В ходе расширенного заседания Наблюдательного совета САФУ были проведены презентации проектов строительства двух специальных судов для обеспечения образовательных и научных задач, стоящих перед арктическим федеральным вузом и Севастопольским государственным университетом. Оба проекта запланировано реализовать совместно с Объединенной судостроительной корпорацией.
С презентацией студенческой инициативы проекта разработки и постройки научно-экспедиционного судна САФУ выступила директор филиала САФУ в г. Северодвинске Наталья Никулина. Идея строительства стала логическим продолжением научно-образовательного проекта "Арктический плавучий университет" и была поддержана губернатором Архангельской области Игорем Орловым, пишет пресс-служба САФУ.
Начиная с лета 2012 года на борту принадлежащего Росгидромету НИС "Профессор Молчанов" было совершено семь экспедиций с участием молодых ученых. Школу АПУ прошли порядка 180 студентов, в том числе из зарубежных стран. Благодаря проекту в Арктике был выполнен огромный объем исследовательских работ.
Впрочем, были и сложности, связанные с вопросом аренды судна у Северного УГМС и ряд других. Возникла идея строительства собственного вузовского судна ледового класса, пояснила Наталья Викторовна. Судно позволит совершать большее число экспедиций по необходимым маршрутам в Арктику.
Предполагается, что на новом НИС будет вертолетная площадка, кран для погрузочно-разгрузочных работ, лаборатории, в том числе модульного типа.
Определена схема реализации проекта. Первый этап — составление техзадания на проектирование судна. В рамках дипломных работ студенты САФУ выполнили предварительный эскизный проект нового судна. Но будет также объявлен всероссийский студенческий конкурс на разработку дизайн-проекта.
По результатам конкурса будет отобран лучший проект. Затем начнется стадия выполнения концепт-проекта. На этом этапе экспертную поддержку обещал гендиректор Крыловского государственного научного центра, член Наблюдательного совета вуза Владимир Никитин. Студенты будут участвовать на всех этапах реализации проекта.
"Инициатива студентов нашего университета имеет сегодня важное геополитическое значение. Мы в Арктику идем с миром — исследовать и сотрудничать. Вокруг этого проекта могут объединиться вузы России, где ведется подготовка специалистов для судостроительной отрасли, ведется экспедиционная деятельность. Очень важный аспект — государственно-частное партнерство вузов и предприятий ОСК", — отметила ректор САФУ Елена Кудряшова.
Губернатор Архангельской области сообщил о первых мерах поддержки студенческого проекта: было направлено обращение министру образования и науки РФ Игорю Ливанову, подготовлен доклад для Госкомиссии по вопросам развития Арктики, состоялся разговор с руководителем госкомиссии Дмитрием Рогозиным.
Члены Наблюдательного совета САФУ одобрили представленный проект строительства научно-экспедиционного судна ледового класса.
Межвузовский молодежный проект морского научно-исследовательского судна "Пионер-М" представил ректор СевГУ Валерий Кошкин.
Он пояснил, что классический университет выбрал морской вектор развития: по каждому направлению подготовки можно вести образовательный процесс и научные исследования именно с морским фокусом. Перед СевГУ поставлена задача — войти в группу ведущих российских вузов (топ-150). В перспективе университет видит себя в лидерах технического образования в странах Причерноморья и Средиземноморья.
В структуре университете есть Институт кораблестроения и Морской колледж. Чтобы повысить эффективность исследовательской работы, привлекательность вуза для абитуриентов появилась идея создания научно-исследовательского судна. Покупка НИС была исключена. Интересно не само судно, а новая модель подготовки кадров для отрасли, пояснил Валерий Кошкин.
Было решено построить небольшое судно модульного типа. Модуль будет устанавливаться в зависимости от того, какое исследование нужно провести. Один из модулей — контейнер с водолазным оборудованием — планируется закупить. Остальные контейнеры будут разработаны коллективами студентов и преподавателей вузов, заинтересованных в реализации проекта.
В мае будет объявлен всероссийский конкурс на создание концепт-проекта судна. Вузовские коллективы будут работать над концепцией. Затем федеральная комиссия отберет наиболее яркие проекты. Команда разработчиков должна включать семь участников и наставника. Из команд-победителей будет сформирована единая команда: 21 студент и четыре преподавателя-наставника. Экспертную поддержку окажут представители ОСК. К строительству судна запланировано приступить в 2017 году. На 2018 год намечена серия экспедиций на НИС.