– Геннадий Владимирович, производство лакокрасочных материалов (ЛКМ) в России за семь месяцев текущего года сократилось на 8,1% по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года. Какие результаты ожидаются по итогам года?
– Действительно, по информации Росстата, сокращение производства в ЛКМ-отрасли составило 8,1%. Это средний показатель по всем предприятиям. По нашей оценке, в строительном сегменте этот показатель выше, чем в промышленном. К концу года ожидаем процентов восемь.
– Насколько сейчас загружены мощности российских производителей красок? Что мешает им увеличить производство?
– Если говорим в среднем, то, по данным Росстата, загрузка мощностей 50%. Но это некорректный подход, как средняя температура по больнице. Показатели загрузки существенно различаются в зависимости от предприятия и ассортимента выпускаемой продукции. Нашим производителям ничто не мешает нарастить выпуск продукции, определяющим фактором остается наличие заказов. Конечно, сроки исполнения заказов сейчас могут сдвигаться и увеличиваться. Главной причиной этого являются логистические сложности при переходе на поставки сырья из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Тенденции в этом вопросе положительные, однако, сроки доставки сырья возросли, прибавьте к этому еще время, необходимое на внеплановые испытания аналогов.
– Появились ли после февраля какие-то новые программы по развитию отечественного производства красок?
– Такие программы появляются. Запрет на импорт ЛКМ из ЕС заставляет интенсивно проводить разработку и освоение продукции в Российской Федерации. Ассоциация всегда подчеркивает, что основа развития отечественной ЛКМ-отрасли – это заказы лакокрасочных материалов и ТЗ потребителей на разработку необходимых им ЛКМ.
– Предполагается ли строительство новых производственных мощностей?
– Новые мощности вводятся в основном на региональном уровне или в странах ЕАЭС, куда направляются инвестиции российских компаний. Замечу, что существующих в стране мощностей достаточно для удовлетворения спроса на лакокрасочную продукцию.
– Что происходит с российскими заводами компаний, которые прекратили поставки на наш рынок?
– Промышленные мощности иностранных компаний, покинувших российский рынок, постепенно переходят к новым собственникам. На этих предприятиях продолжится выпуск лакокрасочной продукции. Информацией об ассортименте ЛКМ мы пока не располагаем.
– Что происходит с рынком сырья?
– Идет переход на сырье из стран АТР. Доля сырья из этого региона увеличивается. Тенденции положительные. Но обращаем внимание потребителей, этот процесс будет продолжаться минимум год. Необходимо понимание ситуации, коммуникация потребителей и производителей ЛКМ. Следует набраться терпения.
– Сработала ли ставка на параллельный импорт санкционного сырья?
– Альтернатива западному сырью была, есть и будет. Параллельный импорт – это не главная тема в поставках промышленного сырья.
– С 11 июля начал действовать запрет на импорт ЛКМ из стран ЕС. Как будут замещаться эти поставки? С какими видами судовых ЛКМ ситуация наиболее сложная?
– Рынок судовых ЛКМ составляет примерно 10-15 тыс. тонн. Выпускают покрытия для судостроения минимум восемь российских предприятий. В среднем для предприятия морская тематика – это менее 2 тыс. тонн в год. А выпускает предприятие лакокрасочной отрасли, как правило, не менее 6-10 тыс. тонн в год. Т.е. потребность перекрывается выпуском продукции. Что касается дефицитных видов ЛКМ для судостроения, то "Центрлак" не имеет обращений по этому вопросу ни от потребителей, ни от Минпромторга, ни от ОСК.
– Выход на рынок судовых красок – процесс для производителей длительный и недешевый. Рассматриваются ли какие-то меры по упрощению сертификации продукции в РС и РРР? Появились ли в этом году новые игроки на отечественном рынке судовых красок?
– К сожалению, упрощенный вариант выхода ЛКМ на рынок и снижение стоимости его сертификации не рассматриваются. Хотя он важен, особенно в ситуации сырьевого замещения. Полагаем, упрощение подходов может происходить между потребителем и производителем в индивидуальном порядке. Новые игроки, да, появляются. На ликвидные места всегда есть покупатели. Фиксируем приход на рынок лакокрасочных компаний из Турции, Кореи, даже стран ЕС, которые на свой страх и риск пытаются осваивать российский рынок. Обращаем внимание судовладельцев, что активное использование импортных ЛКМ в прежние спокойные годы деструктивно сказалось на развитии производства отечественной продукции.
Покупая импортные краски, судостроители усиливали производственные возможности других стран, ослабляя тем самым потенциал отечественной лакокрасочной промышленности и экономики страны. Сегодня подтверждается ошибочность и высокие риски такого подхода. Чтобы формировать технологическую безопасность, о которой сегодня так много говорит правительство и президент, необходимо приобретать продукцию отечественных производителей, формировать с ними совместные долгосрочные планы научного и технологического развития. Как это делать и с помощью каких ресурсов, подробно раскрывать не буду. В судостроении эти процессы хорошо известны и отлажены.
– Вы предлагаете верфям и судовладельцам сделать ставку на отечественные ЛКМ. Даже, если не затрагивать тему качества и совместимости красок, встает вопрос, как пережить время, пока наши производители будут тестировать и налаживать выпуск лакокрасочных материалов на базе новых, в первую очередь, азиатских компонентов?
– Российские ЛКМ и покрытия имеют надлежащую сертификацию, аналогичную той, что есть у иностранцев. Испытания всех красок проводились одними и теми же центрами. Все ведущие российские предприятия отрасли имеют хорошо оснащенные лаборатории и высокий научно-технический потенциал, располагают большим опытом. Если производители гарантируют качественные и эксплуатационные показатели своих материалов, в том числе по совместимости, им необходимо доверять. В этом важном вопросе можно опираться на договорную практику. Проверка совместимости материалов – рутинная процедура для лакокрасочников, материалы разрабатываются с учетом химического состава ЛКМ конкурентов и потенциала по совместимости. Российские химики разбираются в процессах взаимозаменяемости материалов на высоком профессиональном уровне. Конечно, хотелось бы, чтобы и аккредитованные лаборатории разработали программы ускоренных испытаний с учетом складывающейся ситуации.
– Будут ли создаваться новые программы развития отечественной химической промышленности и производства российского сырья для ЛКМ?
– Да. Они были и раньше, но, к сожалению, не учитывали технологическую безопасность. С нашей точки зрения, это большое упущение. ЛКМ применяются во всех отраслях промышленности. Этот "малый золотник" получается очень дорогим, так как может остановить целые отрасли промышленности. Изменения программ развития сейчас прорабатываются Минпромторгом. Акцент смещается на развитие химического комплекса, к которому относиться лакокрасочная отрасль и на производство сырья.
Например, в автомобильной отрасли по поручению Минпромторга уже работают рабочие группы, развивающие программы импортозамещения в ЛКМ. В судостроении таких программ нет. Их организацией сегодня никто не озабочен. Хочется надеяться, что специалисты ОСК, Минпромторга заранее оценили положение, потенциал производства и развития ЛКМ, поверили отечественным производителям.