События последних месяцев активно подталкивают к перемещению товаров не с запада на восток, а с севера на юг, поэтому актуальным стало развитие международного транспортного коридора "Север - Юг", - отметил Николай Дунаев, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ". У коридора большие возможности работы в обратном направлении, в части импорта. Ульяновск - часть этой важной транспортной артерии. В первую очередь, речь идет о перевозках зерна по этому коридору, пишет "Российская газета".
В рамках форума "Деловой климат в России" был подписан меморандум о сотрудничестве с Ираном по запуску торгово-логистического маршрута "Средняя Волга-Энзели-Казвин". Андрей Пазьбин, директор ООО "Торговый дом "Сделано в Ульяновской области", рассказал, что подобраны пять площадок в Ульяновской области, которые могут отгружать зерновые и пиломатериалы по этому каналу. Так, на форуме был заключен экспортный контракт производителя пиломатериалов "Мир ПДК" и иранской компанией на сумму 250 млн рублей. Отгрузки будут идти посредством логистического канала.
Торговый дом "Сделано в Ульяновской области" - оператор этого канала, который предлагает бизнесу услуги от поиска партнеров, до фрахта судна, решения юридических проблем и помощи с таможней. Таким образом, продавцы могут исключить посредников в виде трейдерных компаний. Уже набран пул компаний, которые готовы участвовать в проекте, в том числе импортировать сырье и товары из Ирана, Индии, ОАЭ. На одно судно есть загрузка на год. Однако реальная потребность этого маршрута - минимум 10 сухогрузов. Но тут участники рынка сталкиваются с проблемой - в России катастрофическая нехватка судов типа "река-море". И субсидии государства процентных ставок по кредитам на строительство судов ситуацию не спасают.
По данным исполнительного директора судоходной компании "Нева-Хаген" Аркадия Быковского, в европейской части России на линии "река-море" работают 380 судов старых советских серий, которые находятся в пограничном техническом состоянии. Спрос же в десятки раз превышает возможности этого сегмента. Строить суда в России в два и более раза дороже, чем в Китае или в Турции - цены доходят до 1,85 - 2,5 млрд рублей за новое судно.
На форуме прозвучало мнение, что нужны программы поддержки строительства судов в дружественных странах, где это можно сделать дешевле. Также необходимо привлекать компании, которые заинтересованы в результатах транспортной работы. Кроме того, нужны вложения в инфраструктуру портов, в частности в Ульяновской области, в капитальный ремонт причальных стенок. Если ранее через "Ульяновский речной порт" переваливали 12 млн тонн груза, то сейчас не более 1,5 млн тонн.