В Роттердаме (Нидерланды) прошло заседание рабочей группы Международной федерации транспортников (МФТ) по круизным судам. Нашу страну на мероприятии представляли лидер Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков и глава международного отдела РПСМ Вадим Иванов. Среди участников были представители морских профсоюзов Норвегии, Италии, Германии, США, инспекторы МФТ из разных стран мира.
По данным пресс-службы РПСМ, темой номер один стало обсуждение Политики МФТ в отношении круизных судов. В частности, поднимались вопросы безопасности работы на них, подготовки инспекторов федерации для проверок условий труда и быта моряков и других членов экипажей, говорилось о необходимости проведения семинаров для представителей морских профсоюзов, работа которых преимущественно сконцентрирована на пассажирских судах.
Особое внимание было уделено женщинам. Среди членов экипажей круизных судов много представительниц прекрасного пола. Абсолютное большинство из них задействовано в работе обслуживающего персонала, который, как известно, тоже является частью экипажа круизного судна. Поэтому морские профсоюзы, входящие в МФТ, внимательно следят за их условиями труда и быта, и работают в направлении искоренения гендерного неравенства.
Отдельным вопросом стало осуществление колдоговорной кампании на круизных судах. Здесь речь шла как о речных судах, так и о морских. В целом ситуация на последних с наличием на борту судов коллективных договоров обстоит намного лучше, чем на речных.
Как рассказал Вадим Иванов, сегодня более 70% морских круизных судов из 460 во всем мире работают по колдоговорам. Это значит, что большинство членов экипажей, из 280 тысяч задействованных на пассажирских теплоходах, обеспечены достойными зарплатами, условиями труда и быта. К сожалению, сказать то же самое о речных судах нельзя. Здесь картина складывается диаметрально противоположная.
В мире насчитывается около 776 речных судов, имеющих отношение к круизному судоходству, 150 из них работают в России. Теплоходов с коллективным договором на борту практически нет, а значит и моряки, и другие члены экипажей не защищены ни справедливым соглашением, ни профсоюзной организацией.
Исходя из этого главной целью профсоюзов, встретившихся на днях в Роттердаме, является заключение колдоговоров на всех судах, которые по тем или иным причинам по ним пока не работают, чтобы каждый член экипажа будь то моряк или обслуживающий персонал, трудился на условиях не ниже международных стандартов, получал хорошую заработную плату, имел страховку здоровья и жизни и с уверенностью смотрел в будущее.