"На карту нанесены заброшенные объекты, которые могут стать причиной загрязнения окружающей среды. Среди них неработающие рудники, аэродромы, портовые сооружения, на которых оставлена техника, емкости из-под горючего и различных реактивов. Всего на карте зафиксировано 393 объекта, которые требуют утилизации в семи регионах Арктики, а кроме них обнаружены 311 объектов, на которых уже проведены работы по утилизации силами регионов или федеральных министерств", - заявил руководитель картографической группы экспедиции Станислав Лачининский.
Якутии и Чукотка являются лидерами по ликвидированным объектам потенциальной экологической опасности. Работами по составлению карты занимались ученые трех институтов Российской академии наук и Санкт-Петербургского государственного университета. Участники экспедиции также разработали различные методики по расчету объемов оборудования и конструкций, которые необходимо вывезти по Севморпути речным или наземным транспортом, так как их невозможно утилизировать на месте, передает ТАСС.
"В Якутии и на Чукотке количество ликвидированных до начала 2024 года объектов составляет более 50% от общего количества обнаруженных. Это говорит о том, что за первую четверть XXI века мы можем ожидать утилизацию и консервацию половины потенциально опасных заброшенных объектов в российской Арктике. Не менее 400 тыс. тонн металлоконструкций и оборудования приходится на долю морского транспорта. Это значит, что развитие Северного морского пути сегодня является очень актуальным процессом для улучшения экологической обстановки в Арктике, так как Севморпуть сделал реальными перспективы вывоза с прибрежных объектов большого количества экологически опасных грузов", - уточнил Станислав Лачининский.