Новое семейство многоцелевых высокооборотных дизельных двигателей разрабатывают в России.
Уральский дизель-моторный завод (УДМЗ) разрабатывает новое семейство многоцелевых высокооборотных дизельных двигателей, которые планируется применять на железнодорожном транспорте, в большегрузных автомобилях и судостроении. Двигатель проектирует Центр компетенций НТИ Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) на основе технологии разработки "цифровых двойников", сообщили в пресс-службе университета.
"Цифровой двойник" (ЦД) представляет собой систему взаимосвязанных высокоадекватных цифровых моделей изделия, технологических и производственных процессов, эксплуатационных режимов, ключевыми параметрами которых можно полностью управлять в виртуальной среде, передает ТАСС.
"В глобальной конкуренции центр тяжести смещается на этап проектирования. Производство, в том числе цифровое, в крупных мировых компаниях давно налажено. В этом плане Россия отстает. Однако мы во многом опережаем мир в разработке "цифровых двойников" на этапе проектирования. Это валидированные математические модели, которые, обладая предсказательным потенциалом, позволяют с высокой достоверностью прогнозировать поведение конструкции, оборудования или машины на всех этапах ее жизненного цикла, а также управлять этим поведением", - приводит пресс-служба слова руководителя Центра НТИ СПбПУ Алексея Боровкова.
Высокооборотный дизельный двигатель, а тем более многоцелевая линейка таких двигателей - сложнейший объект. В России и в мире их производит всего несколько компаний, а на разработку нового образца, его испытания и запуск в производство обычно уходит 3-5 лет. Однако современный высококонкурентный рынок диктует все более жесткие требования к качеству высоконагруженных механизмов, к сокращению времени и себестоимости их разработки. Желая усилить свои позиции на этом рынке и быстро выпустить в свет линейку новых двигателей, УДМЗ впервые в отрасли использовал технологию разработки "цифровых двойников".
Результаты сотен и тысяч виртуальных испытаний должны отличаться от результатов итоговых натурных и физических испытаний не более чем на плюс-минус 5%, а сам объект - высокооборотный дизельный двигатель - удовлетворять всем требованиям и целевым характеристикам, предъявляемым к изделию. Таких характеристик, включая ресурсные ограничения, как правило, несколько десятков и даже сотен: от показателей прочности, надежности, ресурса, безопасности и экологичности конечного продукта до стоимости и сроков производства, технологических мощностей предприятия, пояснили в пресс-службе.
Разработка и применение базового варианта "цифрового двойника" позволяет в дальнейшем быстро перепроектировать двигатели под те или иные требования; значительно сократить объемы продолжительных и дорогостоящих натурных испытаний, которые традиционно используются для "доводки" двигателя, а также поставить задачу прохождения с первого раза сертификационных испытаний.