция, – заявил, открывая это заседание, вице-губернатор Евгений Вишняков.
Далее он обрисовал уже известную читателям картину: корабль разграбляется мародерами, вывозится оборудование, металл. В любой момент судно может пойти ко дну.
Теплоход "Еруслан" / Кадры из передачи телеканала "ОТВ Приморье" |
– Это плохая история, что у нас вроде все всё сделали, обеспечили, отработали. А на деле мы видим, что целый корабль у берегов Владивостока разграбляется и тонет. В этой ситуации необходимо досконально разобраться, – заявил вице-губернатор. Разбираться, кто именно виноват в том, что судно осталось бесхозным и разграбляется мародерами, по его мнению, должны компетентные органы.
Что касается судьбы самого многострадального теплохода, то сейчас капитану порта Владивосток Игорю Глухову поручено определить место в акватории, куда можно отбуксировать "Еруслан", чтобы избежать его затопления. Техническое решение по буксировке аварийного судна на безопасную глубину разработает Дальневосточное аварийно-спасательное управление. Расходы возьмет на себя администрация морского порта Владивосток, в акватории которой находится "Еруслан".
Проблему непрекращающегося мародерства и опасного для жизни паломничества к судну любителей "селфи" вроде бы тоже пообещали решить. Евгений Вишняков дал поручение Владивостокскому линейному управлению МВД России на транспорте прекратить доступ посторонних лиц на теплоход.
– Направьте к судну сотрудников полиции, чтобы они пресекли несанкционированный проход на корабль, – поручил вице-губернатор.
Тем не менее, пока поток фотографий на фоне "Еруслана" не иссякает. По крайней мере, еще вчера картинки с тонущим судном по-прежнему постились в соцсетях.
P.S. Посмотреть на качественные фотографии судна до, во время и после пожара можно вот по этой ссылке