8 ноября на Средне-Невском судостроительном заводе состоялась нетипичная для корабелов церемония - в торжественной обстановке из цеха вывели реплику первого советского серийного самолета-амфибии Ш-2, конструктором которой является Вадим Борисович Шавров. Событие было приурочено к 120-летию советского авиаконструктора.
О Ш-2.017 бис
Стоит сразу оговориться, реплика самолета-амфибии, которую вывели из цеха СНСЗ, не является точной копией легендарного Ш-2. Даже название у аппарата другое - Ш-2.017 бис. В отличие от оригинала, новый самолет имеет более мощный двигатель и увеличенный фюзеляж для большей остойчивости на воде. Кроме этого, в строительстве Ш-2.017 бис использовались современные материалы.
|
Самолет-амфибия Ш-2.017 бис / Корабел.ру |
Основные характеристики самолета-амфибии Ш-2.017 бис:
- Полная длина самолета – 8200 мм.
- Максимальная высота – 3500 мм.
- Размах верхнего крыла – 13000 мм.
- Скорость максимальная - 127 км/ч.
- Скорость крейсерская -120 км/ч.
- Рабочая высота – 3000 м.
- Пассажировместимость – 3 чел.
|
Самолет-амфибию вывели из цеха на Средне-Невском заводе / Корабел.ру |
История создания
Строительство самолета-амфибии Ш-2.017 бис началось в 1990 году. Тогда к заводу с просьбой в оказании помощи для создания лодки-фюзеляжа обратились энтузиасты во главе с военным летчиком, подполковником ВВС Александром Селезневым. Тогда СНСЗ возглавлял Виктор Пылев, который пошел навстречу общественникам.
|
Александр Селезнев, руководитель проекта / Корабел.ру |
Для строительства самолета был выделен отдельный производственный участок. Перед корабелами встала проблема, связанная с отсутствием оригинальных чертежей и техдокументации. Завод занялся поиском информации в архивах, исследованием оригинала самолета, который выставлен в музее Арктики и Антарктики. Полученные сведения использовали для реверс-инжиниринга. Известно, что для необходимых расчетов был привлечен КБ Средне-Невского судостроительного завода.
|
Презентация самолета-амфибии на СНСЗ / Корабел.ру |
Спустя некоторое время строительство самолета остановилось из-за тягот тогдашнего времени. Работы возобновились только спустя 12 лет. Александру Селезневу и коллективу СНСЗ удалось сохранить в целости фюзеляж полутораплана и разработанную техдокументацию. Общими усилиями были изготовлены крылья и завершены работы по фюзеляжу. На основе собственных чертежеей была изготовлена и смонтирована топливная система, а Ш-2.017 бис получил новый двигатель и трехлопастной карбоновый винт.
|
Самолет-амфибия Ш-2.017 бис / Корабел.ру |
Церемония презентации
Первым слово на церемонии взял генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо: "Вчера исполнилось 120 лет советскому авиаконструктору Вадиму Шаврову, создавшему самолет-амфибию, который прославил нашу страну на весь мир в 1930-х годах. 20 лет назад группа энтузиастов решила возродить этот проект. Они приложили титанические усилия для реализации того, что мы сейчас можем наблюдать. Можно сказать, что это второе рождение Ш-2, с новыми материалами, новым двигателем и винтом. Желаю, чтобы мы с вами в 2019 году уже испытали самолет и наблюдали его работу и на воде, и в воздухе".
|
Владимир Середохо, генеральный директор СНСЗ / Корабел.ру |
Затем выступил председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин, который отметил важность участия в этом проекте именно СНСЗ, так как реализация самолета-амфибии предоставляет очередные уникальные компетенции для корабелов в создании востребованной продукции на территории России.
|
Александр Селезнев, руководитель проекта / Корабел.ру |
Руководитель проекта Александр Селезнев в своей речи подчеркнул уникальность самолета Ш-2: "С 1932 по 1950 годы на территории нашей страны было выпущено более 1500 самолетов. Они не только доставляли боеприпасы, но и спасали людей. Этот самолет выполнял те функции, которые сегодня выполняет вертолетная авиация. На сегодняшний день самолет Ш-2.017 бис готов к проведению наземного руления. Дальше самолет требует доработки и подготовки рулению на воде. А после этого мы будем готовиться к первому взлету. Для этого в нашу команду будут привлечены летчики-испытатели. Поэтому надеюсь, что весной 2019 года мы увидим Ш-2.017 бис в воздухе".
"От винта!"
Кульминацией события стал запуск двигателя самолета и его первое руление. Его произвел руководитель проекта Александр Селезнев. Он подчеркнул, что надеется в зимний период вместе с корабелами СНСЗ завершить достроечные работы Ш-2.017 бис и в цехах проверить работоспособность всех систем.
|
Александр Селезнев, руководитель проекта / Корабел.ру |
|
Самолет-амфибия Ш-2.017 бис / Корабел.ру |
А нам лишь остается дожидаться следующего этапа жизни уникального самолета-амфибии - его спуска на воду.
[Больше фотографий в галерее]
Материал по теме:
20 лет: полет нормальный (статья о "Гидроавиасалоне" 2016 года).