В начале мая 2016 года в Санкт-Петербурге прошел уже традиционный III Фестиваль ледоколов, который стал самым массовым с точки зрения посещения и, наверное, с точки зрения зрелищности с момента появления этого праздника. Настоящим украшением фестиваля стал вальс буксиров, который организовывало ЗАО "Портофлот".
У буксирного флота работа есть всегда, даже ночью и в праздники эти трудяги на вахте. Тем не менее, "Портофлот" нашел время, проделал перед выступлением большую работу, провел несколько репетиций. И все для того, чтобы петербуржцы стали немного ближе к морю.
У буксирного флота работа есть всегда, даже ночью и в праздники эти трудяги на вахте. Тем не менее, "Портофлот" нашел время, проделал перед выступлением большую работу, провел несколько репетиций. И все для того, чтобы петербуржцы стали немного ближе к морю.
Сегодня наши гости: заместитель директора по производству ЗАО "Портофлот" Игорь Степанов, капитан буксира "Леонид Бочков" Юрий Зубашков и администратор III Фестиваля ледоколов Александр Чадин расскажут о последнем вальсе буксиров, о сложности его исполнения, поделятся своими впечатлениями о мероприятии.
Игорь Степанов: "Чтобы петербуржцы были ближе к морю"
– Как для вас прошел вальс буксиров на Фестивале ледоколов?
– "Портофлот" принимает участие уже во втором Фестивале ледоколов, поэтому работа с администрацией праздника у нас налажена, мы в курсе всех задач и пожеланий.
Еще до первой репетиции мы совместно с капитанами буксиров выработали сценарий, выбирали оптимальные элементы, которые возможно исполнить на акватории Невы, с учетом навигационных особенностей реки в месте выступления.
За Благовещенским мостом течение Невы довольно сильное, нам необходимо было удержаться в пределах сцены, которую нам обозначили организаторы. Поэтому предварительная подготовка была очень важна.
В этом году мы внесли в программу три новых элемента, причем один из них появился спонтанно, перед самым выступлением. Один из капитанов пришел и сказал: "А давайте сделаем вот такой элемент, он безопасный, органично впишется в программу и будет хорошо смотреться с берега". Капитаны обсудили технику выполнения и все сделали.
Репетиции проходили непосредственно на рабочем месте, где и планировалось выступать. Но из-за загруженности буксиров работой в порту нам удалось провести только три репетиции: две черновых и одну генеральную, на которой присутствовали представители оргкомитета Фестиваля ледоколов. Они вносили коррективы, осуществляли хронометраж, подбирали музыку.
– Вы, когда выбирали элементы для выступления, ориентировались на зарубежный опыт?
– Нет. Первый раз мы выступали в 2005 году в рамках судостроительной выставки "НЕВА", поэтому у нас свой опыт довольно богатый. Отдельные элементы мы позаимствовали из прошлого выступления, но могу точно сказать, что это выступление имеет свою уникальность.
– Капитаны к мероприятию отнеслись с энтузиазмом?
– Конечно! У нас появилась возможность показать себя, показать возможности современного буксирного флота. И в отведенные 15 минут нам нужно было все продемонстрировать: и маневренность, и скорость выполнения элементов, и слаженность действий. Для этого необходимо не только механическое выполнение элементов, но судоводительское мастерство – то, как капитан чувствует свой буксир.
– Все прошло, как запланировали?
– Даже лучше. Однако был небольшой нюанс, который мы не планировали выполнять. Один из буксиров подошел максимально близко к ледоколу "Капитан Сорокин", чтобы зрителям на мостике и на палубе ледокола было видно радугу, которая образовывалась от работы пожарных мониторов. И слегка окатили людей струей воды.
Но присутствующие остались довольны, в соцсетях после писали веселые посты: было солнце, было лето, и балтийская вода добавила остроты.
– За штурвалом были только капитаны буксиров, это было ваше принципиальное решение?
