О трендах отечественного рынка сталей для сферы судостроения "Коммерсанту" рассказал Алексей Ильин, заместитель гендиректора НИЦ "Курчатовский институт" — ЦНИИ КМ "Прометей".
Освоение Арктики является важной задачей. Для этого необходимо создание инновационных технологий добычи, транспортировки и переработки добываемых полезных ископаемых. Для госпрограммы развития Арктики нужны материалы, выдерживающие –60°C. Очевидно, что спрос на хладостойкие стали c индексом Arc будет расти.
"Сейчас в связи с необходимостью выпускать для производства новой морской техники материалы расширенного сортамента (толщиной до 100–150 мм) нужно гарантированно обеспечить характеристики работоспособности судостроительных хладостойких сталей разной прочности, снижая при этом затраты на их производство. С 2012 года по настоящее время коллективом НИЦ "Курчатовский институт" — ЦНИИ КМ "Прометей" достигнуты значительные успехи в разработке и промышленном внедрении энергосберегающих технологических процессов производства толстолистового проката из хладостойких низко- и экономнолегированных марок судостроительных сталей широкого спектра прочности (с пониженным на 15–25% уровнем легирования при гарантированной работоспособности). Выполнен ряд государственных контрактов: ОКР "Ледоход", "Арктическая сталь", "Арктическая сталь-2", - рассказал Ильин.
Он отметил, что НИЦ "Курчатовский институт" — ЦНИИ КМ "Прометей" взаимодействует с ведущими металлургическими комбинатами: ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат", ПАО "Северсталь", ООО "ОМЗ-Спецсталь". Разработаны и освоены в промышленности новые стали с индексом Arc, которые могут применяться в условиях Арктики для изготовления любых конструктивных элементов и не имеют аналогов в мире. Получены патенты на новые материалы.
Также Алексей Ильин рассказал, что новые хладостойкие материалы уже используются для строительства крупнейших в мире атомных ледоколов, таких как "Арктика", "Сибирь" и "Урал", дизель-электрического ледокола проекта Aker ARC 130 А, а также самого большого в мире многофункционального линейного дизель-электрического ледокола "Виктор Черномырдин". Еще одним крупнейшим объектом внедрения новых Arc-сталей стал сверхмощный атомный ледокол "Лидер".
За последние 10 лет произведено более 500 тысяч тонн судостроительных сталей, в том числе около 14 тысяч тонн Arc-сталей.