Ученые Крыловского государственного научного центра по заданию Минпромторга России разработали электрическую движительно-рулевую колонку (далее – ЭДРК) мощностью 6,5 МВт, позволяющую отказаться от широко используемых винторулевых колонок Azipod производства швейцарско-шведской ABB.
В условиях антироссийских санкций, введенных государствами ЕС, поставки зарубежных ЭДРК, используемых на большинстве крупнотоннажных судов, оказались под угрозой. Винторулевые системы являются альтернативой традиционным валолиниям, а масштабы их применения в мировом судостроении быстро увеличиваются ввиду целого ряда экономических и технических преимуществ, обеспечиваемых за счёт их использования. Так, к примеру, увеличивается грузовместимость (до 15%) и безопасность судов, существенно упрощается техническое обслуживание их энергоустановок. При этом винторулевые системы абсолютно незаменимы на ледоколах, судах ледового класса, газовозах и танкерах, буровых судах и платформах, научно-исследовательских судах и прочих типах судов, требующих точного динамического позиционирования на акватории. В контексте десятикратного увеличения объема грузоперевозок по Северному морскому пути в ближайшие 5 лет создание отечественных электрических винторулевых комплексов для соответствующих судов и средств освоения шельфа становится стратегически важной задачей в плане реализации государственных программ освоения Арктики.
Созданный по заказу Минпромторга России опытный образец первой российской ЭДРК полностью базируется на отечественных технологиях и комплектующих. Колонка предназначена для обеспечения маневрирования и всех ходовых режимов кораблей и судов ледового класса до Arc5 включительно в условиях неограниченного района плавания. Одним из основных преимуществ ЭДРК перед иностранным аналогом Azipod производства ABB является комбинированная (водовоздушная) система охлаждения с уменьшенными массой и габаритными размерами.
Макет разработанной винторулевой колонки прошёл полный комплекс испытаний в бассейнах Крыловского центра, в том числе в уникальном ледовом бассейне; в сентябре текущего года успешно завершены стендовые испытания изготовленного опытного образца, подтвердившие расчетные характеристики системы.
«В условиях значительной неопределённости в части потребных характеристик назначения перспективной колонки было принято решение о разработке образца с максимально широким спектром применения за счёт реализации в нём требований ледостойкости не менее Arc5. В ходе проектирования при исследованиях в ледовом бассейне моделировалось самостоятельное движение судна с разрабатываемой ЭДРК в сплошном ледовом поле эквивалентной толщиной до 1,6 м. и движение в канале в ледовом поле толщиной до 2,2 м. Требования Arc5 предусматривают самостоятельное плавание в разрежённых однолетних арктических льдах при их толщине до 0,8 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 1,0 м в летнее-осеннюю. При этом созданная ЭДРК предусматривает арктическое и стандартное исполнение с максимально высоким уровнем унификации между ними», - добавил заместитель генерального директора по спецпроектам Дмитрий Новиков.
Разработчики полагают, что вступившие в силу 1 июня требования к локализации винторулевых колонок будут способствовать укреплению позиций отечественных технологий на российском рынке. Как показывает время, санкционная политика Запада дала обратный эффект, мобилизовав административный и научный потенциал России, результатом чего стало появление уникальных технологий, на порядок превосходящих иностранные аналоги.
Созданный по заказу Минпромторга России опытный образец первой российской ЭДРК полностью базируется на отечественных технологиях и комплектующих. Колонка предназначена для обеспечения маневрирования и всех ходовых режимов кораблей и судов ледового класса до Arc5 включительно в условиях неограниченного района плавания. Одним из основных преимуществ ЭДРК перед иностранным аналогом Azipod производства ABB является комбинированная (водовоздушная) система охлаждения с уменьшенными массой и габаритными размерами.
Макет разработанной винторулевой колонки прошёл полный комплекс испытаний в бассейнах Крыловского центра, в том числе в уникальном ледовом бассейне; в сентябре текущего года успешно завершены стендовые испытания изготовленного опытного образца, подтвердившие расчетные характеристики системы.
«В условиях значительной неопределённости в части потребных характеристик назначения перспективной колонки было принято решение о разработке образца с максимально широким спектром применения за счёт реализации в нём требований ледостойкости не менее Arc5. В ходе проектирования при исследованиях в ледовом бассейне моделировалось самостоятельное движение судна с разрабатываемой ЭДРК в сплошном ледовом поле эквивалентной толщиной до 1,6 м. и движение в канале в ледовом поле толщиной до 2,2 м. Требования Arc5 предусматривают самостоятельное плавание в разрежённых однолетних арктических льдах при их толщине до 0,8 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 1,0 м в летнее-осеннюю. При этом созданная ЭДРК предусматривает арктическое и стандартное исполнение с максимально высоким уровнем унификации между ними», - добавил заместитель генерального директора по спецпроектам Дмитрий Новиков.
Разработчики полагают, что вступившие в силу 1 июня требования к локализации винторулевых колонок будут способствовать укреплению позиций отечественных технологий на российском рынке. Как показывает время, санкционная политика Запада дала обратный эффект, мобилизовав административный и научный потенциал России, результатом чего стало появление уникальных технологий, на порядок превосходящих иностранные аналоги.