– Да, на трех буксирах за штурвалом были капитаны, четвертым – "Павловском" – управлял старпом. Каждый из наших судоводителей смог бы выполнить эти элементы. Но капитаны не захотели перепоручать такое ответственное мероприятие, поэтому оттанцевали сами.
– Какие сложности были при выполнении вальса буксиров?
– Особых сложностей не было, единственный момент: у буксира "Леонид Бочков" мощность 3550 л.с. против 2750 у остальных. Надо было приспосабливаться, особенно при выполнении вращения, где буксиры обычно работают полными ходами. "Леониду Бочкову" необходимо было ограничивать свои мощности, внимательно следить за другими буксирами.
– Как вы осуществляли координацию во время выступления?
– Тон задавал головной буксир "Сестрорецк", задача которого была удерживаться на точке начала выступления, остальные буксиры ориентировались уже на него. Все эти взаимодействия отрабатывались на репетициях. После выполнения каждого элемента буксиры возвращались в исходное положение, позиционировались в двух плоскостях и начинали выполнять следующий элемент.
В конце выступления в кильватере у буксиров должен был уходить ледокол "Иван Крузенштерн", поэтому параллельно мы держали в курсе и капитана ледокола, чтобы он был готов развернуться и идти.
– Что получил "Портофлот" от участия в Фестивале ледоколов?
– Если вы имеете ввиду коммерческий интерес или рекламу, то это не было основной целью.
Прежде всего выступление – это подарок нашим горожанам, чтобы люди, которые пришли на "Фестиваль ледоколов", стали несколько ближе к морю.
У нас морской город с массой судостроительных предприятий, и при этом большая часть людей слабо представляют себе, что такое море, судно, тот же буксир. И надо было видеть лица людей с детьми, когда они смотрели на ледоколы, на наш вальс, на радугу через струи воды – действительно праздник.
Поэтому надеюсь, что горожане поменяли свое представление о буксирах и стали чуть-чуть ближе к морю.
– Расскажите немного о ЗАО "Портовый флот", какие буксиры сейчас есть у компании?
– Сейчас у нас в составе находятся 10 буксиров. Это "Туман" проекта 498, два буксира проекта 134Е югославской постройки "Меркурий" и "Уран", которые занимаются международными межпортовыми буксировками. Кроме того, есть пять азимутальных буксиров постройки ЛСЗ "Пелла" (два по проекту Damen 2509: "Сатурн" (который потом был переименован в "Евгения Кочешкова"), и "Леонид Бочков"; три буксира уже собственного проекта "Пеллы" 90600 ("Петергоф", "Павловск", "Сестрорецк"), плюс не так давно мы приобрели два буксира тоже "даменовской" постройки "Мощный" и "Вихревой", которые успешно влились в ряды нашей компании.
– Планируете закупать новые буксиры?
– Да. "Портофлот" планирует покупку новых, мощных буксиров, сейчас анализируем рынок. Предложений много, в том числе и от китайских компаний, которые предлагают качественный продукт.
– Когда следующее выступление?
– Уже точно решено, что будем принимать участие в следующем Фестивале ледоколов, готовим обновленную программу. Поэтому следите за новостями, приходите на праздник и будьте ближе к морю!
– В чем заключалась сложность танца буксиров?
– Сложность исполнения вальса главным образом состоит в том, что поведение буксира подвержено воздействию различных внешних факторов, будь то ветер, течение, глубина под килем, так и человеческих – скорость принятия решения судоводителем, стиль управления и т.д. В "вальсе" принимают участие четыре буксира. На каждом из них судоводитель, имеющий свои индивидуальные качества, поэтому главное — это добиться полного взаимопонимания с коллегами на репетициях. При этом нужно учесть, что синхронность маневрирования достигается за счет "внутреннего метронома". Музыки, даже если она есть, совершенно не слышно и все делается практически интуитивно, на визуальном восприятии действий коллег, местоположении буксира относительно береговых объектов – фактически на внутреннем чутье.
– Нева в том месте имеет сильное течение, как справлялись с этим фактором?
– Нева в устье имеет течение 1,5-3 узла и на участке выступления оно достаточно приличное. Конечно, оно оказывало определенную сложность для группового маневрирования. В момент выступления потеря места дрейфом составляла 50-80 метров. Это приходилось учитывать для того, чтобы каждый новый элемент выступления не выходил из поля зрения зрителей на набережных ниже Благовещенского моста. Были и сложности чисто технического характера, например из четырех буксиров только у буксира "Леонид Бочков" поворотные колонки имеют винты в насадке, и его мощность 3550 л.с. против 2750 у остальных.
Первые буксиры в ЗАО "Портовый флот" пришли с завода "Пелла" в начале 2000-х годов. Тогда это было прорывом в безопасном и эффективном проведении работ по буксировкам в порту Санкт-Петербург, который является одним из самых сложных в Европе по различным навигационным условиям.
Но техникой управляют люди и это специалисты высочайшей квалификации, от которых зависит безопасность буксировок и работы в портах. Именно этот сплав современной техники и уровня подготовки экипажей мы и хотели показать на Фестивале ледоколов. Надеюсь, нам это удалось.
– Какие компании выступали в качестве партнеров Фестиваля ледоколов? Как с ними работали?
Фестиваль ледоколов объединил много партнеров. В числе центральных – ФГУП "Росморпорт", Морской совет при Правительстве Санкт-Петербурга, Администрация морских портов Балтийского моря, ЗАО "Портофлот". С Росморпортом мы работали в плотной связке на протяжении многих месяцев, их специалисты выступали в качестве экспертов по вопросам "на воде" и опытных советников, имеющих практику проведения фестиваля 2014 и 2015 года.
У них много готовых решений, с ними крайне продуктивно удавалось планировать, и анализировать отдельные части программы фестиваля. Росморпорт – это ключевой соорганизатор фестиваля: их суда, их швартовка, их экипажи, их проработка безопасности при посещении ледоколов, многие согласования… Переоценить их вклад в фестиваль невозможно, как и провести мероприятие без их участия.
Значимо участие и ЗАО "Портофлот" – благодаря им гости фестиваля вот уже второй год могут увидеть изюминку фестиваля – "вальс буксиров" – уникальное по своей сложности и протяженности шоу. Профессионализм капитанов буксиров не только в точности, многообразии и сложности выполняемых движений, не только в фантастической слаженности команды и борьбе с течением Невы, но и в протяженности программы - вальс длиться более двадцати минут. Не думаю, что где то в мире есть вторая команда, которая сможет так долго и без единой помарки выдержать подобный марафон.
Не могу отметить участие руководства "Портофлота" – компании, которая целиком взяла на себя значительные затраты на организацию и подготовку выступления, многочисленные репетиции, в том числе и с выходом в акваторию Невы.
Планирование всех частей фестиваля заняло значительное время. Основной вопрос фестиваля – это выстраивание логистики потоков гостей и обеспечение безопасности посетителей. Суда и большинство конструкций рассчитаны на хорошо подготовленных, физически здоровых моряков, имеющих соответствующие знания и подготовку. А вот среди гостей было очень много детей, были посетители старшего возраста, в том числе и те, кто разменял восьмой десяток, были родители с колясками, был гости с физическими особенностями и иностранцы. С каждым старались работать индивидуально.
Совместно с Росморпортом и Большим портом Санкт-Петербург мы подготовили правила посещения, определили минимальный возраст для посетителей судов. Со следующего года будем определять и возрастной "потолок". Для гостей всех возрастов и категорий мы будем еще расширять программу и границы площадок.
– Все прошло так, как планировали?
– В этом году нам удалось, наконец, сформировать "лицо" Фестиваля. Этот уникальный праздник получил узнаваемый образ и содержание. Мы не только демонстрируем гордость и мощь российского флота – ледоколы, но и организуем праздничную программу "на суше", чтобы гости фестиваля могли узнать о достижениях нашей страны в конструировании ледоколов, их создании и эксплуатации, в подготовке морских кадров, оценить роль Санкт-Петербурга в этой области.
Особое внимание мы уделили вальсу буксиров. Это крайне сложная, но очень важная часть фестиваля. Увидеть танец буксиров приходят тысячи горожан и гостей Петербурга. При всей своей легкости и воздушности танец требует запредельного внимания, мастерства и высочайшего профессионализма. В этом году мы транслировали танец на экраны главной сцены фестиваля на набережной Лейтенанта Шмидта, и это было незабываемое шоу. Картинку с высоты девятиэтажного дома и музыкальное сопровождение дополняли аплодисменты зрителей далеко за пределами площадки. На следующий год мы планируем озвучить все места для зрителей: Благовещенский мост, Английскую набережную и набережную Лейтенанта Шмидта от 21 линии до 7 линии ВО. Это будет рекордная трибуна, сравнимая только с "Алыми парусами".
– Каково ваше впечатление о вальсе буксиров?
– Если не касаться вопроса слаженности действий, профессиональной командной работы и сопротивления капризному течению Невы, то лично меня впечатлила работа капитанов при включенных насосах. Невероятный шум моторов, которые выбрасывают воду в небо на десятки метров, не оставляет никаких шансов что либо услышать. Здесь бессильны телефоны, рации, грохот и тряска такие, что у неподготовленного человека начинается паника. А капитаны, подобно фигуристам в парном фигурном катании, уверенно и сосредоточенно скользят многотонными буксирами в едином ритме.
Наша режиссерско-постановочная группа очень тщательно подходила к выбору музыкального сопровождения выступления. Подобрать музыку, которая отвечала бы характеру "танца" буксиров, хорошо адаптировалась с запланированными элементами, очень не просто. Важно, чтобы музыкальное сопровождение не только совпадало по стилю и ритму выступления, но и подчеркивало техническое мастерство капитанов.
Именно поэтому мы ушли от наименования "вальс буксиров" к более верному – "танец буксиров". Программа выступления буксиров содержала множество отдельных сложных элементов с разным ритмом, которые гармонично сменяли друг в друга. Это разнообразие необходимо было музыкально обвязать и при этом не нарушить единство стиля и гармонической последовательности отдельных частей фонограммы. Мы сделали с нескольких ракурсов видеозаписи репетиций буксиров в акватории Большой Невы, а потом отдельно подбирали музыку на каждый элемент и комбинацию.
– Насколько эта часть праздника была важна?
Танец буксиров на нашем фестивале, бесспорно, самое яркое событие. Это некая "открытка" и некая имиджевая визитная карточка нашего фестиваля. Фотографии этого невероятно зрелищного танца стали "фото дня" на популярных интернет ресурсах, вошли в фото недели по версии ИА ТАСС и других информагентств и ресурсов. Фото вальса буксиров вошли практически во все городские и международные хроники.
Буксиры очень гармонично и красочно дополняют ледоколы на нашем фестивале. Кроме того, они завершают программу фестиваля, уводя ледоколы. Поэтому можно сказать, что это самый красивый и лиричный момент праздника.
– Какие впечатления были у самих зрителей?
– За вальсом буксиров наблюдали тысячи петербуржцев и гостей города с обоих набережных и Благовещенского моста. Все происходящее они старались запечатлеть и снять на видео. Стоило заглянуть в соцсети в день закрытия фестиваля – везде размещали фотографии танцующих буксиров с восторженными комментариями. Особенный восторг у зрителей вызвали моменты "сотворения радуги" буксирами. Это был поистине волшебное зрелище.
Игорь Степанов: "Чтобы петербуржцы были ближе к морю"
Заместитель директора по производству ЗАО "Портофлот" Игорь Степанов / Корабел.ру |
– Как для вас прошел вальс буксиров на Фестивале ледоколов?
– "Портофлот" принимает участие уже во втором Фестивале ледоколов, поэтому работа с администрацией праздника у нас налажена, мы в курсе всех задач и пожеланий.
Еще до первой репетиции мы совместно с капитанами буксиров выработали сценарий, выбирали оптимальные элементы, которые возможно исполнить на акватории Невы, с учетом навигационных особенностей реки в месте выступления.
За Благовещенским мостом течение Невы довольно сильное, нам необходимо было удержаться в пределах сцены, которую нам обозначили организаторы. Поэтому предварительная подготовка была очень важна.
В этом году мы внесли в программу три новых элемента, причем один из них появился спонтанно, перед самым выступлением. Один из капитанов пришел и сказал: "А давайте сделаем вот такой элемент, он безопасный, органично впишется в программу и будет хорошо смотреться с берега". Капитаны обсудили технику выполнения и все сделали.
Вальс буксиров на III Фестивале ледоколов / Фестиваль Ледоколов |
Репетиции проходили непосредственно на рабочем месте, где и планировалось выступать. Но из-за загруженности буксиров работой в порту нам удалось провести только три репетиции: две черновых и одну генеральную, на которой присутствовали представители оргкомитета Фестиваля ледоколов. Они вносили коррективы, осуществляли хронометраж, подбирали музыку.
– Вы, когда выбирали элементы для выступления, ориентировались на зарубежный опыт?
– Нет. Первый раз мы выступали в 2005 году в рамках судостроительной выставки "НЕВА", поэтому у нас свой опыт довольно богатый. Отдельные элементы мы позаимствовали из прошлого выступления, но могу точно сказать, что это выступление имеет свою уникальность.
– Капитаны к мероприятию отнеслись с энтузиазмом?
– Конечно! У нас появилась возможность показать себя, показать возможности современного буксирного флота. И в отведенные 15 минут нам нужно было все продемонстрировать: и маневренность, и скорость выполнения элементов, и слаженность действий. Для этого необходимо не только механическое выполнение элементов, но судоводительское мастерство – то, как капитан чувствует свой буксир.
– Все прошло, как запланировали?
– Даже лучше. Однако был небольшой нюанс, который мы не планировали выполнять. Один из буксиров подошел максимально близко к ледоколу "Капитан Сорокин", чтобы зрителям на мостике и на палубе ледокола было видно радугу, которая образовывалась от работы пожарных мониторов. И слегка окатили людей струей воды.
Но присутствующие остались довольны, в соцсетях после писали веселые посты: было солнце, было лето, и балтийская вода добавила остроты.
Вальс буксиров на III Фестивале ледоколов / Фестиваль Ледоколов |
– За штурвалом были только капитаны буксиров, это было ваше принципиальное решение?
– Да, на трех буксирах за штурвалом были капитаны, четвертым – "Павловском" – управлял старпом. Каждый из наших судоводителей смог бы выполнить эти элементы. Но капитаны не захотели перепоручать такое ответственное мероприятие, поэтому оттанцевали сами.
– Какие сложности были при выполнении вальса буксиров?
– Особых сложностей не было, единственный момент: у буксира "Леонид Бочков" мощность 3550 л.с. против 2750 у остальных. Надо было приспосабливаться, особенно при выполнении вращения, где буксиры обычно работают полными ходами. "Леониду Бочкову" необходимо было ограничивать свои мощности, внимательно следить за другими буксирами.
– Как вы осуществляли координацию во время выступления?
– Тон задавал головной буксир "Сестрорецк", задача которого была удерживаться на точке начала выступления, остальные буксиры ориентировались уже на него. Все эти взаимодействия отрабатывались на репетициях. После выполнения каждого элемента буксиры возвращались в исходное положение, позиционировались в двух плоскостях и начинали выполнять следующий элемент.
В конце выступления в кильватере у буксиров должен был уходить ледокол "Иван Крузенштерн", поэтому параллельно мы держали в курсе и капитана ледокола, чтобы он был готов развернуться и идти.
– Что получил "Портофлот" от участия в Фестивале ледоколов?
– Если вы имеете ввиду коммерческий интерес или рекламу, то это не было основной целью.
Прежде всего выступление – это подарок нашим горожанам, чтобы люди, которые пришли на "Фестиваль ледоколов", стали несколько ближе к морю.
Вальс буксиров на III Фестивале ледоколов / Фестиваль Ледоколов |
У нас морской город с массой судостроительных предприятий, и при этом большая часть людей слабо представляют себе, что такое море, судно, тот же буксир. И надо было видеть лица людей с детьми, когда они смотрели на ледоколы, на наш вальс, на радугу через струи воды – действительно праздник.
Поэтому надеюсь, что горожане поменяли свое представление о буксирах и стали чуть-чуть ближе к морю.
– Расскажите немного о ЗАО "Портовый флот", какие буксиры сейчас есть у компании?
– Сейчас у нас в составе находятся 10 буксиров. Это "Туман" проекта 498, два буксира проекта 134Е югославской постройки "Меркурий" и "Уран", которые занимаются международными межпортовыми буксировками. Кроме того, есть пять азимутальных буксиров постройки ЛСЗ "Пелла" (два по проекту Damen 2509: "Сатурн" (который потом был переименован в "Евгения Кочешкова"), и "Леонид Бочков"; три буксира уже собственного проекта "Пеллы" 90600 ("Петергоф", "Павловск", "Сестрорецк"), плюс не так давно мы приобрели два буксира тоже "даменовской" постройки "Мощный" и "Вихревой", которые успешно влились в ряды нашей компании.
Вальс буксиров на III Фестивале ледоколов / Фестиваль Ледоколов |
– Планируете закупать новые буксиры?
– Да. "Портофлот" планирует покупку новых, мощных буксиров, сейчас анализируем рынок. Предложений много, в том числе и от китайских компаний, которые предлагают качественный продукт.
– Когда следующее выступление?
– Уже точно решено, что будем принимать участие в следующем Фестивале ледоколов, готовим обновленную программу. Поэтому следите за новостями, приходите на праздник и будьте ближе к морю!
Слово капитану
На вопросы отвечает Юрий Зубашков, капитан буксира "Леонид Бочков"
Юрий Зубашков, капитан буксира "Леонид Бочков" / ЗАО "Портофлот" |
– В чем заключалась сложность танца буксиров?
– Сложность исполнения вальса главным образом состоит в том, что поведение буксира подвержено воздействию различных внешних факторов, будь то ветер, течение, глубина под килем, так и человеческих – скорость принятия решения судоводителем, стиль управления и т.д. В "вальсе" принимают участие четыре буксира. На каждом из них судоводитель, имеющий свои индивидуальные качества, поэтому главное — это добиться полного взаимопонимания с коллегами на репетициях. При этом нужно учесть, что синхронность маневрирования достигается за счет "внутреннего метронома". Музыки, даже если она есть, совершенно не слышно и все делается практически интуитивно, на визуальном восприятии действий коллег, местоположении буксира относительно береговых объектов – фактически на внутреннем чутье.
– Нева в том месте имеет сильное течение, как справлялись с этим фактором?
– Нева в устье имеет течение 1,5-3 узла и на участке выступления оно достаточно приличное. Конечно, оно оказывало определенную сложность для группового маневрирования. В момент выступления потеря места дрейфом составляла 50-80 метров. Это приходилось учитывать для того, чтобы каждый новый элемент выступления не выходил из поля зрения зрителей на набережных ниже Благовещенского моста. Были и сложности чисто технического характера, например из четырех буксиров только у буксира "Леонид Бочков" поворотные колонки имеют винты в насадке, и его мощность 3550 л.с. против 2750 у остальных.
Первые буксиры в ЗАО "Портовый флот" пришли с завода "Пелла" в начале 2000-х годов. Тогда это было прорывом в безопасном и эффективном проведении работ по буксировкам в порту Санкт-Петербург, который является одним из самых сложных в Европе по различным навигационным условиям.
Но техникой управляют люди и это специалисты высочайшей квалификации, от которых зависит безопасность буксировок и работы в портах. Именно этот сплав современной техники и уровня подготовки экипажей мы и хотели показать на Фестивале ледоколов. Надеюсь, нам это удалось.
Александр Чадин: "Танец буксиров - это некая "открытка" нашего фестиваля"
Администратор III Фестиваля ледоколов, исполнительный директор Союза социально-культурного и гражданского развития общества "Преображение" Александр Чадин / Фестиваль Ледоколов |
– Какие компании выступали в качестве партнеров Фестиваля ледоколов? Как с ними работали?
Фестиваль ледоколов объединил много партнеров. В числе центральных – ФГУП "Росморпорт", Морской совет при Правительстве Санкт-Петербурга, Администрация морских портов Балтийского моря, ЗАО "Портофлот". С Росморпортом мы работали в плотной связке на протяжении многих месяцев, их специалисты выступали в качестве экспертов по вопросам "на воде" и опытных советников, имеющих практику проведения фестиваля 2014 и 2015 года.
У них много готовых решений, с ними крайне продуктивно удавалось планировать, и анализировать отдельные части программы фестиваля. Росморпорт – это ключевой соорганизатор фестиваля: их суда, их швартовка, их экипажи, их проработка безопасности при посещении ледоколов, многие согласования… Переоценить их вклад в фестиваль невозможно, как и провести мероприятие без их участия.
Значимо участие и ЗАО "Портофлот" – благодаря им гости фестиваля вот уже второй год могут увидеть изюминку фестиваля – "вальс буксиров" – уникальное по своей сложности и протяженности шоу. Профессионализм капитанов буксиров не только в точности, многообразии и сложности выполняемых движений, не только в фантастической слаженности команды и борьбе с течением Невы, но и в протяженности программы - вальс длиться более двадцати минут. Не думаю, что где то в мире есть вторая команда, которая сможет так долго и без единой помарки выдержать подобный марафон.
Не могу отметить участие руководства "Портофлота" – компании, которая целиком взяла на себя значительные затраты на организацию и подготовку выступления, многочисленные репетиции, в том числе и с выходом в акваторию Невы.
Вальс буксиров на III Фестивале ледоколов / Фестиваль Ледоколов |
Планирование всех частей фестиваля заняло значительное время. Основной вопрос фестиваля – это выстраивание логистики потоков гостей и обеспечение безопасности посетителей. Суда и большинство конструкций рассчитаны на хорошо подготовленных, физически здоровых моряков, имеющих соответствующие знания и подготовку. А вот среди гостей было очень много детей, были посетители старшего возраста, в том числе и те, кто разменял восьмой десяток, были родители с колясками, был гости с физическими особенностями и иностранцы. С каждым старались работать индивидуально.
Совместно с Росморпортом и Большим портом Санкт-Петербург мы подготовили правила посещения, определили минимальный возраст для посетителей судов. Со следующего года будем определять и возрастной "потолок". Для гостей всех возрастов и категорий мы будем еще расширять программу и границы площадок.
– Все прошло так, как планировали?
– В этом году нам удалось, наконец, сформировать "лицо" Фестиваля. Этот уникальный праздник получил узнаваемый образ и содержание. Мы не только демонстрируем гордость и мощь российского флота – ледоколы, но и организуем праздничную программу "на суше", чтобы гости фестиваля могли узнать о достижениях нашей страны в конструировании ледоколов, их создании и эксплуатации, в подготовке морских кадров, оценить роль Санкт-Петербурга в этой области.
Особое внимание мы уделили вальсу буксиров. Это крайне сложная, но очень важная часть фестиваля. Увидеть танец буксиров приходят тысячи горожан и гостей Петербурга. При всей своей легкости и воздушности танец требует запредельного внимания, мастерства и высочайшего профессионализма. В этом году мы транслировали танец на экраны главной сцены фестиваля на набережной Лейтенанта Шмидта, и это было незабываемое шоу. Картинку с высоты девятиэтажного дома и музыкальное сопровождение дополняли аплодисменты зрителей далеко за пределами площадки. На следующий год мы планируем озвучить все места для зрителей: Благовещенский мост, Английскую набережную и набережную Лейтенанта Шмидта от 21 линии до 7 линии ВО. Это будет рекордная трибуна, сравнимая только с "Алыми парусами".
– Каково ваше впечатление о вальсе буксиров?
– Если не касаться вопроса слаженности действий, профессиональной командной работы и сопротивления капризному течению Невы, то лично меня впечатлила работа капитанов при включенных насосах. Невероятный шум моторов, которые выбрасывают воду в небо на десятки метров, не оставляет никаких шансов что либо услышать. Здесь бессильны телефоны, рации, грохот и тряска такие, что у неподготовленного человека начинается паника. А капитаны, подобно фигуристам в парном фигурном катании, уверенно и сосредоточенно скользят многотонными буксирами в едином ритме.
Вальс буксиров на III Фестивале ледоколов / Фестиваль Ледоколов |
Наша режиссерско-постановочная группа очень тщательно подходила к выбору музыкального сопровождения выступления. Подобрать музыку, которая отвечала бы характеру "танца" буксиров, хорошо адаптировалась с запланированными элементами, очень не просто. Важно, чтобы музыкальное сопровождение не только совпадало по стилю и ритму выступления, но и подчеркивало техническое мастерство капитанов.
Именно поэтому мы ушли от наименования "вальс буксиров" к более верному – "танец буксиров". Программа выступления буксиров содержала множество отдельных сложных элементов с разным ритмом, которые гармонично сменяли друг в друга. Это разнообразие необходимо было музыкально обвязать и при этом не нарушить единство стиля и гармонической последовательности отдельных частей фонограммы. Мы сделали с нескольких ракурсов видеозаписи репетиций буксиров в акватории Большой Невы, а потом отдельно подбирали музыку на каждый элемент и комбинацию.
– Насколько эта часть праздника была важна?
Танец буксиров на нашем фестивале, бесспорно, самое яркое событие. Это некая "открытка" и некая имиджевая визитная карточка нашего фестиваля. Фотографии этого невероятно зрелищного танца стали "фото дня" на популярных интернет ресурсах, вошли в фото недели по версии ИА ТАСС и других информагентств и ресурсов. Фото вальса буксиров вошли практически во все городские и международные хроники.
Буксиры очень гармонично и красочно дополняют ледоколы на нашем фестивале. Кроме того, они завершают программу фестиваля, уводя ледоколы. Поэтому можно сказать, что это самый красивый и лиричный момент праздника.
– Какие впечатления были у самих зрителей?
– За вальсом буксиров наблюдали тысячи петербуржцев и гостей города с обоих набережных и Благовещенского моста. Все происходящее они старались запечатлеть и снять на видео. Стоило заглянуть в соцсети в день закрытия фестиваля – везде размещали фотографии танцующих буксиров с восторженными комментариями. Особенный восторг у зрителей вызвали моменты "сотворения радуги" буксирами. Это был поистине волшебное зрелище.
"Корабел.ру" выражает благодарность за содействие в подготовке материала пресс-секретарю Фестиваля ледоколов 2016 Маргарите Самаровой